В марте - апреле в МГИМ им А.Г. Шнитке в шестой раз проходил ежегодный конкурс юных композиторов. В отличие от прежних лет его участниками стали не только москвичи и жители ближайшего Подмосковья, но и представители двух удаленных от центра городов: Ульяновска и Череповца.
На конкурс было подано более 25 заявок от учащихся ДМШ, ДШИ и младших курсов музыкальных училищ и колледжей в возрасте от 7 до 18 лет. Все конкурсанты традиционно были разделены на 3 возрастные группы: младшую (7 – 10 лет), среднюю (11 – 14) и старшую (15 – 18). По результатам отборочного прослушивания к финальному туру жюри допустило 20 человек – тех, чьи творческие работы показались наиболее интересными. Самую внушительную команду участников подготовила профессор Московской консерватории Т.А. Чудова, многие годы успешно работающая и с детьми: из шести ее воспитанников трое прошли в финал и в итоге заняли призовые места. Нельзя не назвать и других преподавателей, уже не в первый раз успешно подготовивших своих питомцев к конкурсному выступлению: это А.М. Кокжаев, Д.В. Полевая, А.Д. Удальцов – энтузиасты своей профессии и нашего конкурса.
Возрастные границы состязания определили круг выбираемых авторами жанров и форм. Демонстрировались программные сочинения по мотивам сказок, жанровые сценки, музыкальные пейзажи. Были представлены и классические формы – миниатюрные вариации, сонатины, маленькие сюиты. Жюри, работавшее под руководством заслуженного деятеля искусств РФ, профессора РАМ им. Гнесиных К.Е. Волкова, обратило внимание на стремление музыкантов выйти за пределы ставшего столь привычным тембра фортепиано - на достаточно частое обращение к иным инструментальным краскам, в том числе к вокалу. В программе прослушивания были произведения для скрипки с фортепиано, для кларнета, для голоса. Как правило, юные композиторы пишут для тех инструментов, которыми владеют, однако на этот раз мы встретили и иные примеры. Так, Рамазан Юнусов из Ульяновского музыкального училища (II место в старшей группе) – учащийся фортепианного отделения – написал романтичную Концертную пьесу для скрипки и фортепиано. Не является вокалистом и Денис Немухин из московской ДМШ им М.Л. Ростроповича (I место в средней группе), представивший выразительный романс-монолог на стихи К.Бальмонта.
Своеобразным открытием конкурса стал семилетний Георгий Махнев из Череповца (преп. М.Ф. Фукова), который всего лишь около года занимается музыкой. Этот совсем еще малыш, получивший Гран-при в младшей группе, поразил присутствовавших яркими, выразительно показанными музыкальными образами, осмысленностью их передачи в звуках (в финале он исполнял пьесы «Медвежонок Паддингтон» и «Лукоморье»). Удачным было и выступление, также в младшей группе, Евгения Евграфова (I место, МССМШ им. Гнесиных, преп. В.Б. Довгань). Женя исполнил пьесы «Капель», «Прелюдия» и «Вальс жуков», показав стремление к мелодической выразительности. Среди представителей средней и старшей возрастных групп наиболее запомнились Даниил Малюков (ДМШ №1 г. Пушкино, преп. Т.И. Милехина) и Александр Удалов (московская ДМШ №4, преп. А.М. Кокжаев).
Преподавание композиции в начальных и средних музыкальных учебных заведениях ведется уже довольно давно. Предмет этот, не являясь обязательным, вместе с тем играет важную роль в формировании творческих способностей детей, в воспитании их художественного вкуса и любви к музицированию. Если мы обратимся к нашему прошлому, то увидим, что в XIX веке обучение игре на фортепиано было неразрывно связано с импровизацией и сочинением. Да разве только на фортепиано? А скрипка, гитара, балалайка? Не было в России любителей музыки, которые не сочинили бы за свою жизнь хотя бы один романс или вальс! К сожалению, в наши дни эта практика оказалась практически утерянной, а желание выразить свои мысли и настроения в музыкальных звуках возникает у детей крайне редко и воспринимается как признак исключительной одаренности. Но «беседа» с инструментом, на котором ты играешь, должна быть не чудом, а естественной потребностью начинающего музыканта. Через нее и выражается любовь к музыке. На мой взгляд, именно такие задачи призвана решать и сама композиция, и преподаватели, которые ведут этот предмет в ДМШ и училищах. И конечно, юный музыкант должен ощущать звуковую палитру современного мира, а не только подражать прошлому.
Однако последний конкурс показал, что педагоги в своей работе с учениками далеко не всегда стремятся решать подобные задачи. Удивляет, что выбор музыкальных средств часто сводится к штампам, внешней звукописи. Если такие приемы естественны для младших участников, то в средней и старшей возрастных группах хотелось бы услышать и другие способы выражения настроений и мыслей, а главное – их оформленность. В некоторых программах нельзя было не заметить ограниченности чисто музыкальных представлений авторов, попытки заменить музыкальную выразительность сценическим действием, что, разумеется, было подсказано педагогами, но не помогало скрыть звуковую бедность сочинений. И все же само стремление детей сочинять, отражать свой мир в музыкальных звуках и образах не может не радовать: значит, есть в них творческий огонек, который мы, взрослые, должны всячески поддерживать.
Поделиться: