Top.Mail.Ru
АРХИВ
19.12.2014
«КОМПОЗИТОР XXI ВЕКА»: В ПОИСКАХ ИДЕАЛА
Счастливая идея соединения в одном конкурсе исполнителей и композиторов подтвердила свою состоятельность. Фаворитом среди конкурсантов очной композиторской номинации стал Сергей Чечётко с моно-оперой для тенора и фортепиано «Муха-цокотуха». Сыграли роль и его виртуозная исполнительская оснащенность (партия фортепиано), и актерский талант солиста «Геликон-оперы» Андрея Паламарчука.

Обладатель II премии студент Белорусской государственной академии музыки Вячеслав Петько также предложил на суд жюри вокальную программу – на стихи белорусских поэтов – в дуэте с ярким артистом Сергеем Долгушевым. Наиболее интересным показался номер «Павукі» («Пауки»), который перекликается с «Мухой-цокотухой» не только с точки зрения энтомологии, но тем, что значительная доля успеха произведения оказалась обусловлена удачным исполнением, – с точки зрения же композиторского профессионализма вторая премия на конкурсе кажется, скорее, авансом. 

Третье место жюри решило не присуждать вовсе, но выделило дипломами еще трех участников – кировчанина Станислава Хусаинова за Танго для струнного квартета (I степени), петербуржца  Александра Скрипко за «Три песни Урсулы Ле Гуин» для сопрано и фортепиано (II степени) и выпускницу Московской консерватории по классу скрипки Анастасию Ведякову за Трио для скрипки, виолончели и фортепиано (III степени). Анастасия участвовала в конкурсе и как исполнитель в номинации «Ансамбль» вместе с Анной Щеголевой (виолончель) и Марией Садурдиновой (фортепиано) – помимо трио Ведяковой, девушки сыграли трио Сергея Слонимского и трио Александра Вустина «Из жизни эльфов». Последнее внесло особый штрих в программу гала-концерта конкурса, а для лауреатского звания исполнительницам, обладающим, безусловно, прекрасной технической базой, не хватило артистической раскованности и, возможно, улыбки.

Зато у ансамблей-победителей – «Мирзоян-квартета» и дуэта «Витя+Маша=», разделивших I премию, с харизмой все было в порядке. Оба коллектива – находка для живущих ныне композиторов: они не только с готовностью исполняют современную музыку, но и придают тот шик, который позволяет ей успешно существовать на концертной эстраде. Высокопрофессиональный квартет – Арам Асатрян (первая скрипка), Сона Азарян (вторая скрипка), Армен Торосян (альт) и Ваган Григорян (виолончель) – был образован только в 2013 г., однако музыканты давно выступают вместе в составе российских и армянских оркестров и прекрасно чувствуют друг друга: их исполнение как темпераментный разговор, все участники которого высказываются в одно время, но при этом внимательно слушают друг друга и с уважением друг к другу относятся. Инструментальный дуэт «Витя+Маша=», состоящий из ударника Виктора Сыча и аккордеонистки Марии Власовой, обладает большим репертуаром современной музыки: для музыкантов писали и посвящали произведения Е. Подгайц, М. Броннер, Т. Сергеева, А. Коппел, Н. Мндоянц, Т. Шатковская-Айзенберг (исполняя произведение последней, М. Власова уже стала лауреатом первого конкурса «Композитор XXI века»). Токката для аккордеона и вибрафона Андерса Коппела, исполненная на гала-концерте, стала самым захватывающим номером вечера – особенно поражает умение музыкантов мгновенно переключаться из огненной виртуозности в лирические тона, всегда отаваясь убедительными.

Открытием конкурса стал молодой духовой квинтет «Улитка и палочники», состоящий из студентов Московской консерватории и РАМ им. Гнесиных. Сыгранность, чувство ритма, кураж и юношеский задор – II премия конкурса стала для коллектива отличной заявкой на будущее, а для современных авторов – поводом обратить внимание на потенциальных исполнителей новых сочинений для духового квинтета.

Запомнились и самые юные участники финала Глеб Рыжов (скрипка) и Иван Миронюк (фортепиано) – студенты Калининградского областного музыкального колледжа им. С.В. Рахманинова. Композиторского мастерства у Ивана Миронюка, представившего Сонату для скрипки и фортепиано и «Музыкальную иллюстрацию к повести Н. Гоголя «Вий»» еще недостаточно, и поэтому в композиторской номинации он награды не получил, но как ансамбль ребята оставили очень приятное впечатление благодаря горению и какой-то стихийной музыкальности, придающей исполнителям особый шарм.

Отдельную строку в историю конкурса вписали два ансамбля из Улан-Удэ, представившие экзотические инструменты. В первом случае это чанза (Анна Субанова) в дуэте с фортепиано (Дарья Коркина, автор музыки); во втором – ятага (Юлия Галданова), за роялем была председатель правления Союза композиторов Республики Бурятия Лариса Санжиева, которая удостоилась диплома «За вклад в развитие современной национальной музыки». Л. Санжиева подняла вопрос о включении отдельной номинации, связанной с национальными композиторскими школами и инструментами, но жюри не поддержало ее инициативу – все же единым критерием в композиторских номинациях остается профессиональное качество, и в этом смысле музыка для национальных инструментов не должна иметь никаких привилегий.

Еще одним поводом для обсуждения конкурсного устава стали выступления коллективов, чей репертуар – как, например, в случае с Tango Orchestra Misterioso и Трио Антона Котикова – приближался к эстрадно-джазовой стилистике. Несмотря на то, что ансамбли показали достаточно хороший профессиональный уровень, их творчество выходит за рамки академической традиции, а значит, и самого конкурса.

Многочисленные участники вокальной номинации очень порадовали – притом, что большинство российских вокалистов имеет смутное представление о том, какая вокальная музыка была написана после 1980 года. Можно с уверенностью сказать, что благодаря конкурсу «Композитор XXI века» несколько десятков вокалистов открыли для себя творчество Л. Десятникова, С. Слонимского, Г. Свиридова, А. Бакши, И. Соколова, а также Е. Подгайца и И. Еварда, чьи произведения включены в список рекомендованных для исполнения. «На этом конкурсе были красивые голоса, но были и певцы, которые не обладают красивым тембром, однако способны раскрыть замысел композитора теми средствами, какими владеют сегодня, – поделилась наблюдениями член жюри Рузанна Лисициан на круглом столе, прошедшем в рамках конкурса. – Я считаю, что на данном этапе это даже важнее, потому что все-таки самое главное качество исполнителя – это умение удержать внимание публики».

Это качество в полной мере присуще студентке РАМ им. Гнесиных сопрано Надежде Орловой, завоевавшей первое место, – впрочем, и красивым голосом певица не обделена. Это ее второй опыт участия в конкурсе «Композитор XXI века»: в прошлом году она получила диплом II степени. Исполнив во втором туре
«Je t'aime» Изабель Абулькер – вокализ для обезумевшего от любви сопрано, – Надежда подкупила зал и артистической свободой, и тонким вкусом, и безупречной интонацией, и мягким тембром.

Очень разные, но оригинальные каждая по-своему вокалистки заняли второе и третье место. II премия досталась студентке Санкт-Петербургской консерватории сопрано Юлии Шелковской – глубоко проживающей каждое произведение, серьезной и содержательной певице. III премию взяла меццо-сопрано Софья Ефимова – неординарная артистка с сумасшедшей энергетикой и богатым чувственным тембром, ощущающая себя в современной музыке абсолютно органично. Ария цыганки Груши из оперы Р. Щедрина «Очарованный странник» в ее интерпретации необыкновенно украсила гала-концерт.

Стоит сказать и об одном из обладателей диплома «За лучшее исполнение рекомендованного сочинения». Баритон Андрей Цветков-Толбин, будучи солистом Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского, представил очень интересную программу, отсылающую к самым громким премьерам театра последних лет, – в нее вошли романс Генерала из оперы «Холстомер» В. Кобекина, песня Данилова из «Альтиста Данилова» А. Чайковского и «Баллада о крысе» из «Ревизора» В. Дашкевича. Но наиболее органичен вокалист оказался в саркастической Элегии Ефрема Подгайца, превратив ее в законченную театральную миниатюру и доставив тем самым автору большую радость.

Именно благодаря талантливым исполнителям, принявшим участие в ансамблевой и вокальной номинациях, конкурс «Композитор XXI века» вышел за рамки узкопрофессионального события и превратился в масштабный форум современной музыки. Счастливая идея соединения в одном конкурсе исполнителей и композиторов полностью подтвердила свою состоятельность в ярком гала-концерте, ставшем прекрасным финалом трехдневного марафона. Прекрасно выстроенный концерт доставил много удовольствия и, казалось бы, неподготовленной для подобного рода музыкальных событий калужской публике. Но здесь ничего удивительного нет: как показывает практика, именно «неподготовленные» слушатели воспринимают современную музыку с гораздо большим энтузиазмом, чем условного Брамса, – и дело тут в том, что исполняют ее, как правило, только искренне горящие ею музыканты, чей энтузиазм всегда передается залу. Конкурс, изначально направленный на создание общего пространства, объединяющего и представителей разных «кланов» композиторского сообщества, и тех, кто способен дать жизнь их произведениям, и тех, кто готов воспринять все то, что рождается в результате взаимодействия первых со вторыми, свою задачу в очередной раз выполнил. А значит, перспективы его развития – самые радужные. 

(Окончание.
Начало см.: «Играем с начала», 2014, № 11.)

Поделиться:

Наверх