Изменение ведомственной принадлежности учреждений дополнительного художественного образования – едва ли не самый волнующий сегодня вопрос, напрямую связанный с качеством образования в сфере культуры и искусства. В очередной раз в этом убеждает материал Руфины Досаевой из Астрахани, где говорится о важности работы системы дополнительного художественного образования в том виде, в котором она способна выполнять свои прямые функции. В Астраханской области, как и по всей стране, у этой работы есть и достижения, и проблемы.
В 2009 году президент России Д.А. Медведев, обращаясь с посланием к Федеральному собранию, поставил задачу «дополнительно изучить нынешнее положение провинциальных специализированных учебных заведений». Послание, как известно, утверждало, что «начальное музыкальное, хореографическое образование, преподавание основ живописи и рисунка, театрального искусства должны быть доступны всем детям, в каких бы отдаленных уголках нашей страны они не жили».
Соответственно этому в Астраханской области был проведен анализ действующей системы дополнительного
Но наряду с положительными моментами определяется ряд проблемных вопросов. В первую очередь они связаны с несовершенством законодательного обеспечения системы художественного образования.
Основы законодательства Российской Федерации о культуре гарантируют право граждан на гуманитарное и художественное образование, на выбор его форм и способов обучения. Отношения в области образования регулируются также федеральным законом «Об образовании». Однако указанные нормативные правовые документы не учитывают специфику подготовки музыкантов, художников, танцовщиков и представителей иных творческих профессий. Другие правовые акты, регулирующие вопросы образования в сфере культуры, в большинстве своем носят рекомендательный характер, принадлежат различным ведомствам, не обращены к школам искусств напрямую и не образуют системных документов регламента образовательной деятельности в сфере культуры и искусства.
Важным событием для всей системы отраслевого образования стало утверждение «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства на 2008 - 2015 годы». Ее основная задача – духовное возрождение России, укрепление статуса страны как великой державы в сфере образования, культуры и искусства, развитие человеческой индивидуальности. Особо акцентирована необходимость сохранения трехступенчатой системы образования в сфере культуры и искусства. Концепция указывает на то, что «сложившаяся десятилетиями система профессионального образования в сфере культуры и искусства работает устойчиво и эффективно в тех случаях, когда образовательные учреждения, составляющие три звена, находятся в ведении органов управления культурой».
К сожалению, в нашем регионе в этом году появился первый пример изменения ведомственной принадлежности учреждений дополнительного художественного образования. Согласно решению Совета МО «Черноярский район» от 27 апреля 2010 года МОУ ДОД «Детская художественная школа с.Черный Яр» и МОУ ДОД «Детская музыкальная школа с.Черный Яр» реорганизованы путем присоединения к центру дополнительного образования, являющегося учреждением сферы образования. Такая практика, по мнению директора Учебно-методического центра по художественному образованию Надежды Александровны Касаткиной, может привести к разрушению связей с отраслью культуры и искусства, изменению основной цели учреждений дополнительного художественного образования – выявлению талантливых детей, ранней их профессионализации.
Образовательные учреждения других видов дополнительного образования детей (центры и дома детского творчества, станции юных техников и т.д.) в отличие от детских школ искусств созданы на основе так называемых внешкольных учреждений, кружков самодеятельности, студий различной направленности, которые, в основном, несут функцию досуговых (а не образовательных) учреждений. Дополнительное художественное образование в сфере культуры и искусства имеет свои специфические особенности: многие предметы ведутся исключительно в индивидуальной форме, преподаватели заинтересованы в подготовке своих учащихся как будущих абитуриентов среднего профессионального учебного заведения культуры и искусства, что определяет количество учебных часов в неделю по специальным предметам.
В настоящее время в Государственной Думе находится проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования государственной поддержки дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства. Проект разрабатывается в целях определения специфики функционирования детских школ искусств, имеющей большие традиции, но не отраженной в законодательных и нормативных актах в области образования. При разработке законопроекта депутаты исходят из того, что деятельность детских школ искусств как образовательных учреждений должна строиться на основе программ, учебных планов, классно-урочной системы, с промежуточной и итоговой аттестацией, выпускными экзаменами и выдачей соответствующего итогового документа об окончании школы. Обучающиеся в этих школах наряду с получением общего художественно-эстетического образования приобретают навыки и знания, необходимые для получения в дальнейшем профессионального образования в этой сфере.
О необходимости разработки указанного закона говорилось на парламентских слушаниях по теме «Вопросы развития системы художественного образования», которые состоялись 5 ноября 2009 года. По результатам слушаний были даны рекомендации, в п.7 которых прописано: «Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления:
7.6. Исключить практику присоединения узкопрофильных образовательных учреждений отрасли культуры и искусства к образовательному учреждению другого профиля, а также передачи образовательных учреждений отрасли культуры и искусства в органы управления образованием. Рассмотреть вопрос о передаче образовательных учреждений культуры и искусства, в том числе детских школ искусств, в ведение органов, осуществляющих управление в сфере культуры».
Можно сделать вывод, что решение проблем художественного образования заключается в согласованности организационно-управленческих действий между органами государственной власти, во взаимодействии с органами местного самоуправления, направленного на сохранение первого звена трехступенчатой модели образования в сфере культуры.
Поделиться: