В декабре свой 80-летний юбилей отметит Белорусская государственная академия музыки.О становлении музыкально-компьютерных технологий в образовательном процессе рассказывает музыковед Н.Сушкевич.
В современном образовании наиболее актуальными являются три направления:
- проведение лекций и докладов с использованием мультимедийного сопровождения;
- развитие интернет-технологий с целью внедрения дистанционного обучения, организации мастер-классов и конференций в режиме онлайн;
- развитие веб-сайта и внедрение интранет-портала с публикацией на них учебных изданий, расписания занятий, с возможным общением на форуме.
Проведение мультимедиа-презентаций началось в академии с 2003 г. Потребность в оснащении классов мультимедийным оборудованием постоянно возрастает. В прошлом году только отделом информационных технологий организовывалось 17 показов в рамках международных конференций, мастер-классов, учебных занятий с включением мультимедийного контента. Высокая эффективность учебных занятий с использованием мультимедиа очевидна, необходимо расширить эти возможности, которые в настоящее время ограничены материально-технической базой.
Компьютерный класс академии был сдан в эксплуатацию в 2000 году. В нем установлено 4 ноутбука, 3 стационарных компьютера, подключенных к сети Интернет. В нем ведется обучение по курсам «Основы музыкальной информатики» для студентов всех специальностей, «Основы информационных технологий» для магистрантов, а также для студентов курсов отделения композиции по специализированным курсам. Ощущается большая перегруженность этой аудитории, класс постоянно занят. В будущем хотелось бы видеть просторный и специализированный компьютерный класс, оборудованный музыкальными периферийными устройствами.
Востребованность в занятиях с использованием мультимедиа-презентаций будет возрастать, и вскоре станет естественным проведение в разных аудиториях академии лекций по истории и теории музыки, по истории исполнительского искусства с использованием мультимедийного оборудования. Это подготовлено тем, что только за последние 5 лет магистратуру и аспирантуру окончили 213 выпускников, каждый из которых создал и продемонстрировал мультимедийную презентацию с графикой, аудио- и видеорядом.
Другим важным направлением внедрения информационных технологий в учебный процесс является развитие интернет-технологии. За последние 2 года нашим отделом был проведен ряд мероприятий с участием IP-телефонии (по скайпу), среди которых только в 2011 году состоялись интернет-трансляция из Грузии международной студенческой конференции по линии СНТО, проведение мастер-класса Ваном Клиберном с XIV Международного конкурса им. П.И. Чайковского, чтение доклада профессором Московской консерватории В.Н. Холоповой на международной конференции «Белорусское композиторское творчество в современном мире».
Возможности для дальнейшего внедрения этого вида деятельности в учебный процесс существуют и обусловлены хорошим развитием компьютерных сетей академии. В настоящее время в локальные сети объединено 89 компьютеров, из них подключены к глобальной сети Интернет 65 компьютеров в главном корпусе, 6 компьютеров во втором корпусе, 5 компьютеров в общежитии.
Новый вид оптимизации и организации учебного процесса – использование интранет-портала. В настоящее время в сети развернут портал нашей академии.
Интранет-портал – это корпоративный информационный портал, доступ к которому имеют только сотрудники и студенты академии. Он предоставляет общее хранилище файлов и документов. Для студентов на нем могут быть размещены ресурсы библиотеки и фонотеки. Наполнение портала может осуществляться благодаря системе раздельного администрирования сотрудниками отделов, а также студентами. Права доступа разграничены. Например, существуют рубрики «Сотрудники и преподаватели» (оргструктура: ректорат, факультеты, кафедры и т.д.; шаблоны документов; приказы; учебный план; календарь событий и т.д.), «Учащиеся» (факультеты и группы, поиск учащегося), «Учебный процесс» (расписание, изменение в расписании, библиотека), «Общение» (блоги, форумы, опросы, доска объявлений).
У этого портала, построенного на платформе «1С-Битрикс», сложная система управления. Для изучения всех возможностей и внедрения в учебный процесс необходимо время и обучение персонала некоторым процедурам администрирования и наполнения портала.
О перспективах развития веб-сайта. Сайт Белорусской академии музыки www.bgam.edu.by был создан силами нашего отдела в 2001 году. Сегодня на нем размещено более 150 веб-страниц на русском, белорусском и английском языках, ведется постоянное обновление информации. По итогам исследования Министерства образования Республики Беларусь в сентябре 2012 года сайт по качеству и видимости в Интернете занял 9 место из 59 белорусских вузов. Это хороший результат. В настоящее время заканчивается разработка нового сайта с иным дизайном и функционалом. Расширяется структура, появляются возможности обратной связи с читателем (в том числе благодаря рубрике «Нам важно Ваше мнение»), начинает работать система сквозного поиска. К юбилею академии в декабре мы планируем запустить его «пилотную» версию на русском языке.
Компьютерная Ассоль
Статья посвящена реализации проекта по разработке и применению в практической деятельности компьютерного нотного редактора в Белорусской академии музыки.
В начале 1990-х гг. персональный компьютер только начинал входить в практику: в 1990 г. как достижение отмечалось, что «уже сейчас персональный компьютер доступен небольшим научным и производственным коллективам и даже отдельным пользователям». Обучение работе на компьютере проводилось на совместимых с IBM PC ПЭВМ типа ЕС 1840/1841.
В 1990 г. был организован временный творческий коллектив для разработки «программно-технического комплекса для ввода, редактирования и исполнения нотно-музыкальных текстов (партитуры)» и приобретен первый в академии персональный IBM-компьютер. Договор был заключен с Белорусской академией музыки. В коллективе работали инженеры-программисты А.Жуков (руководитель проекта), Л.Нехамкин, звукорежиссер С.Юринок и автор статьи. Созданием средств для ввода и озвучивания партитур (MIDI-контроллера и платы для звукового воспроизведения музыкальной информации) занимались А.Жуков и С.Юринок. Базовым языком программирования для Л.Нехамкина стал язык C++. Образцом стиля нотной графики был выбран стандарт издательства «Беларусь». Автора статьи пригласили в качестве консультанта по разработке удобного интерфейса для пользователей-музыкантов.
В 1991 г. редактор был закончен. Инсталляционная версия программы состояла из 18 файлов объемом менее 1 Мб, размер командного файла assol.exe составлял 207 Кб. В первоначальной версии ввод нотного текста осуществлялся как с клавиатуры компьютера, так и с помощью MIDI-контроллера, созданного самими разработчиками – Жуковым и Юринком. Нотный текст сохранялся на носителе в собственном формате с расширением *.asl, при этом каждую страницу можно было сохранить как графический файл *.pcx (размер файла при этом не превышал 250 Кб) и передать для дальнейшего редактирования в стандартный графический редактор, например Paintbrush.
В том же году состоялась презентация Assol. В зале Белорусской академии музыки впервые прозвучали музыкальные сочинения, ноты которых были набраны с клавиатуры компьютера. Наибольшее впечатление на зрителей произвел чрезвычайно быстрый темп исполнения фрагмента из «Полета шмеля» Римского-Корсакова. Качество звучания, тембровая палитра не смогли удовлетворить музыкантов, но исправить это можно было лишь при условии подключения дорогостоящей звуковой платы. Зрителям также был продемонстрирован процесс набора, воспроизведения в реальном звучании и редактирования нотного текста. Распечатывались набранные страницы на матричном принтере (была предусмотрена возможность вывода на лазерный принтер, чтобы качество печати соответствовало строгим типографским стандартам).
Программа сразу начала применяться в практической деятельности. В течение года она проходила «обкатку»: набирался нотный текст для различных изданий, и по мере его усложнения выявлялись недоработки, вносились изменения. От MIDI-интерфейса пришлось отказаться, поскольку более актуальным в те годы было расширение графических возможностей. Компьютерный набор нотных примеров зачастую ставил перед нотографиком сложную задачу: в произведениях современных композиторов требовалось вводить оригинальные авторские знаки нотации. Создателями Assol предусматривалось пополнение библиотеки графических символов любыми знаками, в том числе современной нотации. Уже в 1991 г. можно было создавать столь замысловатые графические рисунки и символы, что сейчас повторить их удается только самым мощным нотографическим программам.
Новая компьютерная программа была названа белорусской прессой открытием, ноу-хау в музыкальном издательстве. Действительно, в мировой практике тех лет разработка специализированного программного обеспечения и внедрение компьютерных технологий в нотное издательство только начиналось. Лишь с 1989 г. крупнейшая немецкая фирма Schott, лидер мирового нотопечатания, использовала нотонаборную компьютерную программу Score. Вплоть до конца 1990-х гг., оставаясь на платформе операционной системы MS-DOS, Score считалась лучшей нотографической программой. Музыкантам, практически освоившим эту программу, было очевидно, что при ее разработке прежде всего учитывались пожелания и потребности не программистов, а пользователей-музыкантов.
Сегодня, ознакомившись с подробным описанием возможностей, структуры и интерфейса Score, удивляешься сходству ее стратегии с Assol. В те годы изучить какую-либо зарубежную нотографическую программу нам не удалось (даже освоение языка программирования C++ велось при отсутствии документации), о существовании такого рода программ знали понаслышке, приобрести же, применить их на практике не представлялось возможным.
В 1991 г. появилась печатная продукция, полностью выполненная на компьютере: нотные хрестоматии, клавиры и партитуры. Использовался он на протяжении десятилетия, среди учебных изданий Белорусской академии музыки назовем лишь первое – «Гармоническое сольфеджио» (1991) и последнее – «Фартэпіянная музыка Беларусі XIX стагоддзя» (2001).
Самой сложной задачей для Assol стала подготовка в 1993 г. оригинал-макета сборника партитур «Новая духовная музыка стран бывшего СССР». В сборник вошли сочинения для хоров и камерных ансамблей композиторов Армении, Беларуси, Грузии, России, Украины, Эстонии. Руководитель проекта А.Бабенков отмечал, что это было первое на постсоветском пространстве электронное издание нот такого уровня. Возможности Assol позволили создать оригинал-макет столь высокого качества, что отпечатанный в типографии немецкого Эрфурта подарочный, с большим вкусом оформленный том был в 1994 г. удостоен премий Ф.Скорины за графическое оформление и за само издание.
Важным событием для музыкальной Беларуси стало первое в ее истории издание в 1998 г. оперного клавира. Знаменательно, что опубликована была первая профессиональная опера, созданная в Беларуси, – «Агатка, або Прыезд пана», созданная Я. Голандом на либретто М. Радзивилла в 1784 г. в Несвиже. Эта работа также была отмечена премией в Германии за высокое качество полиграфической продукции.
Перечисленные издания нотировались автором статьи. Обучение работе с нотным редактором с 1992 г. велось для студентов-музыковедов Белорусской академии музыки на учебных занятиях по курсу «Основы музыкальной информатики». Изучение правил работы с этой программой оказалось посильной задачей для большинства студентов. Во второй половине 1990-х гг. программа нашла применение не только в академии, но и в редакционно-издательском отделе Белорусского института проблем культуры, в издательствах «Беларусь», «Четыре четверти», «Лимариус», где стали отдавать предпочтение оригинал-макетам, полностью выполненным компьютерными средствами.
Развить программу Assol, к сожалению, не удалось. Разрабатывать очень сложную программу, каковой является нотный редактор с полноценной системой распознавания, ввода, редактирования, воспроизведения и печати нотного текста, в условиях конкурентной борьбы на рынке программной продукции оказалось под силу лишь крупным фирмам, специализирующимся в этой области. К началу 2000-х гг. широкое распространение получили программы Encore, Sibelius, Finale. Однако, как и в случае со Score, до начала 2000-х гг. «старомодная» программа Assol продолжала использоваться в белорусской нотоиздательской практике, отличаясь простотой в освоении, удобством интерфейса и многообразием графических возможностей.
...Процесс внедрения информационных технологий в учебную, научно-исследовательскую, издательскую деятельность в Белорусской государственной академии музыки имеет 20-летнюю историю. Сегодня стремительное развитие мультимедиа и интернет-технологий предлагает инновационные средства для обогащения учебного процесса яркими формами представления материала, быстрого доступа к источникам информации, внедрения форм дистанционного обучения и тестирования знаний. В будущем важное значение будут иметь как знание методологии организации процесса информатизации вуза, так и решение задач по обновлению материально-технического и программного обеспечения.
Поделиться: