Форум «Импровизация как мышление и творчество» обогатил всех участников эмоциональными и музыкальными красками. Об этом следующая зарисовка впечатлений.
В уютном зале Доме композиторов, в тихом московском переулочке, рядом с шумной и пыхтящей пробками Тверской встретились музыканты. От солидных мэтров самого высокого международного ранга до очаровательных школьников, ещё смотрящих в мир распахнутыми доверчивыми глазами, всех объединила любовь к её величеству – Музыке. С одной стороны, московскую публику, избалованную многочисленными гастролями, конференциями, фестивалями, удивить трудно. Но на наших глазах свершилось чудо! Им стал V Московский международный Форум преподавателей – музыкантов, ёмко озаглавленный «Импровизация как мышление и творчество». Важно отметить, что значение этого события было отмечено на высоком правительственном и профессиональном уровне в обращении к участникам форума руководителя Департамента культуры г. Москвы А.С. Капкова и секретаря Союза композиторов России В.А. Екимовского. И действительно он вышел за рамки только музыкального события. Как сказала одна из моих коллег, "форум стал поворотным моментом моего педагогического мировоззрения".
Учебно-методический центр развития образования в сфере культуры и искусства Департамента культуры города Москвы систематически проводит крупные конференции, интересные концерты. Да и форум "Путь к мастерству" уже по счёту пятый. Но именно в этот раз произошло нечто неординарное, нечто такое, что имело огромный резонанс и в педагогических кругах, и среди учащихся, студентов, и среди музыкантов самого широкого спектра деятельности.
Впервые была приглашена целая группа маститых профессоров из ведущих учебных заведений мира: Роберт Левин (Гарвардский университет, США), Дариус Терефенко (Истман Скул оф Мьюзик, Рочестер, США), Илья Полетаев (Университет МасГилл, Монреаль, Канада) и Брайан Дикинсон (Хамбер колледж, Канада). В течение трёх дней они делились опытом с нашими преподавателями. Каждый из них выступал по четыре часа: читал лекцию, проводил развёрнутый мастер-класс с нашими учащимися, отвечал на вопросы, а затем давал сольный концерт. В течение трёх дней они делились опытом с нашими преподавателями.
Необыкновенно радостно и полезно было услышать и наших соотечественников-преподавателей Московской консерватории: информативно-насыщенный доклад Ивана Соколова – известного пианиста и композитора; живое и оригинальное выступление органиста Ивана Строганова и виолончелиста Алексея Спиридонова; оказаться свидетелем открытого урока высокопрофессионального педагога ДМШ им. И.О. Дунаевского, по учебнику которого раскрываешь ученикам азы джазового пианизма - Евгения Гречищева.
Радость встречи с блистательными музыкантами была не только приятной эмоцией. Не ошибусь, если скажу, что общение с ними взбодрило и даже взбудоражило фантазию всех: и тех кто учится, и тех кто учит. Наши гости не просто доносили информацию, которая обогащала знания подопечных учеников, студентов и опытных педагогов. Главное – в эти дни для всех приоткрылась завеса над таинством Творчества. Ибо, что такое творчество? Никем не познанный процесс создания нового. Самое благодарное действо, которым могут заниматься люди. Именно это погружение в творческий процесс, неослабевающее внимание были на лицах участников форума.
Конечно, чрезвычайно интересна заявленная тема: «Импровизация, как мышление и творчество». Ведь с древних таинственных времён и по сей цивилизованный день именно импровизация – праматерь всей на свете сочинённой музыки. А с развитием и совершенствованием музыкальной грамоты искусство импровизации со временем стало исчезать из академических жанров. В ХХ веке только джаз хранил верность, сиюминутному энергетически музыкальному импульсу. Но этот форум показал, что существуют хранители импровизации и в академической музыке, и в народной.
Замечательно, что в рамках форума проходили не только занятия, но и конкурс учащихся музыкальных школ, студентов училищ и вузов (4-й день). Однако на этот раз, и он был необычен. Впервые на одной сцене встретились импровизаторы на древнерусские попевки, озорные и душевные (ансамбль гусляров РАМ им.Гнесиных) и экзотичный индо-арабский и кавказский фольклор (А.Пысь, студент Московской консерватории), экспромт стилизованный в старинном стиле на темы композиторов разных эпох – от Скарлатти до Шостаковича и Бартока (в утончённом исполнении Н.Соколовской, студентки МГК) и фантазия, навеянная современником – писателем Пауло Коэльо в виртуозном исполнении мульти-инструменталиста Антона Котикова (дудук, флейта, битбокс), полифоническая импровизация на заданные темы в форме фуги, перенёсшая нас во времена барокко, классицизма и романтизма в блистательной трактовке Александра Ивашкевича и инструментальный ансамбль в японском духе, который обволакивал звучанием томной флейты и колористическими всплесками ударных (Р.Ишниязова и С.Кузьмицкий). Импровизация на эпическое стихотворение Байрона "Поражение Синнахериба", экзистенциальный опус юного Виктора Жандарова и бурная фантазия органиста Дениса Писаревского.
Перед нами прошествовал и парад талантливых, ярких молодых джазменов почти из всех джазовых отделений музыкальных школ, колледжей и вузов Москвы. Разнообразно и интересно прозвучали произведения инструментальной и вокальной джазовой классики в исполнении "младших" (ДМШ им. Дунаевского, им.Гершвина, им.Гречанинова, им.Моцарта) и превосходные ансамбли "старших": трио п/у студента МГУКИ А.Осипова, квинтет ГМКЭДИ (рук. В. Милёхин) и секстет РАМ им. Гнесиных (рук. профессор А. Осейчук).
Великолепным апофеозом этого форума стала настоящая импровизация всех юных участников под руководством опытнейшего именитого Марка Пекарского. Её основой стала пьеса Виктора Екимовского "Баллетто". Даже наши много видевшие иностранные гости отметили, что подобное выступление они наблюдали впервые. После пятиминутной консультации, никогда до этого момента не игравшие вместе юные исполнители на ударных и духовых инструментах, органе, рояле и даже вокалисты – внимали жесту маэстро, который всех, находившихся на сцене, превратил в единый музыкально-дышащий инструмент. Фантастическое впечатление от сотворчества! И зрительный зал дышал в унисон.
Впервые конкурс был посвящён импровизации и джазу. Сколько же талантливых, самозабвенно посвятивших себя музыкальному искусству, ребят раскрылось в эти осенние дни! Какие жаркие дебаты велись на совещании взыскательного международного жюри, так как претендентов на лауреатство было намного больше, чем призовых мест. И победителями в итоге оказались все – и признанные лауреаты, и просто участники, и даже слушатели, потому что все, абсолютно все, обогатились духовно и душевно. Да что говорить: творческая аура охватила и наполнила положительным зарядом всех без исключения, от исполнителей на сцене до последнего ряда на галёрке. Музыка и сцена объединила и мастеров, и дебютантов. А это и есть самое главное.
Хочется отметить, что этот необыкновенный проект стал возможен благодаря Тамаре Айзикович, его вдохновителю, автору и арт-директору, блистательному российско-канадскому музыковеду и педагогу, недавно начавшему сотрудничество с Учебно-методическим центром развития образования в сфере культуры и искусства Департамента культуры города Москвы. Форум запомнится таким понятием, как «впервые». Свершилось невероятное для российской действительности. Оказалось возможным одновременно учиться, творить, радоваться и наслаждаться; воскресить искусство импровизации в многомерном измерении: от ориентального, классического до авангардного, постмодернистского; открывать новые таланты; воодушевлять к новым творческим свершениям, оставляя в памяти неизгладимый след. И это замечательно. Начало положено. И раз эта осень в Москве взыграла столь эмоциональными музыкальными красками импровизаций, значит творческий потенциал настолько велик и разнообразен, что будем ждать его скорого весеннего расцвета. Импровизация во всех жанрах – и музыкальных, и театральных, и жизненных делает нашу жизнь богаче и ярче.
Да будет так!
Поделиться: