Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.05.2008
Под знаком Нейгауза

В многоликой художественной жизни Москвы произошло крупнейшее по своей значимости событие: московские ценители высокой музыки отметили 120-летие со Дня рождения своего кумира - уникального пианиста, великого педагога и музыкального деятеля - Генриха Густавовича Нейгауза, тем самым, выказав дань глубочайшего уважения и почтения его неповторимой личности. Инициатором столь крупного художественного Проекта уже 10-ый год подряд выступает Детская музыкальная школа с честью носящая гордое имя Г.Г.Нейгауза при поддержке Управления культуры Юго-Восточного административного округа г.Москвы, совместно с Методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры Департамента культуры г.Москвы при содействии Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, Международного благотворительного фонда «Новые имена», издательства «Классика - XXI», Школы им. Альфреда Корто в Париже и фирмы «Yamaha». Данному Проекту очень удачно был выбран девиз – «Под знаком Нейгауза».

На это знаменательное событие горячо откликнулись ныне именитые музыканты, имевшие великое счастье и великую жизненную удачу не только учиться, общаться, но и дышать одним воздухом со столь удивительной личностью, коим являлся Г.Г.Нейгауз. Его любили и боготворили, ему поклонялись и подражали. И сегодня для них Генрих Нейгауз не «был», а «есть».

Школа Нейгауза – то самое роскошное педагогическое древо, которое дало жизнь прекрасным, ярким, неповторимым индивидуальностям. Это огромный духовный опыт, драгоценные частицы которого передаются от учителя к ученику, это особое мироощущение и чувствование музыки, это заряжённость высоким искусством, которое способно удивлять. Наконец, это прекрасная, всюду узнаваемая пианистическая «закваска», включающаяся в себя всё роскошество фортепианного звука и звуковых красок.

Под знаком Нейгауза прошла жизнь нескольких поколений педагогов и студентов Московской консерватории и Академии музыки им.Гнесиных. Под знаком Нейгауза продолжают преподавать и выступать его талантливые ученики и ученики его учеников не только в Москве, но и во многих городах России и далеко за её пределами. Имя Нейгауза удивительным образом связало целых три века: XIX, XX и наступивший XXI век. Поразительно: до сих пор наши замечательные концертные залы Московской консерватории несут его неповторимую ауру, помнят прикосновение его удивительно чутких рук к роялю. Помнят его неподражаемое туше, его характерный «дирижерский» жест, его добрую энергетику, помнят его живописный облик, его артистическое обаяние. Более того, его баритональный голос продолжает жить и витать в стенах родного 29 класса Московской консерватории.

В многоликой творческой деятельности Генриха Густавовича Нейгауза гармонично воплотились многие ипостаси, присущие истинному художнику и гуманисту: исполнительство и педагогика, активная общественная деятельность, высокий дар просветительства и убеждения и при всём том теплота, сердечность, порядочность и демократизм.

В рамках данного Проекта прошло центральное событие: III Московский фестиваль молодых пианистов им. Г.Г.Нейгауза. К участию в работе III Московского фестиваля им. Г.Г.Нейгауза были приглашены лучшие музыкально-педагогические силы Москвы и других городов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья, один перечень которых в буклете фестиваля занял почти полстраницы. Ядро международного жюри по традиции составили ученики Г.Г.Нейгауза – профессора-пианисты ведущих музыкальных вузов России.

12 апреля в день рождения Г.Г.Нейгауза в Рахманиновском зале Московской консерватории состоялось торжественное открытие Фестиваля и концерт членов жюри – представителей школы Г.Г.Нейгауза: Вера Горностаева, Леонид Гаккель, Виктор Деревянко, Игорь Никонович, Альберт Тараканов. 14 и 16 апреля там же прошли конкурсные прослушивания участников фестиваля, на которые были поданы 119 заявок. После предварительного профессионального отбора (заочно по видео-кассетам с записью конкурсного репертуара) только 31 юный музыкант получили право выйти на знаменитую сцену Рахманиновского зала, чтобы продемонстрировать своё мастерство. В программу конкурсных прослушиваний по трём возрастным категориям (до 18 лет включительно) входили сочинения композиторов, которых особенно часто исполнял сам Г.Г.Нейгауз: Бетховен, Брамс, Шопен, Шуман, Дебюсси и Скрябин. Среди исполнителей – учащиеся детских музыкальных школ и школ искусств, средних специальных музыкальных школ, а также студенты музыкальных колледжей и музыкальных училищ. Столь широкий возрастной диапазон является воплощением идеи незыблемой цельности и ценности отечественной системы музыкального образования. По итогам прослушивания лишь 6 наиболее ярко одарённых юных пианистов получили гордый титул Лауреата. При этом жюри сочло благоразумным не разделять их по степеням. Однако, как это часто случается на конкурсе, слушатели выделили среди них своих лидеров, одно появление которых на сцене вызывало у них эмоциональный подъём и проявление бурного восторга - это Роман Мартынов и Лука Окросцваридзе. Роман – само воплощение пианиста-романтика. Лука запомнился как вполне сформировавшийся серьёзный, глубокий музыкант с яркой индивидуальностью.

Данный Проект был обширным и включил в себя также и Педагогическую конференцию, которая прошла 28 и 31 марта в Государственном центральном музее им. М.И.Глинки. Её участниками были известные отечественные музыканты из Москвы и Санкт-Петербурга, а также зарубежные гости. На конференции были затронуты важные вопросы по современным проблемам музыкального воспитания одарённых детей. Все встречи были по-своему интересны, о некоторых расскажу вкратце.

В рамках данного художественного Проекта были проведены мастер-классы членов жюри и преподавателей-пианистов из разных стран.

По традиции они проводились прежде всего с участниками прошедшего фестиваля, где профессионалы делились опытом с профессионалами.

Зора Цукер (г.Санкт-Петербург, преп. средней спец. муз. школы при Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова) – представитель школы Ф.М.Блуменфельда, провела мастер-класс по теме: «Звуковая исполнительская культура и её связь со стилистикой произведения». Представила своего юного 12-летнего ученика со следующей программой: Бах - Токката ми минор, Бетховен - Соната до минор ч.1, Лист - Сонет Петрарки № 104, Шопен - Мазурка ля минор №12, Скрябин - Прелюдии №№2,8 соч.11, Дебюсси из «Детского уголка». Свой открытый урок предварила несколькими важными педагогическими тезисами:

-«…первое и главное: ребёнок, которого профессионально обучают музыке, должен непременно слушать оперные спектакли буквально с 6 лет с тем, чтобы впитывать в себя всё многообразие звуковых красок: оркестра, хора, вокала. Тогда ему будет гораздо легче входить в серьёзную музыку. Это уже другой уровень, который даёт отличные результаты. Именно так она поступала со своим талантливым учеником Мирославом Култышевым (ставшим впоследствии серебряным призёром XIII Международного конкурса П.И.Чайковского). Именно так я воспитываю и своего юного помощника по мастер-классу.

-…очень важна свобода аппарата, которая непосредственно связана с посадкой ученика. Предпочтение отдаётся высокой посадке, при этом развёрнутые плечи способствуют полной циркуляции воздуха. Умение правильно дышать очень важно. (Что мы часто наблюдаем: сутулая спина, опущенный к груди подбородок). Всё это предполагает кропотливую работу обучающего педагога.

-…манера исполнения целиком и полностью зависит от индивидуальности ученика: его мышления, его осмысления музыки и, конечно же, его интуиции. Туда же входит и быстрота реакции. Известно, что рояль весьма многогранен, оттого под руками разных исполнителей он звучит по-разному. Такова природа исполнительского искусства.

-… умение интонировать полностью зависит от умения слушать и слышать себя.

-…умение внимательно вчитываться в текст зависит от игрового опыта исполнителя, в том числе и опыта слушательского. Оттого так полезно побольше сидеть в классе и слушать своих старших товарищей. Это помогает пополнению собственного репертуара.

-… талант педагога проявляется и в том, чтобы удачно подобрать каждому ученику соответствующую его индивидуальности программу и правильно организовать рабочее время ученика. Тогда количество переходит в качество. Воспитывается потребность много работать и постоянно совершенствовать свой пианизм.

-…совершенство мышления в итоге помогает совершенству стиля».

При исполнении своей программы ученик продемонстрировал замечательное владение звуковой культурой и понимание чувства стиля.

Татьяна Зеликман (г.Москва, доцент РАМН им.Гнесиных и преп. МСМШ(колледж) им. Гнесиных) провела мастер-класс по теме - «Работа над музыкальным произведением, А.Скрябин Фантазия ор.28» со студентом IV курса Максимом Кулагиным (преп.А.А.Наседкин).

«…Основная исполнительская трудность данной Фантазии – избежать перенасыщения, громоздкости в forte, суметь продержаться как можно больше на piano. Кульминации у Скрябина очень стремительны, недолги, но к ним надо выстроить длинный подход. Надо искать глубину в самом содержании».

По ходу урока обращалось внимание студента на то, что в ранних сочинениях Скрябина находим длинные темы-мелодии идущие от Шопена. В более поздних опусах темы становятся короче, графически чётче очерченные, выкристаллизовываясь в мелодические формулы в которых всё явственнее проявляется особый скрябинский нерв, как вспышка.

Было отмечено, что многие произведения Скрябина почти насквозь полифоничны. Очень важно создать ощущение воздуха, пространства, перспективы. Вся проблема в том, чтобы увидеть целиком все пространство и так распределить динамику, прочувствовать полифонические пласты, при этом на первый план выделить звучные оркестровые тембры (труба, волторна и пр.), чтобы они пробивали всю фактуру, другие же голоса убрать на задний план.

Также было замечено, что очень важная роль в сочинениях Скрябина, как впрочем, и всех романтиков, отводится левой руке. Она должна быть как отражение мелодических линий.

Получился очень подробный детализированный урок, принесший большую пользу, как самому студенту, так и заинтересованной профессиональной аудитории. По моему мнению, такой «неуловимый» композитор, коим является Скрябин, невероятно труден для пианистов. Здесь нужна определённая свобода и импровизационность исполнения. Это весьма непросто - надо иметь богатое воображение.

Иван Соколов (г.Москва). Тема его беседы: «Преемственность педагогических принципов Г.Г.Нейгауза в классах Ирины Ивановны и Льва Николаевича Наумовых». Замечательный пианист поделился некоторыми своими воспоминаниями о годах учения, подкрепляя рассказы собственным тонким исполнением произведений, проходимых в своё время под руководством учителей. Рассказал, на каком фактическом материале выстраивалась замечательная книга Льва Наумова «Под знаком Нейгауза». Обратил внимание аудитории на множественность интерпретаций, заложенных в самой музыки. В частности поведал об одном, весьма, примечательном случае из артистической биографии Г.Г.Нейгауза, свидетелем которого была Ирина Ивановна Наумова, как в одном из концертов, проходившем в переполненном Большом зале консерватории (вместимостью около 2тыс.чел.), Генрих Густавович исполнил на «бис» одну небольшую миниатюру Скрябина «Листок из альбома» оп.45 пять раз кряду, причём всякий раз с разными интерпретациями. При этом создавалось ощущение, будто музыка рождалась под его пальцами сию минуту. После каждого исполнения публика взрывалась аплодисментами. Таким своеобразным образом великий артист и педагог провёл показательный мастер-класс одновременно с огромным количеством слушателей.

Андрей Диев (г.Москва, проф. МГК им. П.И.Чайковсого) (также ученик Л.Н.Наумова) – мастер-класс: «Работа над музыкальным произведением, И.Брамс (опус 116)». Урок проводил со студенткой Александрой Словцовой (преп.Н.А.Солуханова). Она лауреат уже 5-ти международных фестивалей и конкурсов, тем не менее, урок был достаточно скурпулёзным. В частности шла работа над энергетической заряженностью звука, что характерно для музыки Брамса. В процессе показа внимание обращалось на работу всех мышц, участвующих при исполнении. В частности спинных - в эпизодах, требующих большой физической силы при насыщенной фактуре. Урок прошёл очень динамично и импульсивно с элементами показательности.

Виктор Розенбаум (США) и Виллем Бронс (Нидерланды) – несмотря на то, что приглашённые иностранные гости работали через переводчика, суть и методика проведённых ими открытых уроков оказалась для нашей профессиональной аудитории близка по форме и по содержанию. Все те же приоритеты: пристальное отношение к качеству звука, к естественности фразировки, к пластике, к распределению кульминаций, к чувству меры, к «звучащим» паузам, к тонкостям дозирования педали и пр. Их мастер-классы были посвящены работе над исполнениям произведений Шопена, наиболее трудного для конкурсантов композитора. Именно на нём конкурсанты чаще всего теряют баллы. Шопена вообще сложно играть. Совершенство исполнения этой музыки – адекватность пианизма и музыкальности - означает наличие мастерства. Это целая школа! Бывает, однако, что дети играют эту музыку совершенно замечательно.

Несколько штрихов к портретам зарубежных гостей.

Виктор Розенбаум (проф. Бостонской консерватории и Меннесскул)- представитель школы А.Шнабеля. Тема его открытого урока - «Шопен - Баллада №4 фа минор». Её исполнял 13-летний пианист Осип Никифоров (преп. А.И.Никифоров). Основной постулат докладчика: «В музыке есть две наиважнейшие вещи: слух и время, которыми исполнитель распоряжается с самого первого звука произведения. Фантазируя, исполнитель создаёт некий образ. Образ может быть реальным, а может быть мистическим. Важно определить грани того и другого. Исходя из этого, надо искать подходящую звуковую окраску, помня, что пальцы являются лишь передатчиками наших исполнительских и слуховых фантазий». Над воплощением образной сферы в музыке Шопена и был посвящён открытый урок.

Виллем Бронс (проф. Амстердамской консерватории) пианист и органист, специалист по Баху. Биография г-на Бронса теснейшим образом связана с нашим соотечественником, выпускником Московской консерватории - золотым медалистом Николаем Орловым, что естественным образом наложило отпечаток на творчество г-на Бронса. Тема его открытого урока была посвящена творчеству Шопена. Ему ассистировала ученица Юн А Ин (преп. В.С.Каменева). Г-н Бронс рассказал о взглядах Шопена на композиторское творчество. В частности о том, что Шопен не очень жаловал своих современников-романтиков, но боготворил Баха, обожал Моцарта и очень любил Беллини. У каждого из них он выделял близкие его творчеству черты. У Баха - строгость формы и полифоничность мышления, у Моцарта- одухотворённость и безграничную фантазию самовыражения, наряду с простотой и детской наивностью, у Беллини – естественность, чувственность в пении bell canto. Эти качества составляют суть музыки Шопена.

…«Ещё очень важно – умение слушать тишину. Тишина – неповторима, поэтому она совершенна и замечательно красива. В тоже время в ней заложена некая интенсивность. Поэтому так важно, чтобы на паузах не останавливалось движение музыки.

…Все шопеновские взлёты надо уметь распределять долго-долго, поэтому возврат к demenuendo очень эффективен, производит очень сильное впечатление.

…Относительно левой руки в музыке Шопена. Она должна «дышать», и в тоже время быть очень стабильной, чтобы не останавливать естественного движения мелодии.

...Частное замечание относительно трели. Она должна быть одухотворена и вибрировать, подобно голосу, а не верещать, как будильник. То есть, сначала пропустить её через слух, а потом уже воплотить пальцами.

…Ещё очень важен для композитора выбор тональности. Эта та сфера, в которую он вкладывает свои чувства».

Эти и некоторые другие замечания помогли ученице одухотворить своё исполнение.

Следует упомянуть ещё об одном выступлении. Владимир Тропп (проф РАМ им.Гнесиных) провёл мастер-класс, замечательно исполнив целиком цикл П.И.Чайковского «Времена года» (явление не столь частое в исполнительской и педагогической практике). По вопросам интепретации данного цикла В.Троппом написана большая исследовательская работа.

По моему мнению, мастер-классы приносят пользу тому, кто хорошо воспринимает и чувствует. Чем талантливее молодой человек, тем быстрее он откликается на пожелания профессора. Поэтому мастер-классы столь высокого уровня дают огромный стимул для их творческого роста. Кроме того, полезно иметь представление о разных школах и ощутить на себе разные методы преподавания – это обогащает.

По завершению конференции состоялся концерт победителей I и II Московских фестивалей молодых пианистов им. Г.Г.Нейгауза (1998,2003г.г.). Выступившие на нём молодые музыканты в полной мере продемонстрировали своё профессиональное мастерство и артистизм, блистательным завершением концерта явилось великолепное исполнение труднейшей Токкаты Р.Шумана учеником 8-го класса Гнесинской десятилетки Константином Шамрай (преп. Т.А.Зеликман). Следует отметить, что для всех победителей прошедших Фестивалей им. Г.Г.Нейгауза их первый успех стал своего рода важной ступенью для дальнейшего совершенствования в классах профессоров Московской консерватории и началом удачной артистической судьбы. Ярким примером тому являются Александр Кобрин – победитель трёх престижнейших консурсов, а также Мирослав Култышов – серебряный призёр XIII Международного конкурса им. П.И.Чайковского (2007г.) и других талантливых молодых пианистов.

18 апреля в Рахманиновском зале консерватории прошёл Вечер памяти членов жюри предыдущих конкурсов: Л.Н.Наумова, Е.Я.Либермана, В.В.Кастельского, Е.В. Малинина.

19 апреля в Большом зале консерватории состоялось награждение победителей III Московского фестиваля молодых пианистов им. Г.Г.Нейгауза. На церемонии вручения наград лауреатам и дипломантам конкурса с тёплыми напутственными словами к собравшимся выступил заместитель руководителя Департамента культуры г.Москвы А.Е.Порватов. Надо отметить, что Департамент культуры оказал серьёзную финансовую и организационную поддержку Проекту. От Московской консерватории выступила декан фортепианного факультета засл.арт.России Е.И.Кузнецова, а также председатель жюри фестиваля 2008г. - профессор Московской консерватории А.А.Наседкин. От городского Методкабинета выступила заместитель директора Е.И.Гудова, которая помогала создавать на фестивале удивительно доброжелательную, тёплую атмосферу единения и взаимопонимания. Следует отметить, что идейным вдохновителем всего этого рукотворно сотворённого праздника души являлась Детская музыкальная школа им.Г.Г.Нейгауза в лице её директора Е.Б.Кобрина, который поддерживал высокий статус фестиваля на уровне соответствующему международному. Всё было сделано замечательно и с любовью: красочный буклет, подробные программки ко всем мероприятиям фестиваля. Кроме того, был обеспечен бесплатный проход во все наши престижные концертные залы и т.д., и т.п. На всех прослушиваниях и выступлениях присутствовало большое количество детей с их педагогами и родителями, которые имели возможность внимать и впитывать в себя замечательную музыку, звучащую со сцены.

На сцене по обе стороны от рояля сидели члены жюри конкурса, лауреаты и дипломанты со своими педагогами. В торжественной обстановке им были вручены дипломы Лауреатов и памятные Знаки фестиваля. По завершению церемонии награждения состоялся концерт Лауреатов фестиваля.

Знаменательно, что данный фестиваль неизменно собирает юных талантливых пианистов, которым предстоит обогащать музыкальную жизнь XXI века. Их вступление в большую музыку ныне проходит под знаком Г.Г.Нейгауза, а значит, их будущее будет плодотворным и, надеемся, счастливым.

Все дни работы фестиваля были заполнены звуками прекрасной музыки и живейшим интересом к этому замечательному действу со стороны музыкальной общественности Москвы. Для этой цели были предоставлены лучшие концертные залы. Все мероприятия происходили при аншлаге (по нынешним временам явление не столь частое). Публика горячо и щедро откликалась на проявления такого редкого дара как талант юного исполнителя в проявлении его индивидуальности.

Главный приз этого Фестиваля – коллективная семидневная концертно-туристическая поездка во Францию 22 ноября 2008 года. Их первое выступление состоится в Париже в школе им.Альфреда Корто. Юным талантам выпала высокая миссия представлять нашу фортепианную школу, которая по праву до сих пор является лучшей в мире, и покорять сердца парижан своей игрой, на деле доказав, что наша страна богата своими талантами, а значит по праву преемственности имеет своё будущее.

Завершающим этапом Проекта явился прекрасный концерт кафедры специального фортепиано, который прошёл в Большом зале Московской консерватории 20 апреля под девизом «Генрих Нейгауз и его продолжение».

Поделиться:

Наверх