В многоликой художественной жизни Москвы произошло крупнейшее по своей значимости событие: московские ценители высокой музыки отметили 120-летие со Дня рождения своего кумира - уникального пианиста, великого педагога и музыкального деятеля - Генриха Густавовича Нейгауза, тем самым, выказав дань глубочайшего уважения и почтения его неповторимой личности. Инициатором столь крупного художественного Проекта уже 10-ый год подряд выступает Детская музыкальная школа с честью носящая гордое имя Г.Г.Нейгауза при поддержке Управления культуры Юго-Восточного административного округа г.Москвы, совместно с Методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры Департамента культуры г.Москвы при содействии Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, Международного благотворительного фонда «Новые имена», издательства «Классика - XXI», Школы им. Альфреда Корто в Париже и фирмы «Yamaha». Данному Проекту очень удачно был выбран девиз – «Под знаком Нейгауза».
На это знаменательное событие горячо откликнулись ныне именитые музыканты, имевшие великое счастье и великую жизненную удачу не только учиться, общаться, но и дышать одним воздухом со столь удивительной личностью, коим являлся Г.Г.Нейгауз. Его любили и боготворили, ему поклонялись и подражали. И сегодня для них Генрих Нейгауз не «был», а «есть».
Школа Нейгауза – то самое роскошное педагогическое древо, которое дало жизнь прекрасным, ярким, неповторимым индивидуальностям. Это огромный духовный опыт, драгоценные частицы которого передаются от учителя к ученику, это особое мироощущение и чувствование музыки, это заряжённость высоким искусством, которое способно удивлять. Наконец, это прекрасная, всюду узнаваемая пианистическая «закваска», включающаяся в себя всё роскошество фортепианного звука и звуковых красок.
Под знаком Нейгауза прошла жизнь нескольких поколений педагогов и студентов Московской консерватории и Академии музыки им.Гнесиных. Под знаком Нейгауза продолжают преподавать и выступать его талантливые ученики и ученики его учеников не только в Москве, но и во многих городах России и далеко за её пределами. Имя Нейгауза удивительным образом связало целых три века: XIX, XX и наступивший XXI век. Поразительно: до сих пор наши замечательные концертные залы Московской консерватории несут его неповторимую ауру, помнят прикосновение его удивительно чутких рук к роялю. Помнят его неподражаемое туше, его характерный «дирижерский» жест, его добрую энергетику, помнят его живописный облик, его артистическое обаяние. Более того, его баритональный голос продолжает жить и витать в стенах родного 29 класса Московской консерватории.
В многоликой творческой деятельности Генриха Густавовича Нейгауза гармонично воплотились многие ипостаси, присущие истинному художнику и гуманисту: исполнительство и педагогика, активная общественная деятельность, высокий дар просветительства и убеждения и при всём том теплота, сердечность, порядочность и демократизм.
В рамках данного Проекта прошло центральное событие: III Московский фестиваль молодых пианистов им. Г.Г.Нейгауза. К участию в работе III Московского фестиваля им. Г.Г.Нейгауза были приглашены лучшие музыкально-педагогические силы Москвы и других городов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, один перечень которых в буклете фестиваля занял почти полстраницы. Ядро международного жюри по традиции составили ученики Г.Г.Нейгауза – профессора-пианисты ведущих музыкальных вузов России.
12 апреля в день рождения Г.Г.
Данный Проект был обширным и включил в себя также и Педагогическую конференцию, которая прошла 28 и 31 марта в Государственном центральном музее им. М.И.Глинки. Её участниками были известные отечественные музыканты из Москвы и Санкт-Петербурга, а также зарубежные гости. На конференции были затронуты важные вопросы по современным проблемам музыкального воспитания одарённых детей. Все встречи были по-своему интересны, о некоторых расскажу вкратце.
В рамках данного художественного Проекта были проведены мастер-классы членов жюри и преподавателей-пианистов из разных стран.
По традиции они проводились прежде всего с участниками прошедшего фестиваля, где профессионалы делились опытом с профессионалами.
Зора Цукер (г.Санкт-Петербург, преп. средней спец. муз. школы при Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова) – представитель школы Ф.М.Блуменфельда, провела мастер-класс по теме: «Звуковая исполнительская культура и её связь со стилистикой произведения». Представила своего юного 12-летнего ученика со следующей программой: Бах - Токката ми минор, Бетховен - Соната до минор ч.1, Лист - Сонет Петрарки № 104, Шопен - Мазурка ля минор №12, Скрябин - Прелюдии №№2,8 соч.11, Дебюсси из «Детского уголка». Свой открытый урок предварила несколькими важными педагогическими тезисами:
-«…первое и главное: ребёнок, которого профессионально обучают музыке, должен непременно слушать оперные спектакли буквально с 6 лет с тем, чтобы впитывать в себя всё многообразие звуковых красок: оркестра, хора, вокала. Тогда ему будет гораздо легче входить в серьёзную музыку. Это уже другой уровень, который даёт отличные результаты. Именно так она поступала со своим талантливым учеником Мирославом Култышевым (ставшим впоследствии серебряным призёром XIII Международного конкурса П.И.Чайковского). Именно так я воспитываю и своего юного помощника по мастер-классу.
-…очень важна свобода аппарата, которая непосредственно связана с посадкой ученика. Предпочтение отдаётся высокой посадке, при этом развёрнутые плечи способствуют полной циркуляции воздуха. Умение правильно дышать очень важно. (Что мы часто наблюдаем: сутулая спина, опущенный к груди подбородок). Всё это предполагает кропотливую работу обучающего педагога.
-…манера исполнения целиком и полностью зависит от индивидуальности ученика: его мышления, его осмысления музыки и, конечно же, его интуиции. Туда же входит и быстрота реакции. Известно, что рояль весьма многогранен, оттого под руками разных исполнителей он звучит по-разному. Такова природа исполнительского искусства.
-… умение интонировать полностью зависит от умения слушать и слышать себя.
-…умение внимательно вчитываться в текст зависит от игрового опыта исполнителя, в том числе и опыта слушательского. Оттого так полезно побольше сидеть в классе и слушать своих старших товарищей. Это помогает пополнению собственного репертуара.
-… талант педагога проявляется и в том, чтобы удачно подобрать каждому ученику соответствующую его индивидуальности программу и правильно организовать рабочее время ученика. Тогда количество переходит в качество. Воспитывается потребность много работать и постоянно совершенствовать свой пианизм.
-…совершенство мышления в итоге помогает совершенству стиля».
При исполнении своей программы ученик продемонстрировал замечательное владение звуковой культурой и понимание чувства стиля.
Татьяна Зеликман (г.Москва, доцент РАМН им.Гнесиных и преп. МСМШ(колледж) им. Гнесиных) провела мастер-класс по теме - «Работа над музыкальным произведением, А.Скрябин Фантазия ор.28» со студентом IV курса Максимом Кулагиным (преп.А.А.Наседкин).
«…Основная исполнительская трудность данной Фантазии – избежать перенасыщения, громоздкости в forte, суметь продержаться как можно больше на piano. Кульминации у Скрябина очень стремительны, недолги, но к ним надо выстроить длинный подход. Надо искать глубину в самом содержании».
По ходу урока обращалось внимание студента на то, что в ранних сочинениях Скрябина находим длинные темы-мелодии идущие от Шопена. В более поздних опусах темы становятся короче, графически чётче очерченные, выкристаллизовываясь в мелодические формулы в которых всё явственнее проявляется особый скрябинский нерв, как вспышка.
Было отмечено, что многие произведения Скрябина почти насквозь полифоничны. Очень важно создать ощущение воздуха, пространства, перспективы. Вся проблема в том, чтобы увидеть целиком все пространство и так распределить динамику, прочувствовать полифонические пласты, при этом на первый план выделить звучные оркестровые тембры (труба, волторна и пр.), чтобы они пробивали всю фактуру, другие же голоса убрать на задний план.
Также было замечено, что очень важная роль в сочинениях Скрябина, как впрочем, и всех романтиков, отводится левой руке. Она должна быть как отражение мелодических линий.
Получился очень подробный
Иван Соколов (г.Москва). Тема его беседы: «Преемственность педагогических принципов Г.Г.Нейгауза в классах Ирины Ивановны и Льва Николаевича Наумовых». Замечательный пианист поделился некоторыми своими воспоминаниями о годах учения, подкрепляя рассказы собственным тонким исполнением произведений, проходимых в своё время под руководством учителей. Рассказал, на каком фактическом материале выстраивалась замечательная книга Льва Наумова «Под знаком Нейгауза». Обратил внимание аудитории на множественность интерпретаций, заложенных в самой музыки. В частности поведал об одном, весьма, примечательном случае из артистической биографии Г.Г.Нейгауза, свидетелем которого была Ирина Ивановна Наумова, как в одном из концертов, проходившем в переполненном Большом зале консерватории (вместимостью около 2тыс.чел.), Генрих Густавович исполнил на «бис» одну небольшую миниатюру Скрябина «Листок из альбома» оп.45 пять раз кряду, причём всякий раз с разными интерпретациями. При этом создавалось ощущение, будто музыка рождалась под его пальцами сию минуту. После каждого исполнения публика взрывалась аплодисментами. Таким своеобразным образом великий артист и педагог провёл показательный мастер-класс одновременно с огромным количеством слушателей.
Андрей Диев (г.Москва, проф. МГК им. П.И.Чайковсого) (также ученик Л.Н.Наумова) – мастер-класс: «Работа над музыкальным произведением, И.Брамс (опус 116)». Урок проводил со студенткой Александрой Словцовой (преп.Н.А.Солуханова). Она лауреат уже 5-ти международных фестивалей и конкурсов, тем не менее, урок был достаточно скурпулёзным. В частности шла работа над энергетической заряженностью звука, что характерно для музыки Брамса. В процессе показа внимание обращалось на работу всех мышц, участвующих при исполнении. В частности спинных - в эпизодах, требующих большой физической силы при насыщенной фактуре. Урок прошёл очень динамично и импульсивно с элементами показательности.
Виктор Розенбаум (США) и Виллем Бронс (Нидерланды) – несмотря на то, что приглашённые иностранные гости работали через переводчика, суть и методика проведённых ими открытых уроков оказалась для нашей профессиональной аудитории близка по форме и по содержанию. Все те же приоритеты: пристальное отношение к качеству звука, к естественности фразировки, к пластике, к распределению кульминаций, к чувству меры, к «звучащим» паузам, к тонкостям дозирования педали и пр. Их мастер-классы были посвящены работе над исполнениям произведений Шопена, наиболее трудного для конкурсантов композитора. Именно на нём конкурсанты чаще всего теряют баллы. Шопена вообще сложно играть. Совершенство исполнения этой музыки – адекватность пианизма и музыкальности - означает наличие мастерства. Это целая школа! Бывает, однако, что дети играют эту музыку совершенно замечательно.
Несколько штрихов к портретам зарубежных гостей.
Виктор Розенбаум (проф. Бостонской консерватории и Меннесскул)- представитель школы А.Шнабеля. Тема его открытого урока - «Шопен - Баллада №4 фа минор». Её исполнял 13-летний пианист Осип Никифоров (преп. А.И.Никифоров). Основной постулат докладчика: «В музыке есть две наиважнейшие вещи: слух и время, которыми исполнитель распоряжается с самого первого звука произведения. Фантазируя, исполнитель создаёт некий образ. Образ может быть реальным, а может быть мистическим. Важно определить грани того и другого. Исходя из этого, надо искать подходящую звуковую окраску, помня, что пальцы являются лишь передатчиками наших исполнительских и слуховых фантазий». Над воплощением образной сферы в музыке Шопена и был посвящён открытый урок.
Виллем Бронс (проф. Амстердамской консерватории) – пианист и органист, специалист по Баху. Биография г-на Бронса теснейшим образом связана с нашим соотечественником, выпускником Московской консерватории - золотым медалистом Николаем Орловым, что естественным образом наложило отпечаток на творчество г-на Бронса. Тема его открытого урока была посвящена творчеству Шопена. Ему ассистировала ученица Юн А Ин (преп. В.С.Каменева). Г-н Бронс рассказал о взглядах Шопена на композиторское творчество. В частности о том, что Шопен не очень жаловал своих современников-романтиков, но боготворил Баха, обожал Моцарта и очень любил Беллини. У каждого из них он выделял близкие его творчеству черты. У Баха - строгость формы и полифоничность мышления, у Моцарта- одухотворённость и безграничную фантазию самовыражения, наряду с простотой и детской наивностью, у Беллини – естественность, чувственность в пении bell canto. Эти качества составляют суть музыки Шопена.
