Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.09.2007
ПОКУПАЕМ СКРИПКУ

Итак, дорогие друзья, вы приобретаете скрипку. Вы не солист известного оркестра, не виртуоз, а любитель. Но тем сложнее для вас решить задачу. Да, да, это покажется невероятным, но выбрать инструмент среднего класса иногда гораздо труднее, нежели купить нечто эксклюзивное. Почему? Ответ прост: если вы уже состоялись как профессиональный музыкант, тогда претензии ясны, бюджет покупки определен, сформировался образ любимого инструмента и известно, кто именно его продает.

В ином случае путь лежит в магазин или Интернет. Задача - почти как «пойди туда, не зная куда, принести то, не зная что». Сторонние рекомендации могут диктоваться коммерческим интересом или стереотипами, яркие, звучные лейблы окажутся чистым надувательством. В самом деле: надпись на этикетке готическим шрифтом “Karl Fridrich aus Berlin” не отражает ни происхождение, ни качество.

Анализ экспортных каталогов фабрик, действительно изготавливающих свою продукцию в Европе, показывает, что самая дешевая скрипка у московского оптовика не будет стоить меньше 8-9 тысяч рублей. Эти инструменты обычно позиционируют как школьные, или модели для начинающих. Что-то посерьезнее – например, студенческие скрипки - уже будет достигать в цене 15-20 тысяч рублей. Такая цена, обычно, складывается из собственно экспортной цены (экспортная цена – стоимость, из которой исключены налоги страны изготовителя, дотации, которыми некоторые страны стимулируют экспортеров; обычно экспортная цена в несколько раз меньше, чем розничная цена в магазинах страны-изготовителя, и именно поэтому возможен парадокс, при котором цены у московских оптовиков ниже, чем у европейских), а также транспортных расходов, таможенных платежей, налогов и прибыли импортера. Она, как правило, соответствует качеству инструмента. К «заманчивым» предложениям следует относиться настороженно.

Отечественное производство смычковых сегодня разбирать невозможно, поскольку оно ограничено лишь творчеством когорты талантливейших мастеров. Их произведения и по цене, и по мастерству исполнения подходят более для серьезных музыкантов. Ранее в Москве на Комбинате музыкальных инструментов выпускались недорогие скрипки из модифицированной древесины (см. рис. 1). Материал подвергался особому влажностно-температурному и химическому воздействию, в результате чего приобретал относительно постоянные физико-механические свойства, сочетая их с акустическими достоинствами натуральной древесины. Затем, декам придавалась необходимая форма физическим воздействием. Инструменты не только получили высокую оценку отечественных педагогов, но и экспортировалось в Западную Европу. Бесспорно, эту разработку можно причислить к лучшим достижениям советской прикладной науки.

Ныне скрипки, изготовленные методом формования, встречаются редко, поскольку в Европе предпочитают работать вручную, справедливо полагая, что руки мастера оставят след своего прикосновения даже на недорогом инструменте, а в бедных странах средняя зарплата столь мала, что не стоит тратиться на дорогие техпроцессы. Не секрет, что некоторые успехи азиатских производителей стали возможны благодаря переносу нерентабельных производств, экспорту устаревших технологий.

Хороший инструмент отличается от поделки сразу же: и выглядит поопрятней, и вес поменьше. Рассуждения, о том, что на легкой скрипке играть проще, потому что держать ее легче, верны лишь отчасти. Вспомним формулу акустической константы: Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером. , где Е - модуль Юнга, Р – плотность (удельный вес) материала. Отсюда косвенно следует, что чем масса инструмента (а точнее - звучащих деталей) ниже, тем его звукоизлучающая способность выше.

Второй фактор в пользу «легких» инструментов – верные размеры. Толщина обечайки в чистоте около 1,2 мм., а толщина верхней деки варьируется от 2,7 до 4 мм. (Выпускать кондовые изделия с большими допусками «в плюс» и проще, и дешевле).

Оптимальные величины для каждой детали известны давно. Казалось бы, чего проще перенести размеры шедевров Страдивари на новый инструмент «один в один». Действительно, большинство скрипок, предлагаемых различными фабриками, есть копии известных инструментов старых итальянских мастеров. Многие фирмы этого не скрывают. Но у творений великого мастера размеры деталей варьируются, а у нас нет в распоряжении его превосходных материалов. И вообще, простое копирование лишено смысла ввиду непостоянства физико-механических свойств древесины.

Сами скрипичные мастера, и многочисленные исследователи подтверждают сложность и ответственность решения о толщине деки. Обычно, руководствуются «пятым чувством» (осязанием), а научные статьи лишь дают рекомендации. Однозначно определено только, что деки, верхняя и нижняя, должны резонировать соответствующим образом (рис. 2).

В условиях фабрики нецелесообразно изготавливать каждую скрипку индивидуально. Поэтому на основании опыта мастеров, научных изысканий и инженерных разработок для разных моделей предполагаются различные толщины верхней и нижней дек. Точность и сложность имеет значительное влияние на цену.

В качестве примера (рис. 3) - скрипка «Akkodr Kvint» (Чехия), модель № 8. Этот инструмент рекомендуется для студентов вузов. Обратите, пожалуйста, внимание на толщину деки. Эта модель не является самой лучшей – фабрика предлагает еще и концертные скрипки, - тем не менее, она изготовлена практически полностью вручную. Чем выше класс инструмента, тем выше требования.

Но некоторые размеры остаются неизменными и тщательно контролируются. Рассмотрим отдельные. «Неважных» нет, каждый ответствен за тот или иной параметр, те или иные ощущения исполнителя.

Итак, головка грифа. Этот узел поражает своей красотой, не оставляя равнодушным. Очень важно, насколько скрупулезно он выполнен. Небрежность приведет к тому, что строй будет постоянно «плыть», и игра превратится в кошмар. Необходимо проверять, насколько хорошо колки «сидят», и обратить внимание на некоторые величины (см. рис. 4, посадка колков здесь).

Для удобства игры весьма важны данные, приведенные в следующей таблице. Все измерения следует проводить на одетой и настроенной скрипке, допуск составляет 0,5 мм., схема измерений представлена на рис. 3.

Толщина грифа
Размер скрипки А (мм) В (мм)
4/4 19 21
3/4 17 19
1/2 16 18
1/4 15 17
Высота накладки над декой D (мм)
Школьные модели Студенческие модели
4/4 22 21
3/4 20,5 19,5
1/2 19,2 17
1/4 17,7 16,5
Расстояние от края деки до порожка, С (мм)
4/4 130
3/4 122
1/2 114
1/4 92,5

Необходимо также проверить высоту струны над накладкой грифа, назовем ее V.

Размер

Струна

4/4 3/4 1/2 1/4
Е 3,5 3,5 3-3,5 3
G 5 4,5 4 4

Эти параметры справедливы для всех инструментов - от ученических до концертных: варьируются незначительно, соответственно философии изготовителя. Однако, столь придирчивы к своей продукции не все.

Действительно, точность при механической обработке древесины в 0,1 мм. почти предельная. А при массовом производстве вряд ли кто-то будет стремиться к погрешностям менее полмиллиметра. Теперь представим цепочку из пяти деталей. Максимальное отклонение составит 2,5 мм., а это значит, что какой-либо из важнейших размеров каждого двадцать пятого инструмента может отличаться на 2,5 мм. Иными словами, каждая двадцать пятая скрипка, изготовленная поточным методом, рискует оказаться бракованной.

Конечно, этого можно избежать, применив, например, селективную сборку. Да, но для успешной работы потребуется создание огромного банка деталей и штат высокооплачиваемых метрологов. В результате цена заметно возрастет, и «китайская затея» делать много и дешево рухнет.

На внешнем виде стоит заострить внимание. Внешний вид определяется как материалом, так и отделкой. По поводу ели и клена написано достаточно много, и ни у кого не вызывает сомнений, что их качество имеет первостепенное значение. Более того, среди музыкальных мастеров существует негласное правило, что сделать что-либо из отличного материала выгодней, нежели из простого.

Замечено, что отделка играет не последнюю роль в звучании инструмента. Так, наилучшими качествами обладают натуральные, спиртовые лаки, традиционно применяемые скрипичными мастерами, несколько ухудшается звук при применении нитролаков. Но как снизить цену, ведь традиционные покрытия весьма трудоемки? Здесь кажется весьма удачным опыт одной из чешских фабрик – «ARS-music»: инструмент укрыт нитролаком, но его верхняя дека – традиционным. Такая комбинация предлагается для школьных скрипок.

Словно в противовес с полок магазинов глядят глянцевые поверхности, залитые толстым слоем синтетической смолы или полиэфирного лака. Конечно, так и дешевле и быстрей, но эти изделия хороши лишь как предмет интерьера. Стоит воздержаться от изделий тех фабрик, которые гонятся за объемом, не контролируя свою продукцию. Как правило, она носит одноразовый характер – купили и выбросили.

Очевидно, что европейцы имеют ряд преимуществ, а богатый опыт позволяет европейским мастерам держать планку достаточно высоко. Лучше всего отдать предпочтение тем фирмам, которые действительно качественно работают, сохраняя традиции и преумножая мастерство.

Поделиться:

Наверх