Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.12.2007
МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

13 ноября в Москве, в конференц-зале Федерации мира и согласия (ФМС), состоялся концерт-представление «Феерия музыкальных тембров», организованный для детских домов и школ-интернатов №№ 5, 58, 486 и социально-реабилитационного центра (СРЦ) для несовершеннолетних «Отрадное». В числе организаторов выступили Союз композиторов России и ДМШ им. В.А.Моцарта.

Этот концерт-представление – часть большого проекта «Слушаем – играем – рисуем – сочиняем», который проводится в ФМС в рамках программы «Детство мира, добра и согласия». Проект предполагает активное участие слушателей в подготовке и проведении концертов, в сочинении и исполнении музыки.

Темой концерта стало богатство и разнообразие музыкальных тембров, а основная идея заключалась в том, чтобы дать почувствовать детям природу звука и звукоизвлечения на разных видах инструментов. Были продемонстрированы как сами музыкальные инструменты - деревянные и медные духовые, струнные смычковые и щипковые, ударные, клавишные пневматические, - так и различные принципы извлечения звука на основе простых моделей-приспособлений, в которых эти принципы наиболее наглядны.

Основную аудиторию концерта-представления составили дети, находящиеся в критической жизненной ситуации, временно или постоянно лишенные семьи.

Всякий человек, даже взрослый, столкнувшись с тяжелой проблемой, на многое перестает реагировать - часть его эмоций временно «отключается», поскольку эмоциональная реакция могла бы быть слишком болезненной. Психика срабатывает как датчик-предохранитель, и хорошо, если сложный, неопределенный период жизни занимает сравнительно малое время. А если он растягивается на месяцы, годы? И если речь идет не о сложившемся человеке, а о ребенке, которому в это время надо расти и развиваться не только физически, но и эмоционально? Нельзя же временно «отключить» его от восприятия «слишком серьезных» для него вещей?!.. Более логично и гуманно познакомить ребенка с глубокими, сильными чувствами и серьезными мыслями, которые в будущем помогут ему справиться с другой трудной ситуацией. Такое возможно при условии, что все эти мысли и чувства будут по-своему поняты и пережиты ребенком на его собственном уровне эмоционального и интеллектуального развития. Слушание классической музыки дает такую возможность.

Есть и еще один способ – музицирование как форма «активного слушания», связанного с определенными действиями, движениями. И здесь неоценима роль шумовых инструментов, потому что игра на них связана с множеством разнообразных ощущений. Осязание помогает восприятию музыки, положительно влияя при этом как на эмоциональную, так и на интеллектуальную сферы. Кроме того, шумовые инструменты – превосходный материал для общения ребенка с инструментом и общения детей между собой. Если детям раздать шумовые инструменты или любые звучащие предметы, они очень быстро включаются в «культурную коммуникацию». Изобретают новые способы игры, договариваются об очередности, составляют небольшие ансамбли. Девочки больше «разговаривают» друг с другом, мальчики больше конструируют, выдумывают. Это - живое творчество, пусть и на самом простом материале. И, как в настоящем творчестве, открыв что-то для себя, человек хочет поделиться своим открытием с окружающими.

Чтобы поощрить «первооткрывателей» и увлечь идеей творчества новичков, на концерте-представлении «Феерия музыкальных тембров», прежде всего, был проведен «мастер-класс» по игре на различных инструментах. Вообще-то, мастер-класс – это когда профессионалы учат профессионалов. А в данном случае был мастер-класс непрофессионалов для таких же любителей. Планка умений невысока, но суть - та же. Итак, слушатели познакомились с инструментами, которые демонстрировали воспитанники и сотрудники СРЦ «Отрадное»; более того, могли даже поиграть на любом понравившемся. Это были струнные (мандолина, шестиструнная и семиструнная гитары, а также модели однострунного и многострунного инструментов); духовые инструменты (глиняные свистульки, бамбуковая дудочка, блокфлейты - сопрано и альт, губная гармошка); была также настоящая гармонь и ударные (треугольники, металлофон, ксилофон, бамбуковый ксилофон, бубен, кастаньеты, деревянные колокольчики, медный и хрустальный колокольчики, экзотическая «палочка дождя», трещотка и замечательно звучащий таз для варенья, в который нужно было ударять шариками и мячиками).

После «мастер-классов» состоялся собственно концерт. Он начался видеозаписью фрагмента финального тура IV международного конкурса молодых композиторов им. П.И. Юргенсона, проходившего в Рахманиновском зале Московской консерватории. Исполнялось сочинение для ансамбля ударных инструментов лауреата I премии конкурса, китайского композитора Ван Си. В начале произведения два исполнителя хлопают в ладоши и топают, но как! Сразу понятно, что это – настоящая музыка. Естественно, посмотрев фрагмент, слушатели тоже захотели похлопать и потопать.

Всю остальную программу провели ученики и педагоги ДМШ им. В.А.Моцарта. Феерию музыкальных тембров продолжили и украсили валторна, труба, скрипка, гитара, домра, баян, фортепиано. Ярким и светлым тембром трубы поразил публику Антон Зыбин, исполнивший «Неаполитанскую песенку» П.Чайковского (педагог - Куров Н.Л., концертмейстер – Ханин Е.А.). Лиричной была скрипка в руках Геннадия Акинфина, он сыграл «Андалузский романс» П. Сарасате (педагог – Станиславчик Т.П., концертмейстер – Чен И.Н.). Темпераментно прозвучали сочинения Э.Грига и М.Шмитца для фортепиано в 4 руки в исполнении сестер Анастасии и Юлии Гершинковых (педагог - Шишкина И.В.). Веселой и искрометной была «Веснянка» В.Гальчинского, сыгранная на баяне Павлом Белых (педагог Гусаков В.П.). Самое крупное и сложное произведение программы – I часть Валторнового концерта Моцарта – исполнил Виталий Савенков (педагог – заслуженный артист России Токарев А.Г., концертмейстер – Ляховская Л.Г.). В школе имени Моцарта есть разные творческие коллективы - например, биг-бэнд «Амадеус-джаз» (художественный руководитель - Кузнецов Б.Д.). Есть и замечательный дуэт «Акварель» в составе молодых педагогов Екатерины Агафоновой (домра) и Оксаны Осадчей (гитара). Этот дуэт заключал концерт, подарив слушателям русскую народную песню «Волга-реченька» и «Тамбурин» Ф.Госсека.

В «серьезную» программу концерта были включены «несерьезные» интермедии, в которых участвовали и слушатели, а потому он прошел живо и весело. Между академическими номерами прозвучали «Румба», исполненная на деревянных ложках и бубенцах учащимися интерната № 58, а также три пьесы в исполнении воспитанников СРЦ «Отрадное»: «Нержавеющая музыка» для двух треугольников и таза для варенья на темы сонаты Д.Скарлатти (настоящий маленький спектакль с масками!), «Камаринская» П.Чайковского на колокольчиках, ложках и трещотке и импровизация «Тишина» для «палочки дождя», треугольника и колокольчика. «Чтобы услышать музыку, надо сначала услышать тишину», - сказала перед началом этого номера игравшая на «палочке дождя» Люда Савелова. В одной из интермедий выступали ученики школы № 486 и вместе со своими учителями рассказывали о том, как они рисуют под музыку Чайковского, Вивальди, Баха. А в самом конце представления координатор программ Федерации мира и согласия В.Б. Кефели пригласила к микрофону всех, кто желал бы рассказать о своих любимых звуках и музыкальных инструментах. Желающих нашлось очень много! Среди самых любимых оказались скрипка, балалайка, арфа, гитара. Рассказчик Сережа Афанасьев из СРЦ «Отрадное» сыграл на блокфлейте небольшую пьесу – как бы в подтверждение любви к своему инструменту.

Цель музыкальных занятий для ребенка – ощутить себя как личность, проявить индивидуальные черты в исполнении и сочинении музыки, выразить с помощью музыки то, что не удается выразить по-другому. Наградой служит ни с чем не сравнимое ощущение творческой свободы. Но такой результат должен быть ощутим не только участниками процесса - он должен быть заметен и понятен окружающим. Концерт-представление «Феерия музыкальных тембров» решил эту задачу, создав атмосферу всеобщего свободного творческого общения.

…Мы живем в звучащем мире, где у каждого предмета есть свой «голос». Есть голоса очень неприятные – например, шум стройки за окном. Но есть и такие, которые, раз услышав, хочется слушать еще и еще. Когда-то так появились первые музыкальные инструменты – человек захотел повторить понравившиеся ему звуки природы. И если сегодня стараться услышать как можно больше разнообразных звуков, то, может быть, мы услышим весь окружающий нас мир по-другому. А наши дети, уловив это звуковое многообразие, захотят играть на настоящих музыкальных инструментах или изобретут свои собственные, которых никогда прежде не было.

Проект «Слушаем – играем – рисуем – сочиняем» - это серия концертов. Следующий - «Музыка и рисунок» - состоится также в конференц-зале Федерации мира и согласия (пр., Мира, 36) 16 января в 15.00 часов. В программе – рисунки детей на темы музыкальных произведений и произведения юных композиторов по мотивам детских рисунков, выступления юных исполнителей, сочинение музыки и рисование прямо на концерте.

Поделиться:

Наверх