Top.Mail.Ru
АРХИВ
30.04.2013
ГОЛОСУЕМ ЗА КАМЕРНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ

1–7 апреля в Москве прошел XVI Открытый детский конкурс-фестиваль фортепианных и камерных ансамблей, организованный ДМШ им. Гнесиных. Кроме пианистов в конкурсе участвовали струнники, духовики, исполнители на народных и ударных инструментах и вокалисты.

До недавнего времени мероприятие называлось фестивалем и проводилось ежегодно. За 15 лет значительно разнообразилась палитра жанров, стилей и инструментария. Авторитет конкурса возрастает. В этом году было подано 211 заявок от учащихся 30 ДМШ и ДШИ г. Москвы и Подмосковья (г. Чехов, г. Пущино). От больших и малых коллективов поступило 60 заявок – 20 от фортепианных и 40 от камерных ансамблей. Наибольшую активность проявила принимающая сторона, подготовившая около 20 номеров для участия в 2 номинациях.

Цели и задачи конкурса – инициировать творческую активность преподавателей, содействовать повышению их профессионального мастерства. Отрадно отметить, что процент молодых преподавателей, участвующих в фестивале, неизменно возрастает, что дает надежду на продолжение лучших традиций отечественной музыкальной педагогики.

Первый фестиваль был проведен в середине 1990-х годов. Идея его создания была подсказана самой жизнью. Педагогам ДМШ им. Гнесиных хотелось сделать что-то очень важное и полезное для детей и их родителей. Сотворить для них праздник Музыки, на котором юные пианисты могли бы вместе собираться со своими товарищами, обучающихся игре на других инструментах и вместе музицировать под руководством своих наставников. Вспоминается опыт Елены Фабиановны Гнесиной, которая еще в 1895 г. начала свое дело от огромного желания учить всех детей музыке. Идея создания Фестиваля была горячо поддержана директором школы Андреем Петровичем Подгорным, возглавлявшим Методическое объединение музыкальных школ Западного административного округа (ЗАО) Москвы. Это творческое начинание встретило активную поддержку большинства директоров музыкальных школ, а в дальнейшем было поддержано Управлением культуры ЗАО и Методическим кабинетом при Комитете по культуре г. Москвы, а Е.И. Гудова, возглавлявшая фортепианную секцию городского Методического кабинета многократно участвовала в работе жюри фестиваля.

В разные годы председателями жюри были выдающиеся музыканты, среди них – профессор Московской консерватории, народный артист России А.Г. Бахчиев; доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России Е.Г. Сорокина. Играя вместе в фортепианном дуэте они завоевали общеевропейскую известность. Их совместные выступления с комментариями об исполняемых произведениях проходили в переполненных залах. Личные автографы пианистов на грамотах фестиваля и совместное фото с детьми – дорогого стояли.

И в дальнейшем поддерживалась высокая планка авторитета приглашенных членов жюри. Его возглавляли – заслуженный артист России Е.В. Натансон; заслуженные деятели искусств России Н.М. Михайлов и А.П. Подгорный, художественный руководитель и дирижер Московского камерно-симфонического оркестра им. Гнесиных; зав. отделом духовых и ударных инструментов ДМШ им. Гнесиных А.Б. Мухамеджан; художественный руководитель и дирижер духового оркестра школы, заслуженный артист России, профессор Московской консерватории М.С. Петухов; доцент кафедры камерного ансамбля Российской академии музыки им. Гнесиных Е.Ю. Багрова. Председателем организационного комитета в течение всех лет является директор школы А.П. Подгорный.

Оба состава жюри – фортепианных и камерных ансамблей – во главе со своими председателями, были на редкость объективны и единодушны в своих оценках. При вынесении вердикта учитывались удачный выбор и разноплановость программы, звуковая культура и баланс инструментов в ансамблевом музицировании, манера держаться на сцене и умение вести диалог, угадывать намерения партнера – вовремя подавать «реплики» и вовремя «уступать», и другие тонкости. Звуковое «послевкусие», связанное с умением слышать себя со стороны, оценивалось особенно высоко. Ничто не ускользало от пристально-заинтересованного внимания жюри. В первую очередь отмечались положительные стороны и, лишь затем, недостатки и их возможные причины. В целом, выступления детей прошли на достойном уровне, чувствовалась основательная подготовка. Лауреаты конкурса получали возможность выступить на престижной сцене Большого зала Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, который состоялся 7 апреля.

Заключительный концерт лауреатов прошел на одном дыхании, став праздником юности, таланта и артистизма. Зал, заполненный до отказа, тепло рукоплескал каждому номеру концерта. Кульминационной точкой стало исполнение Концерта И. С. Баха до минор для двух клавиров и струнных в 3 частях. Исполнители – заслуженный артист РФ Михаил Петухов и почетный работник культуры г. Москвы Наталья Коршунова, Московский камерный оркестр им. Гнесиных п/у заслуженного деятеля искусств Андрея Подгорного. Их вдохновенное выступление стало подарком от членов жюри участникам конкурса, которое надолго сохранится в памяти всех присутствующих.

Поделиться:

Наверх