АРХИВ
01.04.2016
ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ
85-летие празднует Колледж искусств им. П.И. Чайковского в Улан-Удэ. 29 апреля в Бурятском государственном академическом театре оперы и балета состоится гала-концерт, который станет грандиозным юбилейным финалом целого ряда концертов, мероприятий, творческих отчетов коллектива колледжа.

ОТ МУЗЫКИ ДО ЦИРКОВОГО ИСКУССТВА

Противостояние ветрам перемен выдержали немногие творческие учебные заведения – особенно часто они закрывались в 1990-х, и закрывались по разным причинам, в том числе демографическим. Но Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Бурятия «Колледж искусств им. П.И. Чайковского» не прекратило своей деятельности и даже более того – строит грандиозные планы.

Началом его считается Бурят-Монгольский техникум искусств, открытый в 1931 году с двумя отделениями: музыкальным и театральным. В 1940-м – тогда уже Бурят-Монгольскому музыкально-театральному училищу – было присвоено имя Петра Чайковского. В 1936 году, для пополнения клубов квалифицированными работниками, в Бурятии было создано культурно-просветительское училище. Пора объединения этих двух учреждений пришла в 2010 году. Вот вехи, которые необходимо вспомнить в юбилейный год. Что же происходит в настоящее время?

Колледж готовит профессионалов в области культуроведения, музыкального, изобразительного, циркового видов искусств. За последние несколько лет набор в него увеличился. Сегодня в структуре колледжа успешно функционирует школа искусств, которая  стала важнейшим звеном по поиску и развитию одаренных детей.

«НЕХЛЕБНАЯ» ПРОФЕССИЯ

Наряду с налаживанием международных связей колледж решает и другие, не менее трудные задачи. Проблема кадров хорошо знакома всем, кто имеет отношение к системе художественного образования. Два года назад при поддержке Министерства культуры Российской Федерации было принято решение о заключении целевых контрактов колледжа с консерваториями. Студентам оплачивают обучение под обязательство вернуться в родные края и трудоустроиться по специальности. По договору затраченные средства придется возместить, если условия не соблюдаются.

* * *

Как в наше непростое время колледж искусств в Улан-Удэ сумел остаться успешным? Коллектив уверен, что во многом это благодаря неординарному подходу Баира Турбянова. Большинство контрактов и соглашений, включая международные, так же, как ускорившееся развитие прежних направлений, произошло в результате его компетентности и активности. Накануне выхода мартовского номера Б.Б. Турбянов ответил на вопросы «Играем с начала».

– Баир Борисович, наверняка у вас есть собственная концепция развития средних специальных учебных заведений.

– Сегодня колледж – это ведущее учреждение в сфере искусства и культуры Бурятии, выполняющее роль многофункционального творческого центра. Высокое качество образования и сильнейший преподавательский состав делают его привлекательным и для жителей других регионов и зарубежья. Мы готовим специалистов не только для Бурятии, но и для других регионов – Иркутской области, Забайкальского края, Республики Тыва.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед колледжем, является создание школы-интерната для одаренных детей. Без создания такой школы представляется затруднительной активизация подготовки высококвалифицированных кадров – музыкантов для учреждений профессионального искусства, в первую очередь оркестров Театра оперы и балета, театра «Байкал» и других.

Удалось выстроить конструктивные партнерские отношения с муниципальными органами управления культурой, а также детскими школами искусств, их у нас в республике 52, по обеспечению методической помощи и осуществлению совместных творческих проектов. Этой деятельности способствует работа Ресурсного учебно-методического центра, образованного в результате слияния в 2012 г. колледжа с Республиканским учебно-методическим центром по образованию. В этой сфере мы плодотворно сотрудничаем с Институтом развития образования в сфере культуры и искусства Минкультуры России, Общенациональным фондом развития культуры и защиты интеллектуальной собственности в рамках программы «Новое передвижничество», с которыми сформирована продуманная система проведения курсов повышения квалификации педагогов детских школ искусств, музыкантов, художников и т.д.

– Какие направления развиваете в связи с темой национального культурного наследия?

– Развитие специальностей в области народного творчества – это наше давнее направление. Почти во всех известных коллективах Бурятии работают наши выпускники: оркестранты, солисты. Очень важное направление из тех, которые развивает колледж, это ремонт и изготовление бурятских народных инструментов. Мы создали свою мастерскую, где работает известный мастер. Теперь наша задача состоит в поиске и обучении в Монголии, где налажено такое производство, молодых, талантливых ребят для этого направления нашей деятельности. Раньше все инструменты закупались в Монголии, теперь появилась надежда, что будем делать их сами.

– У колледжа довольно крепкие контакты с Монголией…

– Да, здесь перед выпускниками колледжа открываются новые возможности. При поддержке Министерства культуры Республики Бурятии колледж ежегодно отправляет пять человек – лучших из лучших, – чтобы дать высшее образование в Монгольском университете культуры и искусств. Среди обучающихся в Улан-Баторе наши выпускники отделения народных инструментов, вокалисты, хореографы, художники. Кроме того, колледжем заключены соглашения с Монгольским государственным университетом культуры и искусства, Музыкально-хореографическим колледжем Монголии. Благодаря этому сотрудничеству, действующему уже много лет, мы развиваем новые формы творческого взаимодействия, такие как стажировки, совместные концерты, творческая практика и т.д.

Очень важна сетевая форма обучения студентов. Подписанное соглашение с Госцирком Бурятии, в частности, дает возможность не только впоследствии получить работу, но – что очень важно – учиться в тех условиях, в каких им предстоит и дальше жить в этой профессии. Нам многие учреждения идут навстречу, например именные стипендии для поддержки талантливой молодежи из числа студентов колледжа учредили Бурятский государственный театр оперы и балета, Бурятская государственная филармония, Всебурятская ассоциация развития культуры, Государственный цирк Бурятии.

– Какие проекты в последние годы получили поддержку на федеральном уровне?

На качественно новый уровень удалось вывести уже ставшие традиционными международные и межрегиональные мероприятия: музыкальный конкурс «Найдал», хоровой конкурс «Поющее детство», конкурс чтецов «Четыре неба», конкурс балетмейстеров-постановщиков им. Т.Е. Гергесовой и другие.

– По специальности вы – юрист. Помогает ли это в нынешней работе?

– Профессия юриста и управленца (государственное и муниципальное управление) помогает, придает мне смелости инициировать и готовить предложения, работать с этими предложениями. Но без личного контакта даже очень умно составленная бумага – в деле не помощница. Важен результат: подготовить больше квалифицированных специалистов, чтобы измучившая всех работников культуры кадровая проблема наконец канула в Лету. И здесь большой помощник во всех начинаниях – это сплоченный творческий коллектив колледжа.

– Чего же не доставало пять лет назад, когда вы стали директором колледжа?

– Для того чтобы к вам люди шли, надо чтобы они о вас знали. Развитие образовательной организации – это не только качественная работа преподавателей, это еще и формирование имиджа. Поэтому была развернута имиджевая работа, были задействованы буквально все средства массовой информации, социальные сети, создали свой сайт.

Большая работа идет по привлечению партнеров, укреплению межрегиональных и международных связей. Учащиеся колледжа активно принимают участие в международных и межрегиональных конкурсах и фестивалях, проходящих в Монголии, Якутии, Туве, Хакасии, Забайкальском крае, Иркутской области и многих других регионах.

– Что бы вы хотели пожелать своим коллегам в честь 85-летия колледжа?

– В первую очередь, я хотел бы поблагодарить всех моих коллег, наших студентов, социальных партнеров. Благодаря им колледж сегодня – это живой, творческий, динамично развивающийся организм. Студенты и преподаватели достойно представляют нашу республику на международных и всероссийских фестивалях, принимают активное участие в концертах и конференциях, организуют выставки и презентации, участвуют в театральных и хореографических постановках. Я знаю, что за каждой победой  скрывается огромная, кропотливая работа ученика и ведущего педагога. Высокий профессионализм педагогов, их удивительная самоотдача формируют ту непередаваемую атмосферу тепла и благожелательности, что царит в коллективе колледжа. Это и есть залог привлекательности и стабильности учебного заведения.

ДОСКА ПОЧЕТА

2014 год

 Б. Лхасаранов (преп. В.В. Именохоева)
и С. Алексеева (преп. Б. Тунгалаг) – лауреаты I степени Международного музыкального конкурса «Найдал–2014», Улан-Удэ;

 М. Дамбаев (преп. О.Н. Полякова) –
лауреат I степени Открытого конкурса-смотра учащихся старших курсов дирижерско-хоровых отделений ссузов, Казань;

 Ю. Галданова (преп. О.Д. Иванова) –
лауреат I степени в номинации «Национальные инструменты» Х Всероссийского конкурса
музыкантов и художников им. А.А. Кенеля, Абакан;

 Ж. Цырендагбаева и Б. Сагаева
(преп. В.Б. Елбаев) – лауреаты I степени в номинациях «Академическое пение» и «Народное пение» XI Международного конкурса вокалистов имени народного артиста СССР
Л.Л. Линховоина, Забайкальский край.

2015 год

♦ А. Куша (преп. С.Р. Балабанова) – дипломант II степени Всероссийского конкурса молодых исполнителей на народных инструментах «Кубок Байкала», Иркутск;

С. Бубеева (преп. А.Н. Дружинина) – дипломант в номинации «Композиция» IX Всероссийского конкурса по теории, истории музыки и композиции им. Ю.Н. Холопова для учащихся средних специальных учебных заведений, Москва;

Е. Васильева (преп. В.Н. Сердюк) – лауреат I степени Первого всероссийского музыкально-танцевального конкурса «Маэстро», Красноярск;

Б. Сагаева – серебряный призер в номинации «Народное пение» XIV Молодежных дельфийских игр России, X Молодежных Дельфийских игр государств – участников СНГ, Орел;

Г.П. Халбаева – обладатель специального приза в номинации «Музыкальная литература» Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель музыкально-теоретических дисциплин музыкальных училищ и колледжей России «Теория и история – энциклопедия музыки», Москва.

Поделиться:

Наверх