…«Ещё очень важно – умение слушать тишину. Тишина – неповторима, поэтому она совершенна и замечательно красива. В тоже время в ней заложена некая интенсивность. Поэтому так важно, чтобы на паузах не останавливалось движение музыки.
…Все шопеновские взлёты надо уметь распределять долго-долго, поэтому возврат к demenuendo очень эффективен, производит очень сильное впечатление.
…Относительно левой руки в музыке Шопена. Она должна «дышать», и в тоже время быть очень стабильной, чтобы не останавливать естественного движения мелодии.
...Частное замечание относительно трели. Она должна быть одухотворена и вибрировать, подобно голосу, а не верещать, как будильник. То есть, сначала пропустить её через слух, а потом уже воплотить пальцами.
…Ещё очень важен для композитора выбор тональности. Эта та сфера, в которую он вкладывает свои чувства».
Эти и некоторые другие замечания помогли ученице одухотворить своё исполнение.
Следует упомянуть ещё об одном выступлении. Владимир Тропп (проф РАМ им.Гнесиных) провёл мастер-класс, замечательно исполнив целиком цикл П.И.Чайковского «Времена года» (явление не столь частое в исполнительской и педагогической практике). По вопросам интепретации данного цикла В.Троппом написана большая исследовательская работа.
По моему мнению, мастер-классы приносят пользу тому, кто хорошо воспринимает и чувствует. Чем талантливее молодой человек, тем быстрее он откликается на пожелания профессора. Поэтому мастер-классы столь высокого уровня дают огромный стимул для их творческого роста. Кроме того, полезно иметь представление о разных школах и ощутить на себе разные методы преподавания – это обогащает.
По завершению конференции состоялся концерт победителей I и II Московских фестивалей молодых пианистов им. Г.Г.Нейгауза (1998,2003г.г.). Выступившие на нём молодые музыканты в полной мере продемонстрировали своё профессиональное мастерство и артистизм, блистательным завершением концерта явилось великолепное исполнение труднейшей Токкаты Р.Шумана учеником 8-го класса Гнесинской десятилетки Константином Шамрай (преп. Т.А.Зеликман). Следует отметить, что для всех победителей прошедших Фестивалей им. Г.Г.Нейгауза их первый успех стал своего рода важной ступенью для дальнейшего совершенствования в классах профессоров Московской консерватории и началом удачной артистической судьбы. Ярким примером тому являются Александр Кобрин – победитель трёх престижнейших консурсов, а также Мирослав Култышов – серебряный призёр XIII Международного конкурса им. П.И.Чайковского (2007г.) и других талантливых молодых пианистов.
18 апреля в Рахманиновском зале консерватории прошёл Вечер памяти членов жюри предыдущих конкурсов: Л.Н.Наумова, Е.Я.Либермана, В.В.Кастельского, Е.В. Малинина.
19 апреля в Большом зале
На сцене по обе стороны от рояля сидели члены жюри конкурса, лауреаты и дипломанты со своими педагогами. В торжественной обстановке им были вручены дипломы Лауреатов и памятные Знаки фестиваля. По завершению церемонии награждения состоялся концерт Лауреатов фестиваля.
Знаменательно, что данный фестиваль неизменно собирает юных талантливых пианистов, которым предстоит обогащать музыкальную жизнь XXI века. Их вступление в большую музыку ныне проходит под знаком Г.Г.Нейгауза, а значит, их будущее будет плодотворным и, надеемся, счастливым.
Все дни работы фестиваля были заполнены звуками прекрасной музыки и живейшим интересом к этому замечательному действу со стороны музыкальной общественности Москвы. Для этой цели были предоставлены лучшие концертные залы. Все мероприятия происходили при аншлаге (по нынешним временам явление не столь частое). Публика горячо и щедро откликалась на проявления такого редкого дара как талант юного исполнителя в проявлении его индивидуальности.
Главный приз этого Фестиваля – коллективная семидневная концертно-
Завершающим этапом Проекта явился прекрасный концерт кафедры специального фортепиано, который прошёл в Большом зале Московской консерватории 20 апреля под девизом «Генрих Нейгауз и его продолжение».
Поделиться: