О жизни методического кабинета по учебным заведениям культуры и искусства республики Татарстан, его достижениях и заботах рассказывает директор кабинета Калимуллина Ольга Анатольевна.
- Мы работаем более 30 лет. Раньше методический кабинет входил в структуру министерства культуры, а с декабря 2005 года стали отдельным юридическим лицом, работающим по своему положению. Конкурсы, фестивали, мастер-классы, различные методические семинары –наша основная работа. Теперь, как самостоятельная организация, мы можем приглашать знаменитых музыкантов, педагогов на семинары и мастер-классы, свободнее обеспечиваем победителей конкурсов ценными призами и сувенирами, заказываем печатную продукцию к мероприятиям. У нас появилось больше возможностей проявить инициативу, и за это мы благодарны нашему министерству культуры, которое внимательно следит за развитием художественного образования в республике, выделяет средства на программу «Дети Татарстана», направленную на всестороннюю поддержку юных дарований.
У нас в республике сложилась широкая сеть музыкальных и художественных школ, школ искусств (всего 115 учебных заведений с контингентом около 34 тысяч учащихся), также 8 средних специальных заведений – это музыкальных училища в Казани, Альметьевске и Нижнекамске, хореографическое, театральное, художественное училища в Казани, училище искусств в Набережных Челнах и Елабужское училище культуры. Развитие художественного образования продолжается. В Татарстане открыты театральная, цирковая, хореографическая, хоровая школы, открываются дополнительные театральные, хореографические отделения в школах искусств, отделения декоративно-прикладного искусства, дизайна, компьютерной графики в художественных школах. Обновляются методики обучения, вводятся новые дисциплины, способствующие разностороннему развитию детей – это импровизация, сочинение, джазовый и эстрадный вокал, различные формы ансамблевого музицирования.
Нововведения, инновационные образовательные процессы в наших учебных заведениях существуют не только на бумаге, как это иногда бывает. На самом деле работа, полная инициатив, нестандартных подходов к образованию, – это реальная жизнь наших учебных заведений, их руководства и педагогов. Мы с удовольствием приглашаем в гости всех желающих. В марте этого года методкабинет принимал у себя большую делегацию руководителей учебных заведений из Самарской области, которые были приятно поражены уровнем работы учебных заведений республики и нашего методкабинета. В свою очередь, мы планируем вывезти группу директоров и завучей в Самарскую область для ознакомления с новациями самарских коллег. Мне представляется очень полезным и современным тесный контакт между методкабинетами разных городов, республик, округов. Это дает нам возможность быть в курсе совместных проектов, новых разработок, позволяет вести общение на волнующие темы, сообща решать насущные проблемы.
На сегодняшний день почти все озабочены проблемами, возникающими в результате принятия федеральных законов №131 – Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, – и №184 – Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в отношении учебных заведений культуры и искусства, особенно начального звена. Мы не раз в устной и письменной форме говорили о своей позиции, но конкретного, стопроцентного результата добиться не удалось. Одна треть республиканских школ, которые раньше были в подчинении министерства культуры, перешла в ведение муниципалитетов, и мы не думаем, что для школ это хорошо. Школы отошли в систему образования, так как во многих местах отделы культуры просто упразднили, и многие находятся в плачевном состоянии. Где-то сокращают количество педагогов, где-то - не в лучшую сторону меняются учебные планы, где-то просто приостановлено финансирование, и руководство школ поставлено в тупик. Ведь известно, что в общем среднем образовании - свои приоритеты, в художественном – свои. Не все сумели отстоять свое место, не все нашли сильные аргументы в разговорах с главами муниципалитетов, от которых на сегодняшний день зависит очень многое.
В сложившейся ситуации наш методкабинет осуществляет еще более усиленную опеку над перешедшими в
В апреле этого года в рамках большого республиканского фестиваля «Джазовая капель-2006» мастер-класс проводила известная джазовая певица из Германии Михаэла Штейнхауэр. Много интересного и нового смогли почерпнуть наши педагоги, побывав на ее лекциях и открытых уроках. В мае перед нашей преподавательской аудиторией с мастер-классом выступил профессор университетов штатов Индиана и Джорджия в США, выдающийся скрипач Левон . Ведущие профессора Казанской государственной консерватории также постоянно выступают на методических семинарах, дают мастер-классы для преподавателей училищ и школ. Сегодня, повторю, все это особенно актуально, ведь школы, переданные в ведение общего образования, не должны утрачивать связи с вузами, ни в коем случае не должна быть нарушена система, отработанная десятилетиями: школа – училище – вуз. Если мы потеряем школы, то не будет достаточного количества хорошо подготовленных абитуриентов, поступающих в средние учебные заведения, а затем в вузы.
С конца 90-х годов в республике получила развитие система национального образования в сфере культуры. Сформирована сеть национальных музыкальных школ, национальных отделений и классов, где дети обучаются игре на татарских народных инструментах, народному пению, традиционным видам музыкального исполнительского искусства. К этой работе активно подключились ведущие преподаватели и профессора вузов. Все больший интерес к изучению татарского музыкального творчества мы ощущаем и со стороны близлежащих республик и регионов. В наших же учебных заведениях национальный компонент стал важной составной частью музыкальных дисциплин. Для обеспечения учебного процесса необходимой нотной и учебно-методической литературой методкабинет ведет планомерную работу по разработке и изданию учебных программ, пособий, хрестоматий по дисциплинам национально-регионального компонента. Систематически среди преподавателей учебных заведений наш методкабинет проводит конкурс на лучшую методическую работу. Материал победителя мы издаем и распространяем по школам и училищам. На материалах татарской музыки издаются нотные сборники педагогического репертуара. Издательская деятельность является одним из основных направлений деятельности нашего методкабинета. Татарская музыка введена в программы по сольфеджио, музыкальной литературе, народному вокальному творчеству, сольному и ансамблевому инструментальному муцизированию.
Мы стараемся во всех наших школах и училищах построить систему учебной работы так, чтобы обеспечить духовно-нравственное здоровье учеников. Здесь уместно вспомнить изречение Еврипида: «Кто приобщен к прекрасному, того не увлечет постыдное». Приобщение к прекрасному особенно актуально для нашей республики сейчас, ведь 2006 год указом президента Татарстана Минтимера Шаймиева объявлен Годом литературы и искусства. Много юбилейных дат отмечается в этом году в Татарстане. Большая конкурсная, фестивальная и концертная работа приурочена к 120-летию со дня рождения великого татарского поэта Габдуллы Тукая, к 100-летию со дня рождения поэта Мусы Джалиля, к 100-летию со дня рождения певицы и композитора Сары Садыковой, к 85-летию со дня рождения знаменитого татарского композитора Рустема Яхина и другим датам. Назову еще конкурсы юных композиторов имени Салиха Сайдашева, юных пианистов имени Назиба Жиганова, хоровой фестиваль, посвященный известному композитору Александру Ключареву, особо отмечу конкурс юных дарований в Елабуге - «Малые города» (его организовала ДШИ № 1 г.Елабуги, и за это - отдельная благодарность директору школы, замечательному педагогу и прекрасному организатору Кучерявенко Наталье Михайловне).
Ежегодно, при непосредственном финансировании Кабинета Министров республики, методкабинет проводит летние творческие смены для одарённых детей республики. Вот и в этом году талантливые дети имели возможность отдохнуть в санатории «Васильевский »,получая одновременно мастер-классы по предметам и санаторно-курортное лечение.Методкабинет разработал специальную программу, по которой проводились профильные смены : «Юный художник », «Юный музыкант», «Юный хореограф».Лучшие педагоги учебных заведений приняли участие в работе с детьми.
…Рассказать обо всех мероприятиях в одной небольшой заметке довольно сложно, поэтому еще раз хочу пригласить всех заинтересованных и творческих людей к нам в Казань, в наш методический кабинет.
Поделиться: