АРХИВ
31.08.2016
РАЗГОВОР ПО ДУШАМ
День рождения ДМШ № 7 Санкт-Петербурга пришелся на август, и этим летом школе исполняется 61 год. Композитор Альберт Яцевич – с 1972 года ее бессменный директор.

– Альберт Сергеевич, вы являетесь выпускником Санкт-Петербургской консерватории, музыкантом-педагогом, однако одним из важных направлений работы школы считаете культурно-просветительскую деятельность. Почему?

– Прежде всего потому, что это благородная миссия. В течение учебного года мы поддерживаем постоянную связь со Специальной (коррекционной) общеобразовательной школой-интернатом (VI вида) № 9 Калининского района Санкт-Петербурга (там работает наш преподаватель, который учит особенных детей играть на фортепиано); Центром для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, № 53 Выборгского района; Санкт-Петербургским Домом-пансионатом ветеранов науки Российской академии наук. ДМШ № 7 очень серьезно относится к проведению так называемых шефских концертов в общеобразовательных школах, библиотеках, досуговых центрах, детских садах. С одной стороны, участие в концертах – это прекрасная практика для наших учеников, с другой – это возможность познакомиться со своими соседями по микрорайону, продемонстрировать школьникам, дошкольникам и их родителям работу музыкальной школы, дать представление о музыкальных инструментах и профессиях.

– Минкультуры РФ в оценке преимуществ школы искусств ставит духовно-нравственное и патриотическое воспитание на первое место. Как это складывается именно у вас?

– Патриотическое воспитание с духовно-нравственным развитием, на мой взгляд, тесно связано. Я недавно подсчитал часы, которые дети проводят дома, в семье, и в стенах нашей школы – на уроках, репетициях, концертах. И понял, что у родителей просто нет той возможности влиять на них, какая есть у наших преподавателей. И вывод напрашивается сам собой: личность педагога ДМШ и ДШИ сегодня имеет колоссальное значение! Он должен быть не только хорошим исполнителем, но и уметь общаться со своим учеником, прививать ему исподволь те качества, которые и составляют духовно-нравственную основу человека. И музыка – с ее сильнейшим эмоциональным воздействием – этому только способствует.

– Другими словами, уровень образования и опыт работы необходимо стимулировать повышением квалификации и в области психологии?

– Конечно! В целом так и происходит, у меня за последние три года КПК прошли 75 процентов педагогического состава. Тематика курсов нашего Института культурных программ всегда актуальна  (например, «Современные аспекты интеграции педагогики и музыкального творчества», «Педагогическая поддержка ребенка и мир детства в образовательной среде») – упускать такую возможность нельзя, мы и не упускаем, я каждый год закладываю в финансовый план эту статью расходов. Бесплатно курсы проводит только Санкт-Петербургский учебно-методический центр по образованию Комитета по культуре.

– Ведь и преподавателям школы № 7 есть чем поделиться: за  плечами масса побед на конкурсах, блестящие выпускники, среди которых и заслуженные деятели культуры, и профессора консерваторий, в том числе зарубежных…

– За 60 лет школу окончили свыше 3000 учащихся. 296 выпускников избрали своей профессией музыкальное искусство. Среди выпускников школы известные в России и за рубежом музыканты – исполнители, лауреаты международных, всесоюзных и всероссийских конкурсов, а также преподаватели музыкальных школ, школ искусств, музыкальных училищ и консерваторий.  18 декабря 2015 года в Концертном зале Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга прошел концерт в честь 60-летия нашей школы. В концерте приняли участие талантливые ученики и уже состоявшиеся титулованные музыканты, вышедшие из ее стен. В их числе квартет гобоев Симфонического оркестра Мариинского театра, все участники которого в разное время были учениками нашего преподавателя, заслуженного работника культуры РФ Ирины Васильевны Шихалеевой.

Фраза «кадры решают все», произнесенная Сталиным по случаю выпуска красных командиров, не случайно стала крылатой. Современное техническое оснащение заметно облегчает труд педагога, но не может его заменить. В школе работают творческие личности, способные увлечь детей и раскрыть их способности. Рассказать о каждом преподавателе в одной статье невозможно, но все же назову тех, кто недавно отметил или скоро будет отмечать юбилейную дату в нашей музыкальной семье. Надеюсь, что им будет приятно прочесть добрые слова о себе. Я уже называл Ирину Васильевну Шихалееву, но не упомянул о концерте по случаю ее 70-летия в Концертном зале Мариинки-2. Ирина Шихалеева прекрасный музыкант, умеющий вовлекать в учебный процесс детей вместе с их родителями. Ребенку очень важно одобрение преподавателя, но не меньшая ценность для ученика – заинтересованность близких в его успехах.

Свой 70-летний юбилей в прошедшем учебном году отметила Татьяна Георгиевна Васильева, преподаватель класса фортепиано. Ученики Татьяны Васильевой ежегодно получают признание в форме званий дипломантов и лауреатов на традиционных городских и международных конкурсах, которые организуются в нашем городе профессиональными музыкантами при информационной поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, например, ставший уже популярным Конкурс фортепианного мастерства им. Игоря Урьяша. Татьяна Васильева – преподаватель с большим исполнительским опытом, она концертировала в России и за рубежом, работала с такими звездами, как Тамара Синявская, Владимир Самсонов.

Скоро мы поздравим с днем рождения лауреата международных конкурсов Марину Ростиславовну Климову, руководителя нашего фортепианного отдела. В текущем году 55 лет исполнилось преподавателю класса фагота Александру Герасимовичу Радзевичу. Его заслуги были отмечены наградой правительства Санкт-Петербурга – нагрудным знаком «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга».

– Как вы относитесь к постановке задачи по увеличению охвата детского населения сетью ДМШ и ДШИ?

– Прекрасно отношусь! Нигде ребенок не получит такую основу для развития своей личности, как у нас. Недавно в Музее братьев Нобелей в Рыбинске я с удивлением узнал, что все лауреаты Нобелевской премии обучались музыке в детстве. Абсолютно все, без всякого исключения, от писателей до физиков. Видимо, какое бы занятие ни избрал человек, он преуспеет в нем с большей вероятностью, если будет развиваться многосторонне.

Призыв всем хорош, но вначале надо вспомнить, что для нашего индивидуального обучения необходимы помещения. Планируя в огромном государстве, надо понимать, в каких условиях эти планы осуществимы. Взять ДМШ № 7: работаем в двух местах, своего здания нет, хотя уже спланировали его на бумаге. В бытность свою губернатором Санкт-Петербурга Валентина Ивановна Матвиенко включила нас в «Адресный перечень объектов санкт-петербургских государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей детских музыкальных школ, детских художественных школ и детских школ искусств, планируемых к проектированию, строительству и реконструкции в 2008–2013 годах». Эта история тянется с 2007 года. Обещают, назначают новые сроки, и ничего! Теперь говорят про 2017-й.

У нас сегодня учится 405 детей. Могли бы в школе учиться, скажем, 600? Да, пожалуйста. Только даже при нынешнем контингенте забито все: каждый класс и каждый час. И даже те школы, у которых есть свои здания, в той же ситуации. Создайте нам условия – и мы не то что на три процента, на все десять охват детей увеличим.

Поделиться:

Наверх