Top.Mail.Ru
АРХИВ
29.05.2013
ДЕТСКИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ НОВОСИБИРСКА

В июне Новосибирск отметит 120-летие со дня основания. Во многом благодаря именно этим школам город носит звание культурной столицы Сибири.

Открытие первой музыкальной школы Новосибирска (1934) связано с началом интенсивного развития города. Население молодого сибирского города в те годы не превышало 400 тысяч человек, но уже появились первые вузы – Сибирский институт народного хозяйства и Западно-Сибирский коммунистический университет (ныне – Новосибирский авиационный завод им. В.П. Чкалова).

В 1930–1940 гг. в городе существовало 5 музыкальных школ. Располагались они во всех крупных районах – Центральном, Ленинском, Дзержинском, Первомайском и Заельцовском. Обучение музыке на исполнительских отделениях стало желанным и престижным не только для юных новосибирцев, но и для взрослых: при Доме искусств появилась курсовая база по подготовке баянистов-хормейстеров, которая долгое время обеспечивала кадрами художественную самодеятельность области. Позднее база была преобразована в музыкальную школу для взрослых (городскую школу искусств № 29).

Яркий след в развитии образования сферы культуры Новосибирска