Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.04.2010
«ЧЬЯ ВЫ ДОЧЬ, НЕСРАВНЕННАЯ?..»

Жизненный путь одной из самых знаменитых русских эстрадных певиц Анастасии Вяльцевой был подобен движению яркой звезды, упавшей с высот небосклона на пике своего свечения. Вяльцева умерла, когда ей было всего 42 года. Но за короткую жизнь девочка из социальных низов совершила гигантский шаг наверх, добилась признания миллионов и заработала огромное состояние.

Долгое время имя Вяльцевой было под негласным запретом. Выросли поколения людей, не знакомых с ее почти мистической, неуловимой способностью держать в трепетном волнении публику. Тем удивительней, что этот голос, вернее его «тень» на старых, чудом сохранившихся пластинках, заставляет наших суетливых современников вслушиваться в каждую интонацию.

За последние годы появилось несколько книг и газетных публикаций, посвященных судьбе Анастасии Вяльцевой. Их авторы наперебой спешат сообщить о различных загадочных (а таких немало!) страницах биографии певицы. Однако во всех подобных публикациях мы видим Анастасию лишь с 1890 г., когда начался киевский период ее жизни, после которого последовал петербургский. А где и как прошло детство артистки - время, когда в судьбу человека закладывается невидимый фундамент? Если мы узнаем об этом, нам станут понятнее многие поступки этой удивительной женщины. И еще. Практически во всех публикациях отмечено крестьянское происхождение Анастасии Вяльцевой. Я же убежден, что это не так, и выдвигаю собственную версию.

1 марта 1881 г. в Алтухово тогдашнего Трубчевского уезда Орловской губернии у Марии Тихоновны (впоследствии ставшей Вяльцевой) родилась вне брака девочка Анастасия (обратите внимание на первую букву имени). Через два года у нее же появился на свет сын Ананий (и снова первая буква имени - «А»). Кто был отцом этих малышей - Анастасии и Анания? Ответ на вопрос мог бы стать сенсацией для тех, кому небезразлична блистательная и трагическая судьба Анастасии Вяльцевой-Бискупской, но мне он неизвестен. Однако есть некоторые вполне обоснованные предположения.

Уже сам факт рождения не одного, а двух детей говорит, скорее, о долговременной и чувственной связи родителей, чем о мимолетной и случайной. Выстраивая логически цепочку ставших в последнее время известными фактов, можно увидеть заботу и участие в судьбе семьи настоящего отца Анастасии и Анания, находившегося от них неподалеку и помогавшего во многих жизненных ситуациях.

Жениться на матери этих детей гражданин «А» (назовем его временно так) отчего-то не мог – вероятно, в силу какого-либо из двух серьезных для того времени обстоятельств. Это или значительное социальное неравенство, или статус уже женатого человека. Как бы то ни было, гражданин «А» решает устроить судьбу Марии Тихоновны и выдает ее замуж за простолюдина, лесника Алтуховского лесничества Дмитрия Вяльцева. Тот усыновляет детей. Так, спустя несколько лет после настоящего рождения миру являются Анастасия Дмитриевна Вяльцева и Ананий Дмитриевич Вяльцев. Вскоре в новообразовавшейся семье рождается мальчик Яков (как будто подчеркивая огромную разницу в положении отцов - имя на полярную букву алфавита - «Я»). Но новой семье не было суждено долго существовать - Дмитрия Вяльцева убивает в лесу упавшее дерево. (Кстати, сейчас в Трубчевске живет и работает в детской больнице Валентина Николаевна Хапрова, чья прабабушка и Дмитрий Вяльцев - родные брат и сестра).

Казалось бы, после смерти Д. Вяльцева Мария Тихоновна должна была бы, согласно своему бедственному социальному положению, остаться в Алтухово. Но она имеет средства (или получает их) на переезд в Трубчевск, где рассчитывает на помощь настоящего отца своих первенцев. И обретает ее. Для Марии Тихоновны и детей снимается дом по трубчевскому адресу: Курындин ров (в настоящее время - ров Володарского), д.6. Живущий по соседству Нужнов Владимир Васильевич рассказывал, как его дед помогал Марии Тихоновне по хозяйству. Долгое время в этой семье находилась прижизненная фотография певицы с дарственной надписью.

Чтобы поддержать семью, дать образование и соответствующее воспитание своему настоящему сыну, гражданин «А» устраивает Анания в 1875 г. в Трубчевский детский приют (Тюремная площадь, ныне Красноармейская), о чем в Трубчевском краеведческом музее повествуют соответствующие документы. В этих же документах мы находим фамилии попечителя приюта купца Курындина и делопроизводителя приюта Чикачева Сергея Михайловича (он же городской нотариус, он же гласный Городской думы). Оба понадобятся нам для дальнейших рассуждений.

Рядом с приютом располагалась Никольская церковь. Регент этой церкви привлекал наиболее музыкальных детей из приюта к церковному пению. Точно неизвестно, пел ли на службах Ананий Вяльцев, а вот сама будущая звезда русской эстрады свои первые «певческие шаги» делала именно здесь. Регентом служил М.М. Конышев, живший по соседству с семьей Вяльцевых. Этот Конышев с сыновьями был краснодеревщиком, изготовителем музыкальных инструментов и, по словам своей внучки Елены Александровны Мухамедьяновой (Конышевой), водил маленькую Анастасию петь на службу в Никольскую церковь. Мать же певицы Мария Тихоновна была устроена помощницей по хозяйству в дом священнослужителей Стефановских. В этом доме на улице Покровской (ныне Советская) маленькая Анастасия играла вместе со своей подружкой-сверстницей. Воспоминания об этом оставил правнук этой самой подружки Александр Сергеев, ныне директор гимназии под С.-Петербургом. (Кстати, мама Анастасии не была крестьянкой в нашем понимании этого слова. Марию Тихоновну уместнее назвать именно помощницей по дому. Впоследствии в Петербурге, когда певица уже была владелицей четырех доходных домов, Мария Тихоновна помогала дочери управлять хлопотным хозяйством).

Однако представим сложившуюся на тот момент ситуацию. Если допустить, что тот самый гражданин «А» (отец Анастасии и Анания) состоял тогда в законном браке, то одновременное существование в маленьком городе двух его семей делало ситуацию двусмысленной. Так или иначе, принимается решение отправить Марию Тихоновну с тремя детьми в Киев. То, что это решение было принято не ею, сомнений не вызывает. Даже сейчас, спустя сто с лишним лет, переехать женщине с тремя детьми в другой город, тем более такой, как Киев, почти невозможно без определенных условий. Надо знать куда, к кому ехать, где жить, работать, как накормить детей и т.д. Конечно, гражданин «А» мог сам легко решить эту проблему. Но в любом случае интересен выбор Киева как нового места жительства. Вспомним теперь двух работников детского приюта - Чикачева и Курындина. Один из семьи Курындиных - священник, который был вхож в церковные круги Киева и похоронен, кстати, у одного из киевских храмов - Троицкого. В большой семье Чикачевых тоже были киевские родственники. Да и сам Сергей Михайлович Чикачев приехал в Трубчевск с супругой из Петербурга. (Жизненный маршрут певицы удивительно совпадает - Трубчевск, Киев, Петербург).

В 1880 г. начинается киевский этап жизни Анастасии Дмитриевны Вяльцевой. Сохранился снимок того времени. На нем почему-то только Анастасия и Ананий, без Якова. Вглядитесь в их манеру держаться, в прически, одежды. Разве это крестьянские дети? Спустя много лет, уже ставшая знаменитой певицей, блистая в Петербурге, Анастасия Дмитриевна удивляла окружающих изысканными манерами. Даже при дворе поражались красоте и утонченности ее рук, так не соответствовавшим «простому» происхождению. Надо сказать, что своим необыкновенным музыкальным талантом Анастасия Дмитриевна заработала фантастическое состояние, которое оценивалось в 2,5 миллиона царских рублей. Чтобы управлять им, она приглашает брата Анания из Киева. (И опять одного, без Якова. Видимо, связь полнокровных брата и сестры была более прочной. Яков же остался в Киеве). Через много лет, в июне 1941 г., Ананий Дмитриевич решил навестить Якова Дмитриевича. Купил билет на поезд «Ленинград – Киев», но уже на вокзале обнаружил, что забыл дома гостинцы. Он вернулся, решив поменять билет на другой день. Но планам не суждено было сбыться - началась Великая Отечественная война. След Якова Дмитриевича Вяльцева с этого момента теряется навсегда, судьба его поныне неизвестна.

Но обратимся снова к дореволюционным временам. Однажды у певицы возник имущественный спор с одной из граммофонных кампаний (при жизни Вяльцевой было около 500 выпусков грампластинок с ее исполнением). В судебной стенограмме мы читаем ее фразу: «Любой может обидеть женщину, особенно незаконнорожденную». Далее. Вспыхнувший роман с блистательным офицером лейб-гвардии императорского кавалерийского полка Василием Бискупским должен был закончиться свадьбой. Однако моральные устои привилегированного воинского подразделения не позволяли сделать этого. Бискупский был вынужден вызвать на дуэль сослуживца, намекнувшего на незаконное рождение певицы. Брак состоялся, хотя это и стоило Бискупскому места в полку. (По дошедшим до нас сведениям, негласное разрешение на брак дал Василию Бискупскому лично государь император). Наконец, в своем завещании Вяльцева одним из пунктов направляет часть средств на содержание приюта для незаконнорожденных детей.

Так что же - она всю жизнь знала историю своего появления на свет? По крайней мере, свои детские годы и город своего детства певица всю жизнь прекрасно помнила. В 1913 г., умирая в Петербурге, Анастасия Вяльцева просит близких: «Отвезите меня в мой родной Трубчевск». (Это осталось в воспоминаниях современников, так как ее последние слова, последние распоряжения попали в светскую хронику. Некоторые петербургские издания даже выпускали ежедневные бюллетени о состоянии здоровья Вяльцевой - вся страна следила за болезнью любимой певицы). А может, она всю жизнь помнила и настоящего отца? Ответьте сами. Неужели девятилетняя девочка, прощаясь в 1880 г. на трубчевском причале (отплывая по Десне в Киев), могла не знать, не запомнить провожавшего ее семью отца? Ответ этот дала и сама Анастасия для информационного вестника Орловской губернии, хранящегося ныне в библиотеке им. Салтыкова-Щедрина в Петербурге. В нем мы читаем: «Вяльцева-Бискупская Анастасия Дмитриевна (Алексеевна)». Вот оно! Итак, любопытная традиция называть детей по первой букве имени отца приоткрывает биографическую тайну. Один лишь шаг отделяет нас от фамилии человека, давшего жизнь нашей выдающейся соплеменнице.

Поделиться:

Наверх