13 ноября выдающемуся хормейстеру, заслуженному артисту России, основателю детского хора «Весна» Александру Сергеевичу Пономареву исполнилось бы 75 лет. К этой дате Детская музыкальная хоровая школа «ВЕСНА» им. А.С. Пономарева подготовила вечер в его честь. Также памяти любимого Учителя был посвящен концерт хора 17 ноября в Рахманиновском зале Московской консерватории.
Воспоминания многочисленных учеников, друзей, коллег А.С. Пономарева, прозвучавшие на вечере, свидетельствовали: это был не просто выдающийся музыкант, прошедший уникальный творческий путь, но и необыкновенный человек, оставивший яркий след в душах всех, кто был с ним знаком. «Сейчас «Весна» – прославленный коллектив, завоевавший множество побед на международных конкурсах, но когда все только начиналось, никто и не думал об этом, – рассказала Н.М. Ипполитова (Канунникова), одна из первых выпускниц детской хоровой студии «Весна», а ныне – преподаватель фортепиано в ДХШ «Весна». – Было главное: огромная любовь Александра Сергеевича к музыке. Он не то чтобы учил нас, пение в хоре не было для нас учебой, а тем более работой, – это было настоящее творчество, которым все мы жили. Если он чем-то восторгался, он заражал восторгом и нас, когда узнавал что-то новое – тут же делился с нами. А главное, он никогда не скрывал своих эмоций, и от нас требовал полной искренности».
«Я до сих пор не могу понять, что нас сблизило, ведь мы абсолютно разные, – поделился один из друзей мастера на протяжении всей его жизни, заслуженный работник культуры России А.С. Герман. – Я, будучи художественным руководителем хоровой студии «Веселые голоса», всегда стремился знать все существующие правила и учесть все варианты, чтобы быть уверенным, что мой корабль плывет в нужном направлении. Он же ничего знать не желал – у него был какой-то свой внутренний компас, по которому он прочерчивал свой путь и шел, не обращая ни на что внимания. Надо сказать, он всегда оказывался прав. Очень надеюсь, что школа сохранит главные его принципы – преклонение перед музыкой и отсутствие компромиссов в искусстве – и продолжит высоко нести знамя «Весны». Это будет лучшим подарком Александру Сергеевичу».
«ВЕСНА» НА СЦЕНЕ
Концерт, прошедший в Рахманиновском зале под управлением Н.В. Авериной – ученицы А.С. Пономарева, директора школы, художественного руководителя и дирижера детского хора «Весна», подтвердил, что подарок состоялся. Программа, составленная из произведений отечественных композиторов, отличалась глубиной и выстроенностью: в первом отделении были представлены духовные произведения А. Кастальского, Д. Бортнянского, П. Чеснокова, С. Рахманинова и Е. Подгайца, все второе было отдано Рахманинову.
Серьезный хоровой репертуар – еще один важнейший принцип, положенный Александром Пономаревым в основание «Весны» и во многом определивший ее успех. Во времена создания хора детские и юношеские коллективы исполняли, в основном, пионерские песни. На этом фоне репертуар «Весны» поражал своим разнообразием: здесь была и духовная музыка, и хоры из опер, и произведения современных авторов. Именно так, привлекая детей к исполнению музыки Моцарта, Шуберта, Генделя, Глинки, Чайковского, Рахманинова, Свиридова, Бриттена, Подгайца и многих других композиторов, хормейстер воспитывал высокий художественный вкус своих подопечных. «Первое прикосновение к миру классической музыки, к миру высокого искусства у абсолютного большинства «веснушек» естественным образом связано с опытом, полученным в нашей музыкальной школе. Критерии, эстетические установки, всегда помогавшие ориентироваться в мире музыки, верно отделять прекрасное от ширпотреба, – они, безусловно, оттуда, из «Весны»», – признался один из выпускников, известный оперный критик А. Матусевич.
Практически ни один концерт «Весны» не обходится без включения в программу произведений Ефрема Подгайца. На этот раз экспрессивная, гармонически красочная, с яркой выразительной мелодикой восточно-ориентального оттенка «Молитва» для детского хора и виолончели (ее партию исполнил лауреат международных конкурсов А. Бузлов) произвела сильное художественное впечатление и поставила убедительную точку в конце первого отделения. Многолетнее сотрудничество Подгайца с «Весной», по-видимому, приносит большую радость обеим сторонам: композитор создал для хора множество произведений, среди которых кантата «Как нарисовать птицу», концерт «Времена года», «Нью-Йоркская месса», «Missa veris» в свою очередь «Весна» доносит его музыку до благодарных слушателей, обеспечивая исполнение на самом высоком уровне.
Посвятить целое отделение произведениям Рахманинова – довольно смелое решение: композитор, не прощающий ни слащавой сентиментальности, ни отчужденной холодности, требует не только технического мастерства, но и особой внутренней культуры исполнителей. К счастью, с этим у хора все в порядке: «Вокализ», Шесть хоров для детского хора с фортепиано и, пожалуй, лучшие лирические романсы – «Островок», «У моего окна», «Сирень», «Здесь хорошо» и «Весенние воды» в переложении для хора прозвучали необыкновенно одухотворенно, тонко и с безупречным художественным вкусом. Кстати, Шесть хоров, являющиеся одним из самых репертуарных произведений «Весны», были написаны Рахманиновым в течение 1895-1896 гг. для воспитанниц Екатерининского женского училища, где молодой композитор преподавал теорию музыки. Судя по письму к А. Затаевичу, в котором Рахманинов высказывал сомнение в способности своих подопечных исполнить хоры в надлежащем виде, их уровень сильно уступал «веснушкам»...
СЕКРЕТЫ МАСТЕРСТВА
«Весну» отличает особенный, округлый, матовый звук: он не похож на звучание большинства детских хоров, где часто встречаются слишком открытые голоса, сип или форсирование на верхних нотах. У хора ровный слаженный тембр – что в унисонах, что в многоголосии, при котором все партии образуют единую целостную вертикаль, причем каждый голос слышен ясно и отчетливо.
Хор обладает богатой динамической палитрой с множеством оттенков, и даже на фортиссимо его звучание не перестает быть мягким. Обращает на себя внимание дисциплина вступлений и, особенно, снятия голосов. Но, пожалуй, главное достижение – это безупречная интонация. Мысль об этом даже не приходит в голову: чистота строя кажется само собой разумеющейся. Однако на самом деле за этим стоит кропотливая работа. С самых азов, еще на подготовительном хоре (а всего их в «Весне» пять: подготовительный, дошкольный, младший, кандидатский и старший – собственно, известный как детский хор «Весна») пятилетних малышей учат обращать внимание на точность интонации и выстраивать унисон. В результате уже к кандидатскому хору ребята 2–3 классов без труда осваивают двух- и трехголосные произведения.
«Весне» свойственно и еще одно, необычайно важное качество: отсутствие в хоре «пустых лиц». «Наша хоровая работа состоит в том, чтобы музыку спеть выразительно, – пояснил А.С. Пономарев в интервью 2010 г. – Мы не занимаемся выучиванием репертуара «к концерту». У нас все время продолжается процесс обучения. Разговор идет о том, как произнести слово, фразу, как выстроить форму, поэтому у хористов не могут быть невыразительные лица, на лице отражается все, о чем они думают и что они чувствуют. При этом вопросы техники, грамотности служат той же цели. Когда мы исполняли «Stabat Mater» Перголези, мы делали подстрочный перевод, а также знакомили ребят со стихотворным переводом Блока. Нам приходится петь на всех языках (даже на шведском, финском), и мы всегда стараемся точно перевести текст. Это необходимо. Знакомимся с разными стилями, эпохами, историческими событиями, географией. Зачем? Чтобы совсем по-разному спеть музыку эпохи Возрождения, музыку романтиков, современную и ультрасовременную. Так дети и воспитываются – художественно и нравственно».
Наконец, стоит сказать еще об одном нюансе: помимо внутренней культуры хору необходима и внешняя. Тон здесь задает хормейстер: изящная, похожая на фею Надежда Аверина – воплощение одухотворенной женственности с удивительным сочетанием нежности и сильной воли. И для коллектива с абсолютным преобладанием девочек такой пример очень важен.
* * *В завершение концерта в Рахманиновском зале после громогласных аплодисментов на бис прозвучал хор «Тебе поем» В. Калинникова. Трудно представить себе более искреннее, бережное исполнение: это была и тихая молитва, и слово благодарности основателю коллектива. По словам В.И. Сафоновой, профессора кафедры хорового дирижирования Академии хорового искусства им. В.С. Попова, «чувствуется, что прошлое, настоящее и будущее «Весны» – эти три реки текут одновременно, только на разных плоскостях». Александр Пономарев, подаривший огромному количеству детей и взрослых так много радости, оставил достойную смену – и нет никаких сомнений в блестящем продолжении традиций «Весны», в 2015 г. отмечающей 50-летний юбилей.
Поделиться: