Top.Mail.Ru
АРХИВ
28.10.2014
НОЧЬ МУЗЫКИ КАК ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Этот день гнесинцы во главе с директором МССМШ Михаилом Хохловым приближали как могли – за эпопеей с реконструкцией исторического здания школы­десятилетки на Знаменке последние 14 лет следил весь музыкальный мир. Борьба за возвращение в родные стены шла на самом высоком уровне – в ход шли и постановления московского правительства, и поручения президента, и митинги, на которые педагоги, воспитанники и все сочувствующие выходили в оранжевых касках, с плакатами «В защиту Гнесинки». Теперь все это стало частью истории, о которой рассказывает выставка в фойе отреставрированного концертного зала: гнесинцы победили, и символом этой победы стала «Ночь музыки на Знаменке», состоявшаяся 1 октября.

Стараниями Михаила Хохлова обновленная школа стала не только краше, но и больше прежней: благодаря присоединенным флигелям общая площадь учебных помещений возросла в три раза. Блестяще решен вопрос с инструментарием – как известно, один из самых острых для всех детских музыкальных школ. По количеству первоклассных роялей, предназначенных для учебного процесса, – а это 53 рояля Steinway & Sons, два концертных рояля Fazioli и дисклавир Yamaha – МССМШ им. Гнесиных сегодня находится на первом месте среди всех музыкальных учебных заведений страны. Преобладание роялей Steinway & Sons здесь не случайно: в школе, нацеленной на воспитание профессионалов, дети с самого раннего возраста будут осваивать инструменты, которыми оснащены все ведущие мировые концертные площадки. Кроме того, обновлен весь парк оркестровых инструментов, а в концертном зале впервые появился орган фирмы Glatter Gotz, официальное открытие которого намечено на  март 2015 г.

Первым большим концертом в отреставрированном здании стала «Ночь музыки на Знаменке», приуроченная к Международному дню музыки. Интригующий подзаголовок мероприятия – Skype-концерт – ясно давал понять, что действо предстоит необычное. То, как именно все будет происходить, до последнего момента было неясно даже самим организаторам – но именно эта непредсказуемость и придавала вечеру особое очарование.

Одним из главных героев стал дисклавир – изобретение фирмы Yamaha, представляющее собой полноценное фортепиано (в данном случае – рояль, но существует и в виде пианино) с электронной начинкой, позволяющей приводить в движение всю механику инструмента и воспроизводить записанные ранее музыкальные композиции без участия человека. В каком-то смысле дисклавир можно назвать далеким потомком пианолы, вышедшей из употребления в начале ХХ века. Но и 100 лет спустя вид самоиграющего инструмента вызывает восторг у публики, а весь спектр его возможностей в музыкальном образовательном процессе еще только предстоит узнать.

Именно с помощью дисклавира в одном концерте удалось собрать звездных воспитанников школы – Бориса Березовского, Константина Лифшица, Юлианну Авдееву, Александра Кобрина, Эдуарда Кунца, Николая Токарева и Даниила Трифонова, поочередно исполнивших «Картинки с выставки» Мусоргского. «Прогулки» между «картинками» озвучил оркестр «Гнесинские виртуозы» под управлением Михаила Хохлова, а также юные солисты за органом и челестой. При этом на сцену гнесинского концертного зала поднялись только Березовский и Токарев, а игру остальных можно было услышать в «живом» воспроизведении дисклавира в сочетании с видеозаписями выступлений пианистов на широком экране. «Эффект присутствия» музыкантов в реальном времени удался в полной мере: а между тем, все номера были записаны заранее на дисклавирах, расположенных в разных городах мира (Гамбург, Нью-Йорк и Москва). Жаль только, что к дисклавирному «флешмобу» не присоединился Евгений Кисин, чья видеозапись с исполнением «Богатырских ворот» завершила цикл.

Второе отделение менее всего походило на академический концерт и скорее напоминало капустник: знаменитые выпускники поздравляли alma mater из разных городов России, Германии, Испании, Голландии и Америки в режиме skype-конференции, сидящие в зале передавали приветы друзьям, а модератором выступал ведущий Артем Варгафтик. Видеопослания чередовались с музыкальными номерами, продемонстрировавшими отменное чувство юмора как школьников, так и их педагогов. Среди самых ярких – фортепианный дуэт А. Цфасмана «Снежинки» в исполнении Николая Воронова и Марианны Шалитаевой, «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро» в версии для ансамбля духовых инструментов под руководством В.И. Пушкарева и номер Ростислава Шараевского, артистично исполнившего ударно-речевую композицию на разных частях своего тела. Публика разошлась в начале первого: «Ночь музыки на Знаменке» прошла на ура.  

 

Поделиться:

Наверх