Top.Mail.Ru
АРХИВ
10.02.2011
«ИМИДЖЕВЫЙ КАПИТАЛ» ПЕТРОЗАВОДСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

Беседа с ректором Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова - заслуженным деятелем искусств России, заслуженным артистом Карельской АССР, заведующим кафедрой народных инструментов, профессором В.А. Соловьевым.

- Владимир Александрович, насколько текущий учебный год в консерватории сопоставим с прошлым учебным годом, отчет о котором я прочитала и поняла, что у вас было немало причин испытать чувство удовлетворения и даже радости?

- У нас и сейчас есть все основания радоваться, потому что при кризисной ситуации, которая существует в стране, особенно в области финансирования культуры и образовательных учреждений сферы культуры и искусства, нам все-таки удалось построить новый концертный зал - пристройку к учебному корпусу. Министерство культуры выделило 15 миллионов рублей на новый большой электронный орган - он будет приобретен и установлен в зале во второй половине года. Уже куплены два «Стейнвея». Открывать зал – кстати, на 400 мест, - собираемся в конце марта.

На Большой зал мы возлагаем большие надежды. Планируем серии абонементных концертов, предполагаем развитие платных услуг – таково, как говорится, веление времени: надо зарабатывать деньги. Но главное дело – перенести в зал фестивали и конкурсы, которых у нас в Петрозаводске уже немало. В марте состоится международный конкурс исполнителей на духовых и ударных «Серебряные звуки», в начале апреля - Конкурс исполнителей на народных инструментах имени Альбина Репникова, тоже международный. В конце года, в рамках декабрьского фестиваля «Онежская зима», у нас пройдет уже Второй международный конкурс юных пианистов имени Шопена, основанный при участии консульства Польши. В Большом зале в конце года планируем также совместный концерт нашего симфонического оркестра с итальянским хором и итальянским дирижером. Еще в прошлом году мы подписали творческий договор с Флорентийской консерваторией и считаем очень важным развитие сотрудничества с итальянскими коллегами. В прошлом же году у нас прошла великолепная конференция «Композиторская техника как знак», посвященная 90-летию со дня рождения выдающегося музыковеда Юзефа Геймановича Кона, а в сентябре, на базе нашего Большого зала, собираемся провести уже международный симпозиум. Мы надеемся, что новый концертный зал даст нам возможность осуществить многие другие проекты и, конечно, будет способствовать имиджу нашей консерватории как современного, активно работающего высшего учебного заведения, в котором, хочу заметить, с нынешнего учебного года открыт самостоятельный совет по защите кандидатских диссертаций. Так что будем развиваться.

- Вы упомянули о начале сотрудничества с консерваторией Флоренции, но, насколько мне известно, этим договором далеко не ограничиваются международные связи вашей консерватории?

- Нет, конечно. Например, буквально только что мы с проректором по международным связям профессором Александром Александровичем Утробиным ездили в Китай на прослушивания студентов Шанхайской консерватории, которые собираются в начале будущего учебного года приехать к нам учиться. Это 23 человека. В прошлом году мы подписали с Шанхайской консерваторией соглашение на подготовку студентов по специальностям фортепиано, струнные, духовые и народные инструменты, академическое пение. Выбранная схема обучения – «два плюс три». То есть, два года они учатся у себя, изучают русский язык, затем приезжают к нам, поступают на третий курс, обучаются у нас два года по сопряженным планам, уезжают в Шанхайскую консерваторию, где получают диплом бакалавра, а потом возвращаются, доучиваются у нас еще один год и получают диплом специалиста. Помимо этого у нас уже учатся 14, если не ошибаюсь, китайских студентов.

- А своих студентов вы отправляете за рубеж?

- Наши студенты постоянно выезжают, чаще всего в Финляндию - у нас творческие контакты с тремя финскими учебными заведениями: в городах Йоэнсуу, Кухмо и Коккола. Но они не обучаются, а ездят туда как бы на практику, или стажировку, в которой финская сторона очень заинтересована. Финны приглашают наших ребят для игры в симфоническом оркестре, и 10-12 студентов регулярно, раз и даже два раза в полгода, выезжают, чтобы поддержать финские оркестры. А финские студенты и педагоги приезжают к нам на семинары или те же стажировки. Мы, тоже уже давно, поддерживаем контакты и с консерваторией в норвежском городе Тромсе. И, кстати, там некоторые наши студенты даже учатся, ну и стажировку проходят тоже, получают степень магистра. (Мы еще не открыли магистратуру при консерватории, это пока в перспективе). У нас есть творческие контакты с учебным заведением США - Университетом штата Миннесота в городе Дулуте. Но это только обмен концертами. Недавно в Дулуте выступали наши музыканты: пианист Виктор Портной - проректор, заведующий кафедрой специального фортепиано – и скрипач Николай Кузнецов, доцент кафедры струнных инструментов. А 12 февраля мы принимаем струнное трио в составе профессоров из Университета Миннесоты в Дулуте.

- Если вернуться к иностранным студентам, которые учатся у вас…

- Это не только китайцы. Приезжают учиться из Кореи, иностранцами являются и граждане стран СНГ – у нас, например, белорусы учатся…

- Кто, на ваш взгляд, выигрывает в сравнении по подготовке – наши или иностранные абитуриенты, студенты? Что вы можете сказать, например, о недавно прослушанных вами претендентах из Китая?

- Они разные. Некоторые соответствуют нашему уровню, а кто-то недотягивает, и таких придется доучивать. Посмотрим, как получится. Может быть, им придется на год больше учиться у нас, чтобы выйти на требуемый исполнительский уровень. Все-таки в Китае обучение музыке сильно отличается от российского. Наша трехступенчатая система дает, действительно, самое современное образование. В Китае такого нет. Более того, как мне сказали, там всего две музыкальные школы – это на миллиард триста миллионов жителей! – и нет среднего звена. Люди обучаются частным образом и затем поступают в консерватории. Конечно, это не сравнить с российским базовым образованием, даже при том, что у нас сейчас идет, я бы сказал, упадок, а не развитие.

- Да, сейчас конструкция из трех звеньев пошатнулась, все опасаются нового закона об образовании. Каково, кстати, ваше отношение к закону?

- Нельзя ломать наши образовательные традиции, ни в коем случае! Десятилетиями формировалось то, что существует в музыкальном образовании или хореографическом, а теперь вдруг возникают идеи, что, например, обучение балету нужно начинать только в 14-15 лет. Да наши танцовщики к 17 годам уже поступают работать в театры! Какой пианист получится из человека, если он в 15 лет впервые подошел к роялю?!.. В Министерстве культуры все эти проблемы понимают, но судьбы вершит Министерство образования и науки. Между тем, наша система музыкального образования совершенна. Она остается такой до сих пор, невзирая на то, что музыкальные школы перевели в ранг учреждений дополнительного образования. Школы на практике все равно выполняют функцию «первой профессиональной ступени», или предпрофессионального образования. В законе подбирались даже к среднему звену – «зачем, для чего»? Кстати, мы открыли обучение по программам среднего образования при нашей консерватории, и это очень здорово, что сами готовим себе талантливых ребят. Но почему мы еще это сделали? Ведь, не дай бог, сократят самостоятельные музыкальные колледжи или училища! Вот такая подстраховка.

- В Петрозаводской консерватории, по-моему, есть еще и какие-то необычные факультеты?

- Не совсем так. Прежде всего, мы обучаем по всем предметам, необходимым в системе высшего музыкального образования. До недавнего времени у нас не преподавалось оперно-симфоническое дирижирование, но вот уже три года мы и дирижеров готовим по всем специальностям: хоровое дирижирование, дирижирование народным оркестром и оперно-симфоническое. Третий год у нас существует факультет художественного образования – так же, как и в Нижегородской консерватории, - на котором мы готовим учителей музыки для общеобразовательных школ.

Но что действительно необычно и даже уникально, это наша кафедра музыки финно-угорских народов. Возглавляет ее профессор Вячеслав Леонидович Калаберда, в недавнем прошлом ректор Петрозаводской консерватории, инициировавший создание этой кафедры, которая сегодня успешно развивается. Кроме того, в этом году мы вновь провели прием на курс подготовки драматических актеров для Национального театра Карелии. Петрозаводск – город театральный, здесь существует пять театров, и один из них – Национальный, в котором спектакли идут на финском и карельском языках. Это наше решение я считаю правильным, потому что нигде в России, в том числе и в ведущих театральных вузах Москвы и Петербурга, не способны подготовить актеров для нашего Национального театра со всей его спецификой. Мы привлекли педагогов из Финляндии, работают с актерами, конечно, и наши педагоги. И теперь хотим создать факультет финно-угорского искусства, который объединит кафедру финно-угорской музыки и театральную кафедру. Думаю, что это реально будет сделать уже в следующем учебном году, с самого его начала.

Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова

Поделиться:

Наверх