Top.Mail.Ru
АРХИВ
20.09.2013
ВРЕМЯ ДЕЙСТВОВАТЬ

6 сентября в Екатеринбурге состоялась конференция «Новый закон "Об образовании в Российской Федерации": новые возможности и перспективы развития художественного образования». Представители Министерства культуры Свердловской области, директора и преподаватели детских школ искусств, учреждений среднего и высшего профессионального образования собрались, чтобы обсудить новый закон, осветить возможные проблемы его реализации и пути их решения, определить основные направления развития, роль и место художественного образования в Свердловской области.

Министр культуры Свердловской области П.В. Креков поздравил участников конференции с началом нового учебного года и подчеркнул, что новый закон впервые зафиксировал особенности образовательного процесса в сфере культуры. Почетный гость конференции И.Е. Домогацкая рассказала об особенностях нового закона и призвала руководителей образовательных учреждений внимательно изучить документ и ознакомить с ним сотрудников, так как закон непосредственно затрагивает не только административную и финансовую стороны работы учреждений, но и образовательный процесс.

На пленарных заседаниях были подняты проблемы реализации закона на уровне среднего профессионального образования, а также претворение в жизнь предпрофессиональных и дополнительных образовательных программ в ДШИ.

Начальник Научно-методического центра Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского Н.К. Евдокимова рассказала об опыте работы центра в 2012–2013 гг. Сегодня центр готов представить развитую систему курсов повышения квалификации для всех категорий слушателей – преподавателей ДШИ и ДМШ, средних и высших профессиональных образовательных учреждений, представителей организаций, реализующих программы дополнительного образования детей по предметам художественно-эстетического воспитания, педагогических работников общеобразовательных школ и сотрудников различных концертных организаций.

В план работы НМЦ включаются творческие мероприятия с целью более широкого привлечения учащихся. Один из таких проектов – «Творческая школа с использованием инновационных технологий современного искусства для детей и молодежи» (октябрь – ноябрь 2012 г.), инициированная и поддержанная Министерством культуры РФ. Проект охватил более 40 ДШИ Свердловской области, были вовлечены более 800 учащихся и студентов региона. «Одной из основных задач стало привлечение к работе в творческой школе одаренных детей из малых и отдаленных населенных пунктов, – рассказала Н.К. Евдокимова. – В результате удалось охватить такие уголки Урала, как поселки Баранчинский, Свободный, Новоасбест, Черноисточинский, Горноуральск, Черемухово, Калья, Лобва, Восточный, города Кушва, Невьянск, Верхняя Тура, Ивдель, Североуральск, Волчанск, Верхотурье, Карпинск, Новая Ляля, Краснотурьинск. В ходе работы школы были организованы мастер-классы профессоров Уральской консерватории и приглашенных специалистов с учащимися ДМШ, ДШИ и студентами образовательных учреждений среднего звена. Состоялись лекции и практикумы по методике музыкального образования, некоторые из них шли с использованием интернет-связи – например, телемост между Уральской консерваторией и Нижнетагильским колледжем искусств. В программу школы также вошли открытые уроки и круглые столы по вопросам развития образования в области современного искусства, концерты на заявленных площадках и заключительный гала-концерт в Уральской консерватории.

В июне этого года был реализован совместный проект Уральской консерватории и ДМШ № 11 им. М.А. Балакирева "Арт-проспект в Екатеринбурге", проведенный при поддержке администрации Ленинского района Екатеринбурга. Учащиеся ДШИ приняли участие в мастер-классах преподавателей консерватории, выступили на гала-концерте в Большом зале консерватории. Всего к мероприятиям проекта было привлечено более 330 детей.

В сентябре на базе НМЦ открылась студия для одаренных детей "Лествица" под руководством профессора О.Е. Шелудяковой. Основная цель студии – инновационная разработка стратегий детского музыкального образования на базе древнерусской культуры. В перспективе планируется открытие Школы древнерусского певческого искусства».

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ДМШ №1 им. Н.А. Римского-Корсакова г. Нижнего Тагила Е.Л. Ковтунова рассказала о проблемах реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в ДШИ. Она отметила, что на начальном этапе большинство детей способно справиться с требованиями, которые они предъявляют. Следующим шагом в борьбе за ученика становится воспитательная работа с родителями – в форме собраний, семейных конкурсов, походов на концерты и музыкальные спектакли. «Важно понять, что, несмотря на пугающее определение программ как предпрофессиональных, основная их цель – приобщение детей к искусству, развитие творческих способностей, формирование заинтересованной в общении с искусством молодежи, – подчеркнула Е.Л. Ковтунова. – Деятельность школы не может быть направлена только на подготовку учащихся к дальнейшему обучению в ссузах и вузах в области искусств, хотя такая задача всегда стояла перед нашим педагогическим коллективом и не требует дополнительного стимула. Утвержденные Министерством культуры РФ федеральные государственные требования, ориентированные на одаренных детей, расширяя содержательное наполнение программ, требуют соответствующих финансовых вложений. Расходы на реализацию предпрофессиональных программ в расчете на одного ученика в среднем на 20% выше действующих. Это наша главная проблема. Определение ситуации, высказанное А.О. Аракеловой, – "если ДШИ не реализует предпрофессиональные программы, это не ДШИ", – пока не получило полного понимания у наших учредителей».

Заместитель директора Методического центра по художественному образованию Свердловской области Е.П. Ландау подвела предварительные итоги введения предпрофессиональных программ в ДШИ. Из 163 школ области лицензию на их реализацию получили 140 школ, что составляет 86%. К сожалению, многие школы, уже получившие лицензию, имеют материально-техническую базу, не соответствующую федеральным государственным требованиям. Отсутствие должного финансирования делает выполнение требований надзорных органов трудновыполнимой задачей. При этом в вопросах обеспеченности кадрами и образовательного уровня педагогических работников большинство школ соответствуют ФГТ. По предварительным данным с 1 сентября 2013 г. почти все ДШИ, получившие лицензии, приступили к реализации предпрофессиональных программ. Количество учащихся по этим программам составляет около 5000 человек, это 14% от общего числа учащихся ДШИ и 65% от учащихся, принятых на обучение в 1 класс.

Директор Нижнетуринской ДШИ, заслуженный работник культуры РФ Н.А. Азовская поделилась опытом организации творческих школ для одаренных детей. По ее мнению, «в последние годы очевидна тенденция сокращения выпускников школ, желающих продолжить музыкальное образование на профессиональном уровне. Изменить ситуацию может проведение творческих школ. В настоящее время Свердловская область по количеству ДШИ занимает второе место в стране после Московской области (более 45 000 детей обучается в 190 детских школ искусств). Естественно, что не все талантливые дети и творчески активные педагоги могут участвовать в престижных «творческих школах» в столице и Центральной России. Наш проект дает возможность одаренным детям в своем регионе получить мастер-классы у ведущих педагогов России в области музыкально-исполнительского искусства».

Директор ДШИ г. Новоуральска Н.Г. Мерзлов, заместитель директора по культурно-просветительской работе и инновационному развитию Е.М. Журавлева и методист Е.В. Лобова представили доклад, посвященный инновациям в сфере сотрудничества ДШИ и учреждений дошкольного и общего образования по организации внеурочной деятельности. Новоуральская детская школа искусств с 2007 г. имеет договоры о творческом сотрудничестве с 6 общеобразовательными и 12 дошкольными учреждениями города. С 2012 г. в ДШИ реализуется проект «Классическая музыка – детям», предполагающий организацию концертов классической музыки учащихся-музыкантов с дошкольниками и школьниками для приобщения детей к миру искусства. Также внеурочная деятельность в ДШИ направлена на активную социальную адаптацию семей, имеющих детей с ОВЗ. Были проведены следующие мероприятия: открытый фестиваль семейного музыкального творчества «Гармония семьи», в котором принимали совместное участие семьи учащихся, преподавателей ДШИ и семьи, воспитывающие детей-инвалидов с глубокой патологией старше 18 лет; благотворительный проект «Мой добрый мир», в рамках которого было реализовано элементарное коллективное музицирование (шумовой оркестр) с учащимися специализированных коррекционных школ; выездные культурно-просветительские игровые программы, осуществляемые при трехстороннем партнерстве ДШИ, Центральной публичной библиотеки и отделения детской терапии городской больницы. На базе ДШИ был проведен городской конкурс творчества «Мы все можем», организованы концерты и развлекательные мероприятия для детей с ОВЗ.

Директор АНО «Международная академия музыкальных инноваций», главный редактор газеты «Играем с начала» И.А. Евард представил информационную систему «Музыка и культура», объединившую уже более 1000 сайтов ДШИ из 75 регионов России. Он также провел семинар-практикум «Информатизация детских школ искусств», в ходе которого все участники могли оперативно подключиться к информационной системе со своим уже готовым сайтом или создать в ее структуре новый персональный сайт образовательного учреждения. «Музыка и культура» открывает для ДШИ возможности информационного обмена с коллегами из других регионов и с общественностью, в том числе с будущими учащимися и их родителями. Таким образом, информационная система помогает руководителям ДШИ реализовать требования п. 3.21 ст. 28 закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которым ДШИ вменено в обязанность создание, ведение и регулярное обновление собственного официального сайта и обеспечение максимальной доступности информации об организации.

Поделиться:

Наверх