АРХИВ
29.01.2013
ДОРОЖИТЬ ДОСТИЖЕНИЯМИ - БЫТЬ ГОТОВЫМИ К ПОИСКУ

Московскому государственному институту музыки им. А.Г. Шнитке – 20 лет.

Современное музыкальное образование претерпевает ряд серьезных структурных и содержательных изменений. Безусловно, эти реформы отражают веление времени, вместе с тем российское образование в области культуры и искусства отличается самобытностью и устойчивостью.

Думается, что в свете реформы российского образования перед музыкантами – преподавателями высшей школы повсеместно стоит целый ряд вопросов. Как выстроить такую модель образования, при которой сохранение традиций не будет препятствием для формирования современных педагогических методик, а принципы преемственности станут фундаментом для поиска наиболее перспективных путей оптимизации системы музыкального образования в целом? Традиции и инновации, стабильность и движение, тактика и стратегия образовательного процесса – именно эти позиции являются наиболее актуальными для музыкальной педагогики настоящего времени. Решение этих задач и определяет перспективу развития современного музыкального вуза.

Вот уже два десятилетия Московский государственный институт музыки им. А.Г. Шнитке находится в ряду ведущих столичных вузов, готовящих специалистов в области культуры и искусства. Основой для создания института стало одно из старейших музыкальных учебных заведений страны – Музыкальное училище им. Октябрьской революции, которое возникло в послереволюционный период по инициативе известных деятелей музыкального искусства Б.Л. Яворского и Н.Я. Брюсовой. За почти столетнюю историю в училище работали авторитетные музыканты и деятели музыкальной культуры: И.Г. Агафонников, Б.К. Алексеев, А.Б. Гольденвейзер, О.В. Ковалева, А.К. Метнер, А.Г. Новиков, С.В. Протопопов, К.Р. Рюмина, К.С. Хачатурян, П.Г. Чесноков, В.М. Шатерников, А.А. Шеншин, А.Г.Шнитке, К.М. Щедрин, Ю.Д. Энгель.

Из стен училища, а позднее института, вышли широко известные не только в России, но и за рубежом музыканты: композиторы А. Шнитке, Ю. Буцко, В. Темнов; дирижеры, народные артисты России  – В. Елисеев, А. Лазарев, Н. Мешко, Н. Некрасов, Г. Пантюков; исполнители – народные артисты России Н. Баннова, М. Горобцов, В. Зозуля, С.Ф.Лукин, А. Тихонов; заслуженные артисты РФ А. Иванов-Крамской и И. Косаревский; солисты Большого театра России – В. Лынковский и Д. Скориков; солисты Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко – Н. Владимирская и Н. Петрожицкая; солистка «Геликон-оперы» И. Самойлова; лауреаты всероссийских и международных конкурсов А. Гайнуллин, А. Жуков, Д. Калинин, В. Лаврик, С. Осокин, Д.Павлов, Е. Шабалин и многие другие.

В 1999 году институту было присвоено имя выдающегося композитора современности Альфреда Гарриевича Шнитке, творческое становление которого пришлось на годы обучения в Музыкальном училище им. Октябрьской революции. Возглавляет институт профессор, заслуженный работник культуры РФ, кандидат педагогических наук Александр Леонтьевич Дегтярев.

Сегодня МГИМ им. А.Г. Шнитке представляет собой комплексное учебное заведение, в котором решаются задачи подготовки профессиональных музыкантов на всех уровнях: школа - колледж - вуз. Институт успешно реализует практически все направления профессиональной подготовки музыкантов: среднее специальное образование студенты получают в колледже, в вузе по желанию могут получить квалификацию специалиста или степень бакалавра и магистра. Учебная работа в институте ведется на двух факультетах, которые объединяют девять исполнительских кафедр. На оркестровом факультете работает кафедра народных инструментов, оркестровых струнных инструментов, духовых и ударных инструментов, оркестрового дирижирования. Исполнительский факультет включает кафедры специального фортепиано, хорового дирижирования, академического и народного пения, теории и истории музыки. Студентам, специализирующимся по кафедре теории и истории музыки, предоставляются широкие возможности получения дополнительных квалификаций в области композиции, звукорежиссуры и компьютерной обработки звука. Специфика системы обучения на кафедре хорового дирижирования позволяет успешно развивать творческие способности студента в разных областях научных знаний. Значительную лепту в дело воспитания профессионального музыканта (будущего педагога, исполнителя-солиста, артиста творческого коллектива) вносит и межфакультетская кафедра фортепиано.

За годы существования в институте сложился целеустремленный, нацеленный на достижения творческий коллектив талантливых преподавателей, способный решать современные задачи подготовки и воспитания квалифицированных специалистов-музыкантов. В профессорско-преподавательском составе 13 специалистов имеют ученую степень доктора наук, более 40 кандидатов наук, большое число преподавателей, имеющих почетные звания «Заслуженный артист РФ», «Народный артист РФ», «заслуженный деятель искусств РФ», «Заслуженный работник культуры РФ».

Творческий рост студентов колледжа и вуза обеспечивается высокопрофессиональной работой таких опытных, авторитетных музыкантов, как А.С. Белоусова, И.И. Богуславский, В.Б. Болдырев, Ю.А. Вострелов, Р.И. Габдуллин, М.А. Горобцов, И.Ю. Громов, В.А. Дегтярева, Л.Б. Евграфов, Н.А. Комолятов, А.И. Леденев, Ф.Р. Липс, С.Ф. Лукин, А.С. Любимов, И.П. Мозговенко, Е.Е.Наумова, В.Б. Носина В.А. Пикайзен, В.М. Прокопов, В.А. Семёнов, В.О. Семенюк, Е.О. Цветкова и других.

Институт всемерно поддерживает профессиональное становление молодых специалистов (в том числе и выпускников института), которые в тесном сотрудничестве с опытными преподавателями приобретают необходимый опыт и оттачивают свое педагогическое мастерство.

Работа кафедр института отличается слаженностью и согласованностью, ведь воспитание студента-музыканта – процесс сложный и многоступенчатый. Овладение тайнами профессионального мастерства – это совершенствование технических навыков, развитие интеллекта, расширение музыкального кругозора, воспитание исполнительской культуры. Решаются эти задачи последовательно и комплексно, что требует продуманности в выборе методики обучения студента (будущего артиста оркестра или хора, солиста, преподавателя игры на инструменте, хормейстера, дирижера оркестра, музыковеда и т.д.), разнообразия форм и приемов работы с ним. В учебном плане колледжа и вуза удачно сочетаются индивидуальные и мелкогрупповые занятия, различные виды практик (педагогическая, концертная, исполнительская, практика работы с коллективом, лекторско-филармоническая), а практическая часть подготовки подкрепляется аналитико-теоретической и научно-исследовательской работой студентов (подготовка аннотаций, курсовых работ, рефератов, работа над магистерской диссертацией). И все же основная работа со студентом проводится на индивидуальных занятиях, когда урок превращается в творческую лабораторию, где мастерство преподавателя проявляется не только в способности прогнозировать «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский) студента, но и определять перспективу, траекторию его профессиональной реализации.

Совместные усилия профессорско-преподавательского состава института весьма заметны в практических результатах обучения. На протяжении многих лет в институте плодотворно работают завоевавшие известность в музыкальном мире различные творческие коллективы, лучшие из которых в разное время становились лауреатами всесоюзных и международных конкурсов и фестивалей. Среди них симфонический и камерный оркестры, оркестр народных инструментов «Москва», духовой оркестр, оркестр баянов и аккордеонов «Виват, аккордеон!», ансамбли «Серебряная флейта» и «Серенада», хоровые коллективы колледжа и вуза. Студенты института не только участвуют в международных и всероссийских творческих проектах, но и регулярно становятся лауреатами самых престижных конкурсов исполнителей. Уже стало традиционным, что студенты института ежегодно входят в число стипендиатов правительства Москвы, тем самым подтверждая высокий уровень подготовки в избранной специальности, демонстрируя свое искусство на самых престижных концертных площадках Москвы и России.

Безусловно, исполнительская культура будущего профессионала формируется на классическом репертуаре, что отражается в стилистическом и жанровом разнообразии концертных программ студентов. Вместе с тем большое значение в институте придают воспитанию музыканта, способного к восприятию, исполнению и интерпретации произведений современных композиторов.

С 1998 года в институте работает научно-творческий центр современной музыки «Шнитке-центр», а Музей Альфреда Шнитке является единственным в мире. Музей посещают как российские, так и зарубежные музыканты, активно участвующие в научных конференциях, творческих встречах, мастер-классах. За время существования музея его почетными гостями были вдова композитора И.Ф. Шнитке и его сестра И.Г. Комарденкова-Шнитке, известные деятели культуры и искусства А. Ивашкин, А. Бондурянский, З. Брон, Ф. Искандер, Ю. Каспаров, Э. Климов, Р. Леденёв, М. Лубоцкий, Дж. Мак Миллан, В. Полянский, Л. Рошаль, С. Слонимский, Б. Тевлин, Г. Фрид, К. Хачатурян, Ю. Холопов, А. Хржановский, З. Шихмурзаева, А. Эшпай.

Однако руководство института хорошо понимает, что комплексное развитие современного студента невозможно без оснащения его широким спектром теоретических знаний в различных научных областях. Эти задачи успешно решаются на кафедре общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин под руководством профессора З.П. Морозовой. Большое внимание в институте уделяется качеству общего образования студентов, их владению основами философии, социологии, экономики, правоведения, культурологии. Учащиеся получают глубокие знания по истории отечества, русскому языку и культуре речи, с использованием интерактивных средств обучения осваивают премудрости музыкальной информатики, изучают английский, немецкий и итальянский языки. Учитывая специфику музыкального вуза, одно из важнейших направлений деятельности кафедры связано с развитием предметов общепрофессионального цикла – музыкальной психологии, эстетики, истории искусства. В институте активно пропагандируются ценности здорового образа жизни, студенты с удовольствием занимаются в секциях футбола, баскетбола, волейбола, настольного тенниса, рукопашного боя, шейпинга, стрельбы, плавания, а также бильярда и шахмат.

Огромный опыт исполнительской и педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава института наглядно проявляется в продуктивной методической работе. Многие преподаватели института являются постоянными председателями и членами жюри престижных международных и региональных конкурсов, научно-практических конференций, участниками мастер-классов в России и за рубежом. За последние несколько лет преподавателями института успешно защищены диссертационные работы по актуальным темам искусствоведения, музыкальной педагогики и психологии, в том числе на соискание степени доктора наук. Творческие интересы профессорско-преподавательского состава института связаны с проблемами развития музыкальных жанров и форм в контексте различных музыкальных стилей, посвящены анализу творчества современных композиторов (большое внимание при этом уделяется творчеству А.Г. Шнитке и его современников), нацелены на разработку методических аспектов современного музыкально-теоретического образования.

Особое место в работе института занимает подготовка методических и учебных пособий для вузов - как самостоятельных, так и в составе авторских коллективов Московской консерватории, РАМ им. Гнесиных, Государственного института искусствознания. Лучшие из выпускников института получают послевузовское образование в аспирантуре и успешно защищают кандидатские диссертации по специальности 13.00.02 – теория и методика воспитания и обучения (музыка), тем самым значительно расширяя поле своей профессиональной деятельности. Работу с аспирантами ведут авторитетные ученые – доктор педагогических наук Г.М. Цыпин; доктор искусствоведения Е.Б. Долинская; доктор педагогических наук О.П. Радынова; доктор педагогических наук П.А. Хазанов. Целью аспирантуры является восполнение дефицита научных кадров в области музыкальной педагогики, в том числе среди преподавателей института. В институте целенаправленно формируется творческая среда, в которой есть разнообразные возможности для самовыражения и самореализации молодых музыкантов в педагогической, исполнительской, научно-исследовательской деятельности.

В настоящее время подготовка специалистов в институте имеет, по сути, целевой характер, что обусловлено недостатком преподавателей с высшим профессиональным образованием в музыкально-образовательных учреждениях Москвы и Московской области, необходимостью обновления преподавательского состава самого института. Выпускники восполняют также дефицит профессиональных кадров в различных регионах России. Анализ данных трудоустройства последних лет показывает, что 93% подготовленных вузом специалистов после окончания института работают по профилю полученной специальности. Большинство выпускников колледжа успешно продолжают свое обучение как в институте, так и в других ведущих вузах: МГК им. П.И. Чайковского, РАМ им. Гнесиных, ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова.

Выпускники института успешно сочетают педагогическую работу в ДМШ и ДШИ Москвы, Московской области, регионах с концертной, творческой работой в оркестрах, театрах и учебных заведениях. По отзывам работодателей, они имеют достаточно высокий уровень теоретической и практической подготовки, хорошо ориентируются в решении профессиональных вопросов, что помогает им быстро адаптироваться в учреждениях искусства, культуры и образования. Институт поддерживает тесные связи с выпускниками через проведение творческих мероприятий (исполнительских конкурсов и фестивалей, музыкально-теоретических олимпиад, конкурсов творческих работ и т.д.), научно-практических конференций, через профориентационную работу и кураторскую работу кафедр.

Для института очень важно, что профессиональное продвижение выпускников осуществляется в таких коллективах, как оркестр и оперная труппа Большого и Мариинского театров, как АСО МГАФ и оркестр кинематографии, камерные оркестры «KREMLIN» и «Времена года», оркестр русских народных инструментов им.  Н.П. Осипова, московский театр «Новая опера», хоры им. М.Е. Пятницкого и русской песни ВГТРК, ансамбль «Русская песня», ансамбль песни и пляски ВВС, хор п/у В.Минина, капелла им. А.А. Юрлова и многих других.

Сегодня перед институтом стоят масштабные задачи, касающиеся как тактики, так и стратегии развития музыкального образования в целом. В своей деятельности педагогический корпус постоянно нацелен на активный поиск средств и методов обучения, которые наиболее полно соответствуют запросам настоящего времени. Очевидно, что в современном мире актуален вопрос о востребованности профессионального музыканта, его творческой реализации, которая зависит не только от его профессиональной «дееспособности». Немаловажна социально-психологическая адаптация молодого специалиста, выражающаяся в способности недавнего выпускника вуза к разноплановой деятельности в сфере культуры и искусства, многофункциональности его теоретических знаний и практических умений. Учитывая эту необходимость, институт тесно переплетает традиционные подходы к воспитанию студента-музыканта, опирающиеся на апробированные временем методы обучения, и инновационные технологии, связанные с максимальным включением в образовательный процесс компьютерных средств обучения и интернет-ресурсов. И работа в этом направлении представляется наиболее перспективной для организации деятельности высшего учебного заведения в условиях реформирования и оптимизации всей системы музыкального образования.

Будучи единственным музыкальным вузом, находящимся в ведении правительства Москвы, институт в тесном сотрудничестве с Департаментом культуры города Москвы и Учебно-методическим центром развития образования в сфере культуры и искусства успешно осуществляет программы повышения квалификации музыкантов-преподавателей ДМШ и ДШИ, реализует просветительские проекты, направленные на формирование высокой слушательской культуры детей и юношества.

Руководство института видит дальнейшее развитие учебного заведения в единстве нескольких важных направлений работы. Это:

1) разработка современных методик, новых педагогических технологий и их внедрение в практику обучения;

2) разработка и апробация методик подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для Москвы и Московской области;

3) консультативная и профориентационная работа с профессионально перспективными детьми и подростками на предпрофессиональных отделениях ДШИ Москвы. В 2012 году институтом получена лицензия на открытие ассистентуры-стажировки по направлению подготовки «Культура и искусство». В ближайшей перспективе - открытие аспирантуры по специальности «Музыковедение», в рамках реструктуризации системы музыкального образования Москвы ожидается расширение комплекса «школа - колледж - институт».

Подводя итоги 20-летнего существования вуза и почти 95-летней истории развития учебного заведения, можно смело говорить о том, что его профессорско-преподавательский состав имеет большой творческий потенциал, позволяющий реализовывать интересные и разнообразные проекты творческой и научно-методической направленности. В общем русле развития музыкального профессионального образования России МГИМ им. А.Г. Шнитке дорожит своими достижениями, сохраняет свою самобытность и готов к творческому поиску.

Поделиться:

Наверх