Top.Mail.Ru
АРХИВ
29.11.2013
БЕЗ ШКОЛЫ ВУЗА НЕТ

5 ноября в Российской академии музыки им. Гнесиных состоялась всероссийская конференция «Основы образования в сфере культуры и искусства: новый этап развития», организованная Институтом развития образования в сфере культуры и искусства. На конференции выступили представители органов управления культуры, руководители методических центров и образовательных учреждений, победители общероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств – 2013». Доклад ректора РАМ им. Гнесиных Г.В. Маяровской «Детская школа искусств в структуре вуза искусств» публика восприняла с большим энтузиазмом.

Для Российской академии музыки им. Гнесиных вопрос о положении детской школы искусств в структуре вуза представляет огромный интерес. Чтобы прояснить сегодняшнюю ситуацию, обратимся к истории. В 1895 г. сестры Гнесины, Мария и Елена Фабиановны, открыли первую детскую музыкальную школу. Тогда она называлась народной школой. Елена Фабиановна – выпускница Московской консерватории, учебного заведения, которое всегда было ориентировано на поиск талантливых детей и на воспитание так называемой музыкальной элиты. Но Елена Фабиановна, как и вся семья Гнесиных, считала, что слишком мало делается для того, чтобы найти талантливого ребенка в глубинке нашей огромной страны.

И вот такая музыкальная школа была открыта. С самого начала Елена Фабиановна определила два направления обучения в соответствии с талантом и способностями ребенка. Первое – приобщение ребенка к общеразвивающим программам, художественному образованию, восприятию искусства. Второе – уже на этом фоне поиск и отбор детей, способных стать профессионалами.

Эта музыкальная школа просуществовала до 1919 г., когда Елена Фабиановна реорганизовала ее в музыкальный техникум, сохранив при этом в его структуре детскую музыкальную школу. С самого начала она ставила перед собой задачу создать единый комплекс школа – училище – вуз, что и легло в основу существующей сегодня системы музыкального образования, которой гордится наша страна. В 1921 г. Елена Фабиановна передала музыкальное училище вместе со школой государству, и учебное заведение приобрело государственный статус. В его структуре сохранилась не только детская музыкальная школа-семилетка, но стала развиваться и специальная школа-десятилетка. Таким образом, под одной крышей фактически находились три учебных заведения: детская музыкальная школа, музыкальный техникум и новое экспериментальное учебное заведение, в котором дети получали профессию параллельно с общеобразовательной школой.

В 1944 г. гнесинцы выступили с инициативой создать и высшее звено. Комплекс был выстроен, и система заработала. Эта система была направлена на то, чтобы как можно более широкие массы людей нашей страны были вовлечены в процесс художественного образования. Для чего создавалось высшее учебное заведение? Чтобы под одной крышей преподаватели могли работать и с учащимися детской музыкальной школы, и со студентами учебного заведения среднего звена и непосредственно вуза. Гнесинский институт стал мощным научно-методическим центром, так как именно здесь создавались методики, пособия, разработки для всей вертикальной системы нашего художественного образования.

Но время шло, стране были нужны специалисты, и уже в 1950-1960-е гг. повсеместно в большом количестве стали открываться музыкальные училища. Так как средние специальные учебные заведения выдавали выпускникам документ об образовании, Гнесинское музыкальное училище вышло из структуры института и стало самостоятельным учебным заведением. Также отделились музыкальная школа-семилетка и школа-десятилетка. Все они, как и музыкально-педагогический институт, носили имя Гнесиных, однако существовали как отдельные юридические лица. С одной стороны, это способствовало развитию этих учебных заведений и позволило обеспечить страну выдающимися кадрами. Выпускники Гнесин

Практически все эти годы на каждом ученом совете в академии поднимался вопрос о том, что нужно вернуть все три звена образования под единую крышу и снова выстроить систему так, как это было задумано Еленой Фабиановной. Наконец, в 2008 г. академия начала обучение и по программам среднего профессионального образования, причем в инновационном виде. В среднем звене присутствует ряд проблем. Многие ребята, получив отсрочку от армии в училище и поступив на первый курс академии, недоучиваются. Их забирают в армию уже в октябре. После чего к профессии они, как правило, не возвращаются.

Есть и другая проблема – наша славная традиция подготовки духовиков и развитие детских духовых оркестров в 1990-е гг. практически сошли на нет. Существует дефицит наполняемости оркестровых классов. Выйдя с инициативой к Министерству культуры РФ открыть в структуре нашего вуза программу среднего звена, мы сразу же предложили реализовать ее в сокращенные сроки. И уже с самого начала объявили прием на сокращенный курс обучения – не 3 года 10 месяцев, а 2 года 10 месяцев, тем самым обеспечили молодым людям окончание среднего звена, поступление в академию и возможность окончания вуза без призыва в армию.

Так мы просуществовали три года, прием у нас был маленький, брали только струнников, духовиков и вокалистов. А в 2011 г. министерство культуры в рамках реформы образования приняло решение о включении в структуру академии Государственного музыкального колледжа им. Гнесиных. Присоединение прошло непросто для всех. Годы разрыва наложили свой отпечаток. Если наши преподаватели работают по всей стране и проводят мастер-классы даже в отдаленных регионах, то, к сожалению, в соседнем здании – музыкальном колледже – преподавателей академии практически не было. Более того, существовал определенный антагонизм: по ряду специальностей в колледже было много совместителей из Московской консерватории, а не из академии. Это хорошо, но, как говорится, нельзя забывать своих родителей.

Прошло уже два года, как мы объединились, и сложный процесс притирки уже завершен. Сегодня все понимают, что мы вместе должны работать над одной и той же проблемой – искать талантливых детей и, успешно проведя их через четыре года обучения в колледже, готовить на следующую, высшую ступень профессионального образования.

Параллельно, начиная с прошлого года, мы поставили перед собой задачу вернуть детскую музыкальную школу под крышу академии. Это тоже непростой этап. Сложности возникают в связи с общеразвивающими программами: не весь коллектив академии считает, что они нам нужны, так как заниматься с детьми без яркого таланта – это не уровень профессоров. Это большая проблема, и здесь сознание приходится постепенно менять. К счастью, у нас еще осталась довольно большая прослойка преподавателей, которые учились у Елены Фабиановны и ее соратников. Их мнение на ученых советах является основополагающим.

Поэтому школу мы открыли и на следующий год готовим заявку в Министерство культуры РФ, чтобы получить бюджетные места, пусть пока немного, на предпрофессиональные программы. Также ведется большая работа, направленная на то, чтобы внедрять общеразвивающие программы и активно работать по ним с ребятами. Сегодня школа у нас хозрасчетная, мы набрали 35 человек. Причем прием был объявлен во все классы, а не только в первый. Два человека пришли к нам из ЦМШ при Московской консерватории в пятый класс, и два – из Гнесинской десятилетки в шестой класс. Казалось бы, есть бесплатное образование, но они пришли сюда и учатся за плату (пришли, конечно, каждый к определенному педагогу, понимая, что этот педагог проведет через училище и дальше выведет в вуз)

Открывая сейчас дорогу детям и на предпрофессиональные, и на общеразвивающие программы, мы начинаем очень кропотливую работу и пытаемся определить потенциал каждого ребенка. Мы все знаем, что он раскрывается не сразу. И коллектив понимает, что лишь усиленно работая по этим двум направлениям, мы можем добиться успеха.

Сейчас идет ремонт в нашем общежитии, и как только нам разрешат прием на предпрофессиональную программу, начнется кампания, направленная на поиск талантливых детей в регионах. Это не значит, что мы будем отнимать их у региональных детских школ искусств. Наша цель – возродить идею семьи Гнесиных.

Нужно обратить внимание руководства страны на начальное музыкальное образование и помочь детским школам искусств. Раньше Министерство культуры СССР закупало музыкальные инструменты в ГДР – они стоили очень дешево – и обеспечивало ими музыкальные школы. Сегодня другая ситуация – инструменты безумно дорогие. Необходима государственная программа закупки инструментов, которая помогла бы детским школам искусств формировать контингент учащихся с учетом комплектации детских оркестров.

Необходимо внести изменения в законодательство, чтобы альтернативная воинская служба распространялась на музыкантов, артистов балета. Выпускник творческого вуза, пройдя службу в армии в сельских музыкальных школах, за год смог бы сделать очень многое. Музыкальная школа или школа искусств в далеком регионе страны за год могла бы превратиться в настоящий культурный центр.

Поделиться:

Наверх