Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.05.2008
ЕГЭ: Вопрос, оставшийся без ответа

В данной статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с введением Единого Государственного Экзамена и применением его в системе образования, освещаются проблемы, возникающие в высших и средних профессиональных учебных заведениях в сфере культуры и искусства при подготовке и проведении ЕГЭ.

Аббревиатуру ЕГЭ сегодня легко расшифровывают, пожалуй, все. Эксперимент по новой форме итоговой аттестации школьников идёт уже шестой год и экспериментом только формально числится, на деле же захватывает с каждым годом всё новые области и республики. В 2006 году ЕГЭ сдавали школьники в 78 субъектах Федерации.

В договоре на проведение ЕГЭ, который Рособрнадзор заключает с очередным субъектом Федерации, есть пункт о неразглашении итогов эксперимента, однако отчёта ни педагогическое сообщество, ни общественность не получают. Сторонники приводят три основных «за»: 1) Искоренение коррупции на переходе из школы в вуз.

2) Устранение субъективности учителя, который сам ребёнка учил и сам проверял в итоге его знания на выходе.

3) Облегчение детям из глубинки поступления в столичные вузы. Противники говорят, что коррупция сместилась от объявления «Готовлю к ЕГЭ» к «Готовлю в вуз». Субъективность учителя сменилась возможностью за «вознаграждение» получать готовые ответы на тесты во время экзамена.

Вместе с тем, несмотря на положительные результаты тестирования, дальнейшее обучение ребёнка из глубинки в учебном заведении становится не возможным из-за отсутствия у родителей средств на его содержание в другом городе.

Кроме того, нельзя не брать во внимание мнение многих педагогов о том, что процесс обучения, направленный на развитие творческих способностей детей, сводится к их «натаскиванию». Для заполнения теста творческие способности ни к чему, нужен только объём формальной информации.

Есть и еще одна «бомба», заложенная в ЕГЭ. Дети, не сдавшие его, не получают документ о среднем (полном) общем образовании. Куда они пойдут? Кто их возьмёт на работу без формального документа? Что будут делать их родители: выходить на митинги или покупать свидетельства о результатах единого государственного экзамена?

Федеральный Закон от 09 февраля 2007 № 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена» вступает в силу с 1 января 2009 года. Начинался эксперимент с пяти субъектов Российской Федерации. В 2007 году только четыре субъекта — Нижегородская область, Приморский край, Чеченская Республика и Корякский автономный округ — не участвуют в ЕГЭ, в 2008 году, в соответствии с Федеральным Законом он пройдёт повсеместно. Однако обязательным станет только с 2009 года.

В 2008 году в органы управления культуры субъектов Российской Федерации поступила дополнительная информация о том, что Приказ Роскультуры от 05.04.2007 № 233 «Об участии федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, находящихся в ведении Федерального агентства по культуре и кинематографии, в эксперименте по введению единого государственного экзамена в 2007 году», согласно которому образовательные учреждения имели возможность без результатов ЕГЭ осуществлять прием и зачисление абитуриентов на 50% образовательных программ, на 2008 год уже не распространяется.

Единый государственный экзамен обсуждается очень горячо. Много вопросов, выступлений. Чувства уверенности в том, что закон бесспорно полезен, пока у большинства не возникает. Существует профессиональное мнение, что ЕГЭ приводит к отходу от фундаментальности в нашем образовании, от развития личности, от развития логического мышления. Большинство противников ругают именно тестовую часть экзамена, сами формулировки вопросов, мотивируя это тем, что, во-первых, тесты не входят в закон, а разрабатываются дополнительно к закону. Во-вторых, имеет место разительное отличие нынешних тестов от разработанных ранее. Каждый год вносятся коррективы. Если вопрос можно трактовать не однозначно, спор решается в пользу ребенка.

По каждому предмету существуют тесты трёх видов. В первой части необходимо выбрать ответы из предложенных вариантов. Во второй — уже качественные задачи, а в третьей — задачи олимпиадные. Здесь и нужно искать ответ на вопрос о том, снижает ли ЕГЭ уровень образования. Полагаем, что олимпиадные задачи решают несколько сотен выпускников в стране. Все формулы, все законы, которые изучают школьники, в учебниках сохранились, логическому мышлению учеников будут продолжать учить. Может быть, только тот, кто совсем не посещал школу, а желает экстерном сдать экзамены, будет готовиться только к части А. Школа же, будет готовить ко всем трём частям, включая и высокий уровень части С. Конечно, было бы желательно, если бы за школьником осталось право выбирать форму экзамена.

К сожалению, с введением Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», при поступлении в средние и высшие профессиональные учебные заведения не останется льгот для медалистов.

Согласно вышеуказанному Федеральному Закону, вне конкурса смогут поступать дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дети-инвалиды, инвалиды I и П групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях; граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, если доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Преимущественным правом на поступление будут обладать граждане, уволенные с военной службы, дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, полученных ими при участии в проведении контртеррористических операций или иных мероприятий по борьбе с терроризмом. Депутаты также приняли поправку, согласно которой без вступительных испытаний по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта принимаются чемпионы и призёры Олимпийских игр, Параолимпийских игр и Сурдоолимпийских игр.

Победители и призёры заключительного этапа всероссийских школьных олимпиад, члены сборных команд Российской Федерации, которые участвовали в международных олимпиадах по общеобразовательным дисциплинам и сформированных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, также принимаются без вступительных испытаний в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю всероссийской или международной олимпиады.

Устанавливается, что ЕГЭ проводится органом власти федерального уровня. Для проведения экзамена формируются специальные федеральные базы данных и базы данных субъектов Российской Федерации. Цель ЕГЭ заключается в том, чтобы совместить государственную итоговую аттестацию выпускников школ и вступительные испытания в государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования. Тем школьникам, которые сдали ЕГЭ, выдается свидетельство о результатах единого государственного экзамена. Срок действия свидетельства истекает 31 мая года, который следует за годом сдачи экзамена. При поступлении в ВУЗ, в котором требуется специальная подготовка и определённые творческие, психологические и физические способности абитуриента, наряду с ЕГЭ могут проводиться дополнительные вступительные испытания. Отдельным вузам может быть предоставлено право дополнительных вступительных испытаний. Перечень таких вузов и специальностей, по которым могут проводиться дополнительные экзамены, утверждается Правительством Российской Федерации.

Большая проблема встаёт перед высшими и средними профессиональными учебными заведениями в сфере культуры и искусства.

Во-первых, во многие творческие вузы осуществляется приём на базе только среднего специального профессионального образования. А стандартами подобных учебных заведений не предусмотрено изучение того же русского языка на протяжении четырёх лет обучения с тем же количеством часов, как у школьников 11, (12) классов. Да и итоговая аттестация проводится только по творческим специальностям. Как быть в такой ситуации тогда выпускникам, получившим базовое среднее профессиональное образование в области культуры и искусства, желающим учиться дальше? Нанимать ли репетиторов, чтобы срочно подготовиться по школьной программе к сдаче ЕГЭ, и потом его ещё надо где-то сдать. Это при том, что выпускников вышеуказанных средних учебных заведений никто не освобождает от подготовки положенных для них итоговых государственных экзаменов, и необходимостью готовиться к творческим испытаниям. Да и понятно, что с одним результатом ЕГЭ по такому предмету, как русский язык невозможно поступить на специальность хореографии или фортепиано, необходима соответствующая предварительная подготовка. Таким образом, талантливые выпускники творческих ССУЗов, которые в перспективе могли бы стать гордостью нашей страны, известными музыкантами, хореографами, художниками и т.д. могут просто не поступить в выбранные ими творческие ВУЗы из-за низкой сдачи ЕГЭ, или отсутствия такового результата, а школьники, которые имеют высокие баллы по ЕГЭ, но неподготовленные профессионально, имеют все шансы учиться?

Поделиться:

Наверх