…На каких весах взвесить и сопоставить искусство звуков? При одинаково высоком содержании форма, как и остальные параметры искусства, могут быть совершенно различными. У поэта Павла Когана есть строчки: «Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал». Позднее Наум Коржавин ответил: «Я с детства полюбил овал за то, что он такой законченный». Можно ли, не теряя божественное в человеке, зафиксировать и перевести в цифру занятого места поэтическую сущность высказывания? Тем не менее, идея соревновательности в искусстве существует издревле. Известен сюжет из древнегреческой мифологии о вызове на состязание возгордившимся фригийским сатиром Марсием бога Аполлона…
Сегодня количество конкурсов юных музыкантов - от районного до международного масштаба – «зашкаливает». Их обилие становится педагогической проблемой. В одной из статей газеты «Культура», посвященной очередному телевизионному конкурсу «Щелкунчик», автор констатирует участие юного музыканта, в творческой биографии которого этот конкурс уже 16-й! И тревога автора о развитии личности этого ребенка лично мне понятна.
* * *
Гипертрофированное – другого слова не подберу – значение, которое административными усилиями придается в нашей стране конкурсам для воспитания юных музыкантов, установилось неслучайно. Уже первые международные конкурсы, в которых побеждали советские мастера, имели огромный общественный резонанс. Победителей встречали в Москве, как впоследствии встречали первых космонавтов. Имена молодых музыкантов становились символами страны.
Первый Всесоюзный (в масштабах СССР) конкурс музыкантов-исполнителей (1933г.) вызвал огромный интерес как музыкальной общественности, так и широких кругов слушателей. Во всех центральных и местных газетах ежедневно появлялись подробные сообщения о его ходе, рецензии на выступления участников. Конкурс был смотром поистине блестящих достижений советской музыкальной педагогики. Он, как писал М.Ипполитов-Иванов, «всколыхнул нашу музыкальную ниву, показав, какой богатый запас кадров обеспечивает нам нашу будущность. Такие конкурсы являются лучшим общественным контролем над учащимися и над преподавателем». С тех пор конкурсы стали неотъемлемой частью художественной жизни страны, источником ее постоянного обновления и обогащения. Говоря об огромной пользе конкурсов, ведущие специалисты отчетливо представляли себе, что в такой форме выдвижения молодых талантов могут проявиться и определенные опасные, негативные тенденции. «Как способ выявления художественных достижений, - подчеркивал Л.Николаев, - конкурс имеет и свои отрицательные стороны: неизбежный субъективизм при оценке художественных явлений, зависимость результатов от случайных удач или неудач исполнения и т.п.».
Молодые советские музыканты охотно принимали участие в конкурсах. Победа давала старт карьере солиста-исполнителя. Чем выше поднималась планка, чем престижнее был конкурс, тем больше находилось желающих пробовать в нем свои силы, даже если нужно было пройти несколько ступенек предконкурсных отборов, как это практиковалось, например, при подготовке советских участников к первым конкурсам имени Чайковского. Но игра стоила свеч. Гипнотическое воздействие артистической карьеры Вана Клиберна после победы на I конкурсе Чайковского придавало силы все новым «бойцам». В случае победы – полные залы и возможность музыкой общаться с людьми!
Сейчас в нашей стране количество конкурсов самых разных масштабов и уровней несоизмеримо выше довоенного и послевоенного времени. Доступ к международным соревнованиям для российских музыкантов теперь полностью открыт – были бы средства оплатить участие. Ценность лауреатского звания девальвирована. Только профессионал может ориентироваться в победном листе музыканта: где проходное мероприятие, а где подлинно престижное соревнование. Тем не менее, уже по бездумной, административно поддерживаемой инерции участие в конкурсе считается непременным для воспитания профессионального музыканта. Вот как эта особенность отражена, например, в информации об одном из международных конкурсов, который проводится по новой формуле. Отмечается, что автор идеи «сформировался как музыкант в Москве, где, как известно (курсив мой – С.М.), профессиональное обучение основывалось на конкурсах, экзаменах, отборах – т.е. в бесконечном соревновании».
К тем издержкам конкурсного
Ребенок пришел в школу учиться музыке. Школа так и называется – музыкальная. А ему говорят: «Данные перспективные, пару лет подучим, если пойдет хорошо, выставим на соревнования, к соперникам». – «Я же не в спортивную школу пришел, а в музыкальную. Музыка – она такая красивая, так мне нравится». – «Вот ее и будешь играть». – «А обязательно соревноваться? Неужели музыка и конкурс – близнецы-братья?»
«Исполнители каждый концертный вечер видят своих сверстников и соперников «в деле», могут сравнивать, по-новому оценить себя». Это из газетного отчета о летней смене известной творческой школы. Подозрительно близко конвейеру по выращиванию цыплят бойцовской породы. Может быть, уже пора вводить тотализатор на музыкальных ристалищах юных? Сверстники-соперники – такое о детях-музыкантах! Любую идею, даже хорошую, можно довести до абсурда. Как и в случае с оценкой-отметкой, можно убрать содержательную часть – музыкальность – и оставить «социальный статус»: место на конкурсе. Но ради чего так плоско оценивать многомерность искусства? Ни музыке, ни ребенку конкурсомания не нужна. Она претит природе одного и другого: «Служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величаво».
Хрупкому детскому организму околоконкурсные страсти могут оказаться попросту опасны. Сейчас существует много детских конкурсов, фондов помощи одаренным детям. У них на счету немало хороших дел. Но вокруг подчас бывает так много амбиций взрослых! Отсюда – нечисто, неискренне, суетливо. Инстинктивно появляется желание уберечь ребенка от экологически нечистой зоны воздействия, чтобы не встретить двенадцатилетнего, пережившего восемь конкурсов, десятилетнего – с переигранными руками. «Лучше придти с пустым рукавом, чем с пустой душой», - сказано поэтом-фронтовиком. А о детях-музыкантах – чтобы не встретить рано повзрослевшего в битвах ребенка с циничным взглядом на долгую будущую жизнь. Мы гордимся нашей системой подготовки музыкантов и судим о ней по вершинам. Но вершин – единицы. А низины? Их же несопоставимо больше! В низинах не должно быть кладбища несбывшихся обещаний. За каждым изломом судьбы потухшей звездочки стоит юная личность.
Петр Соломонович Столярский воспитал множество прекрасных скрипачей, гениально знал, чувствовал ребенка. По воспоминаниям П.П. Когана, одного из первых концертных организаторов в стране, доброго знакомого знаменитого одесского педагога, Столярский «очень сокрушался, что некоторые из его наиболее талантливых учеников оставались в своем росте, не оправдали, так сказать, тех надежд, которые на них возлагались… Одержимые «вундеркиндоманией», малокультурные родители сбивают молодые дарования с истинного пути… Открывая в глазах своих детей «пламя гения», родители принимают подчас на себя роль домашних импресарио, уводя молодых гастролеров в мир банальных интересов, личных удобств, комфорта и дешевого блеска. Но время не ждет, наступает самый опасный критический момент, когда возраст начинает перегонять талант, точнее говоря, когда прелесть детства и его импонирующая наивность теряет свое очарование. Одновременно у публики пропадает та снисходительность к детской незрелости, которая готова была принять недостатки за достоинства. Судьи становятся более требовательными, а «пламя гения» гаснет вместе с восхищением. Вот те, чаще всего неисправимые, итоги, к которым приводит нарушение логики воспитания и развития юного артиста».
А.Б. Гольденвейзер, перечислив имена многообещающих талантов разных специальностей, заметил: «Несмотря на наличие выдающихся, а в некоторых случаях даже феноменальных способностей, никто из них, достигнув зрелого возраста, не стал особенно крупным исполнителем. Слишком ранняя эксплуатация этих юных артистов, бесконечное таскание их с одной эстрады на другую надорвало их нервную систему и физическое здоровье, они завяли, не успев расцвести». Сказано в начале эпохи конкурсов о детях выдающихся, а в некоторых случаях феноменальных способностей! Что ж говорить о ребенке обычном, хорошем, со своими земными учебными проблемами, которого амбициозные родители и педагоги, отнеся к особо одаренным, используют для повышения своего статуса и престижа?
Конечно, детские конкурсы бывают нужными – как стимул к работе, как подведение итогов этапа, как праздник, как выявление звезд и звездочек, редко – как состязание. Но хорошо бы знать меру! У Андрея Вознесенского есть строчки: «Все прогрессы – реакционны,/ Если рушится человек». Вот мерило всех вещей – человек. Тем более в раннем, нежном возрасте. Решить судьбу ребенка должен педагог, свободный от диктата. Если конкурс - на пользу развитию личности ученика, то готовься, выступай. Если нет – конкурс не для нас. И никаких административных давлений.
Поделиться: