Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.11.2003
УЧИТЕСЬ ПОНИМАТЬ ЯЗЫК СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Ноябрь в Москве – традиционное время фестиваля современной музыки «Московская осень». В этом году он юбилейный, 25-й, и уже 10 лет – международный. Перед началом фестиваля мы попросили председателя Союза композиторов Москвы и главу оргкомитета фестиваля Олега Борисовича Галахова представить те концерты, в которых участвуют молодые исполнители, звучит музыка молодых композиторов, - словом, те программы, которые, возможно, прежде всего заинтересуют музыкальную молодежь. И еще – поделиться размышлениями о том, как научиться понимать язык современной академической музыки.

- В целом, весь наш фестиваль традиционно посвящен премьерам произведений. Их авторы - композиторы разных поколений, в том числе и молодые. Правда, поскольку нынешний фестиваль юбилейный, на нем прозвучит и музыка наших крупных мастеров, уже ушедших из жизни, которые на протяжении многих лет доверяли «Московской осени» премьеры своих сочинений.

Среди исполнителей много молодежи. Это и открывающий фестивальную концертную программу камерный оркестр «Амадеус», созданный 6 лет назад Союзом композиторов Москвы. Руководит им бывший воспитанник Московской консерватории Фредди Кадена. Это и камерный ансамбль Московской консерватории «Студия новой музыки» под руководством Владимира Тарнопольского - молодежный коллектив, который очень лихо и в высшей степени профессионально играет современную музыку. Программы «студийцев» всегда привлекают внимание молодежи, поскольку исполняются самые что ни на есть новинки, музыка, только что вышедшая, как говорится, из-под пера. Представляется интересным и концерт молодых композиторов Швейцарии 3 ноября в Доме композиторов. Исполнитель - Московский Ансамбль современной музыки, организованный 10 лет назад Юрием Каспаровым. Это ансамбль, в котором играют молодые, но уже очень опытные интерпретаторы новой музыки. Или, скажем, такой фестивальный проект: в этом году исполняется 85 лет со дня рождения Кара-Караева – известного нашего классика. Напомню, что Кара-Караев всю жизнь преподавал в Бакинской консерватории, у него был огромный класс. И 5 ноября в Рахманиновском зале мы решили устроить концерт из произведений его учеников разных лет. А 9 ноября в Доме композиторов не менее интересная программа - «Россия – Франция: панорама поколений». Будет исполнена русская советская классика - Александр Мосолов, Николай Мясковский, Лев Книппер – и современная французская музыка: композитор старшего поколения Франсуа Веркен и молодые авторы Рамон Лацкано и Николя Багри.

Очень любопытен, на мой взгляд, будет для молодежи и концерт под названием «Весь мир – театр!» 12 ноября в Доме композиторов. Этот проект возник из не столь уж редкого в последнее время обращения театральных режиссеров к современной музыке, не предназначенной собственно для театра или какого-либо пластического истолкования. В нашем случае будет представлена хоровая музыка в театрализованном прочтении. Это хоры a’capella, написанные такими разными композиторами, как Михаил Коллонтай, Александр Кулыгин, Мераб Гагнидзе, Дьердь Лигети. Хоровые пьесы будут сценически «разыграны» в постановке молодых режиссеров, студентов и выпускников Школы-студии МХАТ под руководством известнейшего мастера Камы Гинкаса. А прозвучат они, кстати, в исполнении молодежного Московского Нового хора и детского хора «Преображение». Вообще, почти все хоровые коллективы, участвующие в фестивале, молодежные. И «Синтез-капелла», и камерный хор «Духовное возрождение», и камерный хор Московской консерватории, и женский хор «Маросейка».

28 ноября сразу два концерта с участием молодежных коллективов, и оба коллектива – гости фестиваля. Это Львовский камерный оркестр Музыкальной академии имени Лысенко под руководством Мирослава Скорика и камерный ансамбль из американского Сиэтла. Примечательно, что в программе американских музыкантов не только музыка их соотечественников, но и сочинения молодых московских композиторов, написанные специально для этих гастролей коллектива. И вот еще: 30 ноября, в последний день фестиваля, в Доме композиторов будет огромный музыкально-этнографический концерт, посвященный столетию со дня рождения известнейшей фольклористки Рудневой. Обычно все концерты, посвященные музыкальной этнографии и проходящие с участием народных коллективов из разных областей России, собирают полный зал молодежи, и это невероятно интересно.

У фестиваля «Московская осень» есть и своя постоянная молодежная аудитория. Это любители современной музыки, которых на протяжении десятилетий воспитывал Григорий Самуилович Фрид в своем знаменитом Московском молодежном музыкальном клубе, существующем уже более 30 лет. В традиционные дни клубных собраний - четверги – мы даем разнообразные программы без скидок на то, что в зале – отнюдь не профессиональные музыканты.

На мой взгляд, как-то специально учить детей для того, чтобы они понимали язык современной музыки, вряд ли нужно. Хотя это, конечно, сложный вопрос, связанный с системой образования. По-моему, понимание академической современной музыки должно идти от начального, с детских лет приобщения к классике - все-таки к классике. В Москве для этого существует довольно широкая сеть детских школ и различных музыкальных студий, центров творчества, открытие которых, насколько я знаю, очень поддерживается Правительством Москвы. Я говорю это к тому, чтобы лишний раз напомнить: на пустом месте невозможно что-либо строить. Человек, который кроме «Му-му» с детства не прочитал ни одной книги, конечно, ничего не поймет, взявшись в сколь угодно зрелом возрасте за чтение сложнейшего современного философского эссе. Любое воспитание – в том числе и музыкальное – это некий процесс, требующий времени, усилий и еще, наверное, присутствия Личности в педагоге, обучающем юное существо.

Вот мне, например, с детства везло на учителей. Все они были музыкантами широких взглядов и все – личности, начиная с учителей в детской музыкальной школе. Моя первая учительница в ДМШ Мария Израилевна Гринблат была воспитанницей Школы имени Столярского в Одессе. Потом она заочно закончила аспирантуру Ленинградской консерватории, причем приехала в Ленинград, что было необязательно для заочников, жила где-то в пригороде и попросту испытывала лишения. А все для того, чтобы постичь Ленинград как колоссальный культурный центр в ежедневном общении с этим исключительным городом! Благодаря ей я избрал в совсем еще детском возрасте путь музыканта. Мне везло с учителями и в музыкальном училище, а в консерватории – судите сами: я учился у Родиона Щедрина по композиции, у Юрия Николаевича Холопова по анализу форм, у Альфреда Шнитке – по чтению партитур. Если педагог действительно крупная личность, он никогда не будет заставлять молодого человека делать то, что считает нужным для себя. Он обязательно увидит индивидуальную склонность своего ученика и постарается раскрыть все нюансы его таланта. Это труд. А быстро - что называется, «с лёту» - молодежь можно увлечь только новинками поп-культуры: да, это возможно, но насколько полезно такое воспитание «на скорую руку» – вопрос спорный.

Я никому ничего не могу навязывать и, разумеется, не собираюсь кого-либо учить, как жить. Фестивалем «Московская осень» мы, московские композиторы, делаем свое дело. Мы представляем ежегодно новинки авангардной, если угодно, музыки во всех ее проявлениях, во всех направлениях и жанрах. В результате у тех, кто посещает наши концерты из года в год, накапливается слуховой опыт, необходимый для понимания языка современного искусства.

Поделиться:

Наверх