АРХИВ
23.10.2010
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС – ПОЛОВИНА ПУТИ ПРОЙДЕНА

15 сентября в Москве взял старт Первый Всероссийский музыкальный конкурс, начала которого ожидали с нетерпением и надеждой, как бывает в преддверии всякого грандиозного события. И вот уже позади прослушивания в четырех федеральных округах, а впереди – еще четыре региона и, наконец, замыкание круга состязаний в своей исходной точке: заключительный третий тур – снова в Москве. В этом году, первом в четырехлетнем конкурсном цикле, соревнуются пианисты, скрипачи, виолончелисты и вокалисты. О том, какими будут итоги конкурса, сегодня не угадает никто. Но ценность его идеи и без преувеличения историческая важность ясны сегодня многим.

В этом году, первом в четырехлетнем конкурсном цикле, соревнуются пианисты, скрипачи, виолончелисты и вокалисты. О том, какими будут итоги конкурса, сегодня не угадает никто. Но ценность его идеи и без преувеличения историческая важность ясны сегодня многим.

Первый Всероссийский музыкальный конкурс – событие, властно востребованное временем. Кто-то скажет: «Мало нам в России 80 с лишним конкурсов, нам только этого не хватало!» И нам, действительно, именно этого конкурса и недоставало. В России, как и во всем мире, возрастает число профессиональных музыкантов. Многие из них проходят через всевозможные и многочисленные исполнительские состязания. Но вот парадокс: чем больше «увенчанных лаврами», тем ниже престиж и конкурсов, и профессии. В бесконечной гонке за престижем лауреатства, иногда весьма сомнительного, теряется, кажется, сама суть музыки. И музыкант перестает быть служителем искусства, превращаясь в раба отнюдь не художественных ценностей и интересов.

В этой реальности Первый Всероссийский обретает символическое значение. Его цели - вернуть благородный смысл и значимость самой идее конкурса, обозначить новые, соответствующие духу времени критерии исполнительства, объединить российских музыкантов обновленной идеологией исполнительского творчества. Отсюда и главная задача государственного конкурса – поиск и поддержка талантливых музыкантов, в какой бы отдаленной географической точке России ни вызревали эти таланты. Помочь им прозвучать, выявить свою индивидуальность, дать возможность выйти за пределы традиций, обрести свое место в духовной жизни современников – в этом смысл конкурса.

Участие в конкурсе – это труд, и подчас изнурительный. Но хотелось бы, чтобы конкурс стал и праздником – и для конкурсантов, и для публики, и для жюри. Как и должно быть. Ведь независимо от личных результатов каждый из участников становится частицей музыкальной истории нашей страны: он продолжит ряды тех, кто уже прошел по этой дороге, чьи силуэты угадываются на конкурсных сценах, чья музыка продолжает звучать – теперь уже в музыкальной истории. Потому что исторически нынешний конкурс - «Первый Всероссийский» – для нашей, новейшей эпохи. Самый же первый конкурс этого наименования был организован в 1911г. фортепьянными фабрикантами братьями Робертом и Андреем Дидерихсами – к 100-летнему юбилею фирмы. Это был конкурс пианистов, и он собрал 50 участников. Но история российских конкурсов начинается еще раньше – в 60-е годы 19 века. Проведение их было одной из общественных инициатив Русского музыкального общества (РМО), и проводился конкурс среди русских композиторов.

Всероссийский музыкальный конкурс наследует традиции прославленного и уважаемого Всесоюзного конкурса. Первый открылся в 1933г. в Москве, включал те же дисциплины, что и нынешний, и проводился в разных городах. Это был цикличный конкурс. Цикл в четыре года пропускал через состязания исполнителей почти всех академических инструментальных специальностей, а также вокалистов и дирижеров. Первый Всероссийский конкурс сохраняет четырехлетнюю цикличную структуру, охватывает всю страну и значительно расширяет реестр дисциплин – до 14: добавлены народные инструменты, духовые и ударные, орган, арфа, камерное исполнительство. В жюри включаются видные, наиболее уважаемые музыканты и деятели искусства.

Высокий авторитет Всесоюзного конкурса подтверждался из года в год – его победители становились любимцами и культурным достоянием всей страны. До наших дней сохранили свою славу их имена: Святослав Рихтер и Мстислав Ростропович, Эмиль Гилельс и Давид Ойстрах, Виктор Мержанов и Святослав Кнушевицкий, Вера Дулова и Яков Флиер…

Авторитет нельзя получить по наследству. Он – в руках молодых. Их девизом должны бы стать слова великого гражданина и музыканта России Антона Григорьевича Рубинштейна: «Воспроизведение – это второе творение». И пусть эти слова молодые музыканты не сочтут для себя нескромными. Они означают вечное стремление человека к совершенству, к идеалу – быть может, недостижимому, но путь к которому вдохновляет любого человека любой профессии. И пусть в волнениях и радостях конкурса не забудется его главный смысл и не утеряется завет Петра Ильича Чайковского: «Идеал исполнителя – быть достойным посредником между духом великого художественного произведения и публикой».

Поделиться:

Наверх