Опубликованная в октябрьском номере газеты «Играем с начала» «Концепция начального музыкального образования в детской школе искусств» (разработка Научно-исследовательского и методического центра ЦМШ при Московской консерватории, кафедры методологии и методики художественного образования Тольяттинского института искусств, директора ДМШ № 1 г. Оренбурга Т.О. Барбазюк под общим руководством профессора М.М. Берлянчика) вызвала полемические отклики наших читателей. В их числе - директор ДШИ № 3 Нижнего Тагила Е.В. Милевская и директор научно-образовательного центра арт-педагогики, профессор Тверского государственного университета В.П. Анисимов.
Проект Концепции - безусловно, документ, заслуживающий внимания и вызывающий большой интерес у сообщества людей, причастных к проблемам начального художественного образования.
Прежде всего, радует то, что для создания Концепции объединились методисты, музыковеды-профессионалы и практики, директора ДМШ и ДШИ. Сделана попытка предъявить в одном документе общественную значимость, научное обоснование, методологические направления и практическое содержание начального музыкального образования. Такого документа музыкальному сообществу явно не хватало, на сегодняшний день противопоставить ему нечего. Удручающе примитивное Положение об учреждении дополнительного образования, разрозненные публикации по проблемам музыкального воспитания, методические вступительные статьи к примерным государственным программам – вот тот перечень материалов, из которых можно почерпнуть представления о сегодняшнем значении начального музыкального образования. Поэтому программный документ такого характера крайне необходим.
Концепция – это своего рода декларация о намерениях и план действий на будущее. Вот когда вникаешь в план действий на будущее, возникает ряд вопросов. Прежде всего, это касается совершенствования структуры музыкальной школы (гл.2).
Первый этап, 1 - 4 классы (5/6 - 9/10лет), предполагается, судя по тексту, сделать завершающим для определенной части детей (с выдачей документа). Переход на второй этап обучения происходит по желанию родителей и учащихся. При этом на первом этапе необходимо воспитать у ребенка «потребность общения с музыкой и другими видами искусства», приобрести «элементарные знания, необходимые для слушания и адекватного восприятия популярных музыкальных произведений». Более 40 лет работая в школе, как руководитель и как преподаватель, могу с уверенностью сказать, что к 9-10 годам подобный комплекс воспитать у ребенка возможно только в редких случаях, когда он растет в музыкально образованной семье, постоянно посещающей концерты, участвующей в музыкальном образовании ребенка. И даже тогда сам возраст не предполагает наличия у ребенка сложившегося аналитического подхода к музыкальным явлениям, без которого невозможен устойчивый интерес, внимание, «адекватное восприятие» музыки, пусть даже и популярной. Кроме того, любой опытный преподаватель скажет, что 3-4- класс (9-10 лет) является одним из трудных моментов в развитии ребенка: именно в этот момент он склонен отторгнуть необходимость достаточно длительных занятий на инструменте, необходимых для «овладения базовыми навыками игры на инструменте», как сказано в Концепции. Чаще всего только в результате переговоров с родителями, бесед с самим ребенком, каких-то неординарных действий удается сохранить «задумавшегося» ученика и получить в 7 классе хороший результат: нередко это продолжение профессионального обучения и благодарность самого ребенка, осознавшего свою ошибку.
Возникает еще и вопрос программы для предмета «слушание музыки», так как занятий по музыкальной литературе у первого этапа обучения не предполагается. Программы такие существуют, но в соответствии с возрастом обучаемых они предполагают обращение к коротким фрагментам музыкальных произведений. Сам курс не носит какой-либо завершенности, строится больше на эмоциональном восприятии и отклике, чем на осознанном внимании. Думаю, что вряд ли в процессе обучения на первом этапе, по версии Концепции, будет возможность массово привить необходимую для слушателя музыкальную культуру.
У каждого ребенка свой алгоритм развития. Один поражает ярким исполнением в 5 лет и кажется очень перспективным для обучения, а потом угасает. Другой может все 7 лет казаться «серой пташечкой» и за два месяца до выпускного экзамена дозреть, превратиться в «прекрасного лебедя». Таких случаев было много в моей директорской практике. Толчком для созревания бывают и моменты каких-то ярких впечатлений от выступлений музыкантов, и передача ученика в руки более профессионального и даровитого преподавателя. В любом случае, мне кажется, нельзя прерывать обучение в 9-10 лет, мы потеряем много способных детей. Оппоненты возразят, что решение о возможности продолжения обучения принимает ребенок или родитель, - воспитывайте любовь к музыке и продолжайте заниматься! Но само существование такого законченного этапа, предполагающего выдачу документа, породит у власти (особенно муниципальной, которой накладно содержать ДМШ и ДШИ) желание установить определенный финансовый ограничитель на каждый этап обучения. Я считаю, что для детей, принимаемых в школу в возрасте 5-6 лет, более разумным было бы оставить семилетний срок обучения без деления на этапы. Другое дело - дети, поступающие в школу в возрасте 9-11 лет. В этом случае пятилетний срок обучения оправдан и соотношением с учебой в общеобразовательной школе, и уровнем развития интеллекта ребенка. Он предполагает более быстрый темп подготовки и дает хороший результат, проверенный многолетней практикой.
Еще один момент настораживает в Концепции. Это перечень предметов для каждого этапа. Ни в одном из этапов не сохранен «предмет по выбору». Из своего опыта знаю, как важен этот предмет, особенно для учащихся, нацеленных на профессиональное обучение: благодаря «предмету по выбору» большое число детей обрели свой путь в музыке. Наша школа более двадцати лет в сотрудничестве с Нижнетагильским колледжем искусств занимается ранней профессиональной ориентацией учащихся. Именно в силу возможности попробовать себя в другой специальности, например в вокале, на духовом или ударном инструменте, из способных, но неудачно выбравших себе инструмент детей, получались не просто хорошие выпускники школы, а одаренные профессионалы. «Предмет по выбору» в школах искусств в настоящее время имеет большой перечень направлений. Он дает возможность расширить кругозор, получить дополнительные навыки, познакомить с современными музыкальными технологиями и обязательно должен присутствовать на втором и третьем этапе обучения.
Это лишь некоторые итоги первого общего восприятия документа, который нужно обсуждать серьезно и детально. Еще раз хочу подчеркнуть важность появления Концепции, особенно глав, касающихся методологических предпосылок модернизации содержания и методов начального музыкального образования, дидактических принципов преподавания в музыкальной школе. Тем более что здесь собраны все те основополагающие закономерности, на которых и строится в настоящее время обучение. Закономерности, которые были найдены лучшими педагогами русской музыкальной школы, отобраны временем, практикой. Хорошо, что они сохранены, собраны и сформулированы на уровне современной педагогической лексики.
Поделиться: