Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.12.2007
ПУТЬ К МАСТЕРСТВУ

С 24 ноября по 2 декабря в Москве проходил IV московский международный форум преподавателей-музыкантов «Путь к мастерству», объединивший более 200 педагогов и учеников из Москвы и нескольких городов России, а также из ближнего и дальнего зарубежья.

Работа форума была прекрасно организована, и этим его участники обязаны Департаменту культуры г. Москвы, Методическому кабинету по учебным заведениям искусств и культуры, Управлению культуры ЦАО г. Москвы, Российской ассоциации педагогов-арфистов, ДМШ им. Л. Бетховена, МГИМ им. А.Г. Шнитке.

Форуму предоставили Рахманиновский зал Московской консерватории, залы ЦДРИ, Московского дома композиторов, МГИМ им. А.Г. Шнитке, а также Театрально-концертного центра Павла Слободкина, в котором состоялся заключительный этап – концерт победителей детско-юношеских фестивалей в рамках форума и награждение лауреатов.

Форуму предшествовала пресс-конференция, в которой участвовал начальник Управления Департамента культуры г. Москвы И.Л. Пешнев. В своем выступлении он специально отметил в качестве большого достоинства мероприятия включение в его программу фестивалей: «Это не просто встречи и разговоры, это творческая лаборатория, практическое знакомство с работой коллег. Это показ учащихся ведущих наших, а теперь и зарубежных учебных заведений». От лица столичного правительства И.Л. Пешнев заверил: «Мы ставим перед собой одной из главных задач всестороннюю поддержку разнообразных форм культурных мероприятий, которые позволяют педагогической общественности обмениваться опытом, активизируют педагогическое творчество и педагогическую мысль, помогают тому, чтобы передовые достижения, передовые методики становились повседневностью в работе преподавателей».

Как и надеялись организаторы форума, он стал заметным событием и, главное, принес ощутимую пользу участникам. Его программа объединяла научно-методические и практические (исполнительские) аспекты вопросов, связанных с современными тенденциями музыкального обучения, с всесторонней подготовкой учеников к творческой карьере.

Научно-методический аспект представили мастер-классы и творческие встречи (героями которых были известные российские музыканты и педагоги), а также научно-практическая конференция «Баян и аккордеон в современном музыкальном мире». Практическая часть форума включала в себя V фестиваль камерного инструментального исполнительства «Дни Бетховена в Москве» и VIII фестиваль арфистов «Волшебной арфы звуки». Был еще и концерт молодых композиторов Москвы – учащихся учреждений среднего профессионального образования «Приношение А.Г. Шнитке», и просто богатая концертная программа, в которой выступали и совсем юные музыканты, и мэтры.

Все мероприятия форума отражали сегодняшнюю реальность музыкальной педагогики, в которой, например, заметен возросший интерес к обучению игре на столь редком все еще инструменте, каким является арфа, а также очевидна популярность и большая востребованность разнообразных форм ансамблевого музицирования.

В форуме приняли участие многие известные музыканты, в деятельности которых успешно соединились исполнительство и педагогика. Среди них – ректор МГК им. П.И. Чайковского Тигран Алиханов, ректор РАМ им. Гнесиных Михаил Саямов, ректор МГИМ им. А.Г. Шнитке Александр Дегтярев, профессора московских вузов Фридрих Липс, Мильда Агазарян, Андрей Шишлов, Алла Васильева, Елена Натансон, а также их коллеги из зарубежных стран, арфистки Элинор Беннетт (профессор Королевской академии музыки Лондона), Милица Барич (профессор Белградской консерватории) и одна из ведущих солисток мира Изабель Перин (Франция).

В историческом ракурсе

Московские форумы при поддержке правительства Москвы проходят в течение 13 лет. При этом творческая наполненность каждого из них по-своему уникальна, а выбор тем никогда не бывает случайным. В своем выступлении на нынешнем форуме заместитель директора Методкабинета московского Комитета по культуре Елена Ивановна Гудова вкратце напомнила историю.

- На первом форуме в Москве в 1994 году практическая и концертная части получили название «От трех до пяти». Почему нас тогда заинтересовали именно маленькие дети? В то время, в начале 90-х годов, авторитет российской культуры и исполнительства и у нас в стране, и в мире, еще был очень высок, но, тем не менее, внутри российского общества уже намечалась одна негативная тенденция, с которой первыми столкнулись музыканты и педагоги, работающие с самыми маленькими. Мы обнаружили, что у людей стал стремительно падать интерес к профессии музыканта и даже просто к обучению детей музыке для их общего развития (а ведь музыкальная педагогика – один из труднейших видов деятельности!), что в моду входят совсем другие профессии.

Многие дети из тех, кто все-таки приходили в музыкальные школы, фактически не могли продемонстрировать заметных музыкальных способностей. Неужели виноваты были они сами? Безусловно, нет. Всегда за детей в ответе взрослые. В начале 90-х годов наше общество не предложило детям такой музыкальной среды и, в целом, такой звучащей культуры (прежде всего, качественной, а затем понятной), которая помогла бы им «музыкально откликнуться».

И вот в упомянутом 1994 году собрались преподаватели детских музыкальных школ - педагоги-музыканты из 40 городов России и, конечно, Москвы, чтобы понять, какими методами можно направить общественное сознание на то, чтобы обучение детей искусству понималось как важная часть воспитания и образования. И положительный результат этой первой встречи сказался: уже на втором форуме педагоги подтвердили, что успешно работают новые методики обучения, что больше детей стало поступать в музыкальные школы, или, как говорится, «дети пошли в школы».

Второй форум проходил в 1998 году, тоже не очень благоприятном для культурной жизни России. Но вместо того, чтобы ругать все вокруг происходящее, мы вспомнили о том, что наша культура зиждется на именах выдающихся людей, немало из которых, к тому же, очень близки к нам по времени своей жизни и с которыми многие из нас были лично знакомы.

В тот год исполнилось 110 лет со дня рождения Генриха Густавовича Нейгауза, и это имя стало объединительной идеей второго форума. Он прошел с участием учеников великого музыканта, став для них своего рода данью памяти и музыкальным приношением Учителю.

В 98-м году вопросами коллективного обсуждения было как профессиональное обучение, так и воспитание будущих меломанов. И это тоже очень важно, потому что профессиональное музыкальное искусство не существует без любящей музыку публики, и подготовка культурного слушателя – серьезнейшая тема.

Все наши форумы сопровождаются и будут сопровождаться значимыми творческими соревнованиями молодежи. Фестиваль памяти и имени Г.Г. Нейгауза в 1998 году дал замечательные, даже блистательные художественные плоды. Многие его лауреаты ныне уже не только завершили высшее профессиональное образование, но и стали победителями престижных международных фестивальных конкурсов, выступают на мировых концертных площадках: состоялось прекрасное музыкально-исполнительское «послесловие» второго форума.

2002 год. Мы уже в XXI веке и замечаем, что работа с особо одаренными детьми приобрела вид острой проблемы, которую переживали тогда учебные заведения, носящие названия средне-специальных музыкальных школ. Третий форум в Москве собрал не только российских музыкантов, но их коллег из более 20 стран. Со всех сторон мы посмотрели на то, чем и как можно помочь развитию и становлению одаренной личности в новых социально-общественных условиях.

Этот форум тоже дал прекрасные результаты. Большинство средне-специализированных музыкальных школ России сохранилось, потому что, невзирая на неопределенность перспектив, собравшиеся в Москве директора этих школ продемонстрировали готовность бороться за свое дело, отстаивать право музыкантов воспитывать свою смену.

И, наконец, нынешний четвертый форум с девизом «Путь к мастерству». Его программа связана, опять же, с огорчительными и волнующими музыкальную общественность тенденциями. Педагогика – замечательная, но не защищенная в нашем обществе сфера профессиональной человеческой деятельности. Педагогика, как вы все хорошо понимаете, имеет дело с тем, что только зарождается, и это главное отличительное качество позволяет говорить о педагогике как о благородном труде. Этот труд должен быть достойно оценен, и даже не просто оценен, а любим в обществе, тем более что добрых, знающих свое дело рук, в которые попадают наши дети, очень много. Я думаю, нашей профессии жить и жить. И пока мы ею занимаемся, российская культура будет продолжать свое серьезное и многогранное развитие.

Общая цель форума и всех его фестивалей – сохранить лучшие отечественные и мировые традиции в области детского музыкального преподавания. Но есть и еще одна цель, которую нельзя написать в Положении о форуме, но которая неизменно осуществляется: эта цель - создать праздник для всех тех, кто бесконечно предан своей профессии, кто талантлив, кто заражен великим искусством музыки и музыкальным преподаванием.

Портрет личности в «интерьере» профессии

В завершение пленарного заседания перед слушателями выступила доктор педагогических наук, профессор МГК им. П.И. Чайковского, автор трудов по музыкальной психологии Марина Сергеевна Старчеус.

Это выступление было в некотором роде сюрпризом. Дело в том, что образовательная и воспитательная составляющие в профессии музыканта нам более-менее ясны. Но вот что такое личность? Как сделать, чтобы личность развивалась в гармонии с тем, что дала ей природа, каковы качества личности, востребованные любым временем и нашим в том числе, – все эти вопросы не только очень интересны, но в чем-то и все еще новы для многих, хотя современная педагогика все больше обращается к психологии. Тема доклада М.С. Старчеус - «Личность музыканта. Мифы и реальность». Приведу некоторые высказывания автора.

- Сначала разберемся с понятием «миф». В философии это не сказка, не выдумка (в таком смысле мы часто используем это слово), «миф» - это особый способ мыслить о мире, о человеке, о событии, которое происходит, и о профессии. Сейчас есть даже такое направление в исследовании профессий – «профессиональная мифология». Сущность мифа, по сравнению с теорией или концепцией, заключается в том, что в нем перемешивается идеал и реальность, желаемое и действительность, достижимое и недостижимое, банальное и творческое. Причем перемешивается все таким образом, что разделить бывает очень трудно. Моя задача - не разрушать мифы, а посмотреть, как они связаны с реальностью, как эта связь представляется современным психологам.

Предлагаю рассмотреть три мифа, которые имеют наибольшее отношение к личности. Первый - это миф об одаренности, о способности ребенка. Все мы придерживаемся мнения, что масштаб личности музыканта зависит от уровня его одаренности. По-настоящему одаренные люди проявляют себя как масштабные личности. И чтобы стать музыкантом, у ребенка должны быть яркие способности, при этом «способности» надо понимать как ответ природы и ответ наследственности на требование деятельности.

Музыкальная деятельность предъявляет нам очень жесткие требования, и способности - это то, чем человек может на них ответить. Поэтому способный человек должен «подходить» к какой-либо деятельности, как ключик к замку. Если «болванка» нашего ключа наилучшим образом подходит к требованиям музыкальной деятельности, то мы лишь слегка шлифуем при обучении и воспитании. Если плохо подходит, то нам приходится затрачивать много усилий на шлифовку, и ключ все равно плохо открывает.

А что такое неспособность? Это отсутствие нужных качеств. Например, говорим - нет слуха, хотя на самом деле имеется слабо выраженный музыкальный слух. По данным статистики нет музыкального слуха всего лишь у 2-3 % людей, у остальных он всего лишь патологически не развит. Если у человека слабо развита музыкальная память, нет координации движений, то мы говорим – человек неспособный. На самом деле неспособный человек это не тот, у которого нет нужных способностей, а тот, у которого есть ненужные способности. То есть имеются некоторые свойства психики, иногда личностные свойства, которые будут развиваться вместе с этими способностями. И развиваться таким образом, чтобы увязываться с ними наиболее плотно, образовывая, тем самым, внутренние препятствия: чем больше мы стараемся их преодолеть, тем больше они непреодолимы. Присутствие таких качеств, которых не должно быть, влияет на способности человека.

Я расскажу только о некоторых таких качествах; они связаны с наследственностью, с врожденными особенностями мозга и врожденными способностями центральной нервной деятельности, и так же, как и способности, человек их не может преодолеть, искоренить, убрать, разломать. Среди таких качеств, которые могут присутствовать наряду с абсолютным слухом, с довольно приличной музыкальной памятью и даже с нормальной координацией - спонтанность реагирования. Человеку со спонтанным реагированием очень трудно дается любого рода самоорганизация, длительное сосредоточение внимания. Это индивидуальная особенность человека, преодолеть ее полностью невозможно.

Второе качество - слабое чувство целого. Неспособность человека охватывать как целое что бы то ни было: фразу, пьесу, рассказ - является тем внутренним препятствием при иных развитых способностях. Трудности в образовании внутреннего плана действий, то есть трудности, связанные с необходимостью действовать в уме, создавать внутренние образы, как-то сопоставлять эти образы и т.д.

Застойность эмоциональных реакций – это также качество, которое может сопутствовать музыкальным способностям и создавать вот такое внутреннее препятствие.

Таким образом, мы можем сталкиваться с человеком, у которого очень хорошие музыкальные способности, но при этом крайне низкая музыкальная обучаемость. Сейчас один мой ученик пишет работу, для которой опрашивает большую группу опытных педагогов-вокалистов. Им задавался вопрос о способностях певца. Вот они отвечают: материал плюс обучаемость. «Обучаем» - значит, у человека нет описанных выше внутренних препятствий.

К сожалению, я не могу перечислить все внутренние препятствия, которые связаны с понятием о неспособности человека, потому что их изучение только начинается, и до конца мы мало что знаем. Но принцип этот, можете мне поверить, работает.

В понятии «способности» большое значение имеет мотивационный фактор. Например, Борис Пастернак вспоминал, как он ходил на прослушивание к Скрябину (он мечтал быть композитором, сочинял музыку «под Скрябина»). И вот однажды он попадает к своему кумиру и играет ему свою музыку. Вы, конечно, понимаете, что если вам играют музыку, сочиненную в вашем стиле, вы не можете отнестись к ней отрицательно. Музыка Скрябину понравилась, и он сказал, что Пастернак может быть композитором. Тогда Пастернак спросил: как же он может быть композитором, если у него нет абсолютного слуха, на что Скрябин ответил, что это не имеет никакого значения. Пастернак решил, что он не будет композитором, потому что иначе у него не возник бы этот вопрос. Ведь композитор, в первую очередь, это человек, которому хочется и есть что сказать, и при этом он не задумывается о таких частностях, как абсолютный слух.

Способности - сложное образование, в котором есть не только то, что требуется, но и то, что не требуется - в разной степени. Следовательно, развитие способностей не может быть прямым результатом обучения, всегда есть и побочный, а потому - непредсказуемый результат. Диагностика музыкальных способностей не должна проходить в форме тестов, а только в интенсивном обучении. Только интенсивное обучение может раскрыть обучаемость, раскрыть препятствия или, наоборот, показать ограничения.

В одном из недавних исследований было доказано, что если мы пытаемся предсказать будущее ученика по одному, двум или трем его ярким качествам, то верность нашего прогноза составляет не больше 20-25%. Если же попытаемся интуитивно прогнозировать будущее ученика по его целостной личности, то верность прогноза может составить 65-70%. Стопроцентной предсказуемости здесь не существует.

Гете как-то заметил, что «сущее не делится на разум без остатка». То, что относится к одаренности и личности, это как раз группа проблем, подобных «сущему, не осознанному нашим разумом».

Второй очень любопытный миф связан собственно с личностью. Все мы знаем, что истинный музыкант кроме таланта, одаренности должен иметь еще и совокупность личностных качеств, таких как: работоспособность, ответственность, артистизм, систематичность, воля. И понятно, что человек безалаберный, неорганизованный, безвольный, поверхностный, лживый не может быть хорошим музыкантом, это бесспорно. Однако есть целый ряд интересных вещей, о которых надо упомянуть, чтобы понять, как это связано с реальностью.

Первое: когда мы начинаем перечислять качества, которые могут сделать человека музыкантом, мы называем те, что стоят над профессией. Мне недавно пришлось познакомиться с исследованием, где опытные педагоги называли качества, которые делают педагога педагогом, где летчики называли качества, которые помогают стать асом. Самое интересное, что качества, поставленные на первые места и педагогами, и летчиками, совпадали: ответственность, работоспособность, совестливость и честность.

Очень любопытно одно американское исследование: его автор опросил 733 мультимиллионера, чтобы выяснить, какие человеческие качества могут сделать человека мультимиллионером. На первое место они поставили честность перед всеми и перед собой, на второе – дисциплину, на третье – умение ладить с людьми, на четвертое – поддержку близких и на пятое – трудоспособность. Мы видим все те же качества, они оказываются нужными как мультимиллионерам, так и музыкантам.

Вспоминается Шуберт, написавший в своем дневнике: «Хороший музыкант, если он только хороший музыкант, не может быть хорошим музыкантом».

Второй важный момент: когда мы говорим о соотношении личности и профессии, мы попадаем в парадоксальную ситуацию, которую можно сформулировать как «парадокс личности профессионала». Заключается он в следующем: личность любого человека намного шире, чем это требуется для профессии. У нас с вами, возможно, есть масса талантов, достоинств, личностных качеств, которые нашей профессии не нужны, но иногда они каким-то таинственным образом бывают связаны с профессией. К примеру, Родион Щедрин однажды заметил, что среди скрипачей очень много автомобилистов, хорошо разбирающихся в машинах, они же - и хорошие водители. Он даже спросил, не связано ли это как-то со скрипкой? Есть еще одно мудрое замечание: если человек стал музыкантом, то он может стать кем угодно, потому что сама профессия располагает к настройкам, перестройкам, возможным сменам видов деятельности.

Но, с другой стороны, профессия требует от человека гораздо больше, чем он может дать. Чтобы оставаться профессионалом, надо всю жизнь совершенствоваться. Это противоречие неразрешимо, но оно все же разрешается каждым человеком в собственной жизни по-своему. Почему я говорю об этом противоречии: для людей, особенно людей искусства, большое значение имеет «идеал» и в том числе - «идеал музыканта». Как заметил Гюго: «Без реального нельзя существовать, без идеального нельзя жить».

Я взяла примерно 50 юбилейных монографических статей об известных музыкантах, ведь юбилей - это как раз такой момент, когда можно поразмышлять об идеале, и составила портрет «идеального музыканта». И вот что получается: неординарная личность взрывного темперамента, сильного интеллекта; громадная работоспособность, фанатическая преданность искусству и своему делу; могучий нравственный стержень; это человек душевный, искренний, открытый, он может заблуждаться, но не лгать, он может увлекаться в порыве творческого самовыражения, но не кокетничать и не гримасничать; он верен себе, но все время растет и самосовершенствуется, развивается, притягивая своей энергетикой интерес публики; ему присущ трезвый самоанализ, безграничная требовательность к себе, ведь прежде чем требовать от других, надо требовать то себя.

Весь его облик противоречив и даже парадоксален. Он обладает одновременно тончайшей чувствительностью и отличной психической выносливостью. Он спонтанен, свободен, и при этом у него высоко развита самодисциплина. Это натура увлекающаяся, с огромным воображением, но вместе с тем ее отличает способность реально смотреть на вещи и чувствовать жизнь такой, как она есть. Он предан национальной культуре и настолько же - космополит, человек мира. Он уважает опыт мастеров и традиции искусства, но постоянно ищет свой путь. Он вечный мастер и вечный ученик, чувствует ответственность за свой талант, бережно относится к своему дару и щедро отдает себя людям, сжигает себя ради искусства. Он учится своей профессии с детства, но лишь с возрастом начинает понимать ее сущность.

Таких людей не бывает. Получился портрет с несовместимыми психологическими качествами. Например, когда мы очень чувствительны, мы мало выносливы. Или – мы, наоборот, очень выносливы, но тогда наша чувствительность снижена. Такие вещи не существуют одновременно по самому устройству нашей центральной нервной системы.

…Что такое призвание: это дар от Бога, который готовит человека к определенной судьбе. А что удерживает человека в его профессии? Совесть, любовь и преданность любимому труду.

По своему строению московский форум напоминал трехчастную музыкальную форму, у которой было солидное вступление, а после содержательно насыщенной основной части последовала блестящая кода. Кодой явилось выступление победителей по всем номинациям форума. Приветствуя их в красивейшем зале Театрально-концертного центра Павла Слободкина, директор Методического кабинета московского Комитета по культуре Алина Семеновна Цодокова выразила надежду, что четвертый форум «стал новой творческой ступенькой на пути к вершинам искусства».

Поделиться:

Наверх