Татьяна Андреевна Кромина – один из выдающихся педагогов по классу виолончели. За долгие годы работы она вырастила огромное количество прекрасных музыкантов, успевая при этом совмещать преподавание с концертной деятельностью и методической работой. В интервью газете «Играем с начала» Татьяна Андреевна рассказала о том, как ей удается всё успевать, и раскрывает секреты успеха.
- Я начала заниматься довольно поздно, в десять лет. В то время я дружила с девочкой-скрипачкой, и её бабушка посоветовала мне начать заниматься на виолончели. В музыкальную школу я пришла сама, поступила без ведома родителей, но потом руководство школы настояло на том, чтобы папа пришел и написал заявление о приеме. Я могу совершенно точно сказать, чья музыка подвигла меня на занятия музыкой. Моцарт. Сначала это была его маленькая ночная серенада, а потом я влюбилась во все его произведения. В основном, музыку тогда удавалось слушать по радио. За годы обучения у меня было несколько педагогов, но главным, конечно, был один - Ефим Михайлович Гендлин. Это – выдающийся педагог, ученик основателя советской виолончельной школы Семёна Матвеевича Козолупова. Гендлин был ассистентом Козолупова, работал в ЦМШ, потом в обычных детских музыкальных школах. Ефим Михайлович воспитал очень много музыкантов-профессионалов. Например, всем известный Валентин Александрович Берлинский – его ученик. Многие знают также Галину Сосновскую. Среди его учеников много оркестрантов и педагогов, многие сейчас успешно работают, например, в оркестре Большого театра, в оркестре театра Станиславского.
Музыкальная школа, где я начинала, тогда называлась школой Свердловского района. Сейчас её уже не существует. В Мерзляковском училище, куда я поступила после её окончания, моим педагогом был Аркадий Григорьевич Латинский. Затем я поступила в институт имени Гнесиных, где занималась у народного артиста СССР, профессора Гнушевицкого, а после его смерти – у профессора Александра Кондратьевича Власова. Так что у меня была хорошая школа. И всё-таки, несмотря ни на что, у Гендлина я занималась всю жизнь.
-Вы вели активную концертную деятельность. Почему вы решили попробовать себя в педагогике?
На самом деле профессия педагога – очень творческая. Мне интересно растить ребёнка, смотреть, что из него может получиться. Понимаете, мы имеем дело с личностью, следовательно, должны исходить из психики ребенка, его характера, темперамента, домашних условий. При этом каждый случай уникален. В свое время мне очень помогал Гендлин, с которым мы общались постоянно. Он очень много мне дал. Гендлин тоже отмечал творческую составляющую работы преподавателя. Он всегда говорил, что каждый педагог, помимо общей базы, должен уметь сочинять для учеников что-то своё – какие-то свои приемы, упражнения, и так далее. К каждому ребенку нужен индивидуальный подход.
-А как началась ваша преподавательская деятельность?
- Преподавать я начала сразу после окончания Мерзляковского училища – в 1959г. Потупила в институт имени Гнесиных и одновременно с этим начала преподавать в детской музыкальной школе имени Прокофьева. Вообще, я считаю, что чем раньше начинаешь чем-либо заниматься, тем лучше - пока есть силы, интерес, активность. И успеваешь тогда очень многое. Например, после института я не только преподавала, но и продолжала свою концертную деятельность, постоянно учила новые программы. В этом мне помогала Наталья Ивановна Урюпина – мой замечательный партнер. С ней мы переиграли абсолютно весь камерный репертуар. Также выступали на конкурсе педагогов – исполнителей, где председательствовал Флиер. Вполне успешно, получили диплом.
-А как развивается ваша преподавательская деятельность сейчас?
- На сегодняшний день у меня
-Как вы считаете, в каком возрасте лучше начинать заниматься музыкой?
- Вообще, оптимальный возраст я считаю – это 6 лет. В это время у детей очень гибкие руки, пальцы. Потом суставы костенеют, и к 11 годам всё дается сложнее. Данила и Аким начали заниматься довольно рано. Но тут тоже важно не переусердствовать – чрезмерные нагрузки негативно отражаются на здоровье. Вообще, в первые годы обучения надо делать всё очень медленно, давать нагрузку постепенно. В этом возрасте дети послушные, домашние, сами как губка впитывают всё что нужно. И когда у них появляется интерес, настоящий интерес, у них уже есть необходимые технические средства. Конечно, есть и свои трудности. Так, очень важна правильная постановка руки, а это, как известно, требует большой скрупулезности, рутинной работы. И спасать от рутины должны родители. Вообще, родитель – это тот третий человек, который должен быть рядом. Даниле, например, очень помогает его мама, сама в прошлом пианистка. Виолончель – сложный инструмент, не все могут его освоить. Вообще-то мы не обязаны всех делать профессионалами, иногда достаточно просто привить любовь к музыке, хотя из моего класса выходят много профессионалов. Конечно, музыка очень развивает, и интеллект, и работоспособность.
-Татьяна Андреевна, вы столько лет работаете с детьми. Скажите, за это время ребята сильно изменились?
-Изменились, конечно. Сейчас ведь уже другой век - у детей компьютеры в головах. Но очень-очень многое сейчас зависит от культуры и воспитания родителей. Когда приходят простые мамы-папы, приходится сначала с ними работать, что-то им рассказывать. Далеко не все дети горят желанием заниматься, очень много «случайных» детей. Но в этом я тоже вижу положительную сторону, ведь музыка это альтернатива улице.
- А как развить у детей интерес к музыке?
- Концертами, выступлениями. На концертах они видят других исполнителей, детей и взрослых, хотят играть так же. Я стараюсь подвигать учеников. Возможно, конкурсы – не лучшая форма, но они у меня играют везде. Для детей любое выступление должно быть праздником. Ребята играют – и это должно приносить радость. Важно получать удовольствие от самого процесса.
-Но ведь жизнь музыканта – это не только концерты, овации и цветы. За каждым удачным выступлением скрываются долгие часы тяжелой работы…
- Полностью согласна. Очень важно с самого начала дать понять детям, что занятия – это труд, что на любом инструменте нужно трудиться. Труд он и есть труд. Нужно обязательно приучать ребенка к мысли о том, что придется много работать дома. Самому.
-Однако, не смотря на то, что вы приучаете ребят к самостоятельности, вы всегда стараетесь быть рядом с учениками – на концертах, в поездках. Я знаю, что у вас с учениками была интересная поездка в Англию. Расскажите об этом поподробнее.
- Да, действительно. Мы принимали участие в одной очень интересной партнерской программе. Ездили с концертами в Англию, были в городе Вулверт-Хэмптон, выезжали в Честер. Потом английские ребята гостили у нас. Вообще мои ученики часто выезжают, например, в Италию. В наше время надо быть мобильным. Помимо концертных я также совершаю методические поездки. Например, мы с другими преподавателями ездили в Орёл, давали там мастерклассы, делали доклады. В общем, методическая работа – это тоже важная часть моей профессиональной жизни. Я также делала доклад для педагогов-струнников Московской области, другой интересный проект - документальный фильм про Данилу Попова, который демонстрирует весь путь его развития. Данилу снимали много лет подряд, каждый год - занятия, выступления, конкурсы. Фильм понравился и педагогам, и в методкабинете.
-Многие помнят концерт в музее Глинки, посвященный памяти Гендлина, который вы организовали в 2204 году. Как родилась эта идея?
- Многие считают, и я тут не
-Татьяна Андреевна, а традицию поддерживать отношения с бывшими учениками вы у Гендлина переняли?
-Да, я тоже поддерживаю связь с бывшими учениками. Многие до сих пор приходят на концерты моих учеников, на классные вечера. Те, что остались в профессии с удовольствием принимают участие в концертах, помогают с организацией. Кстати, очередной классный концерт – в моих самых ближайших планах.
Поделиться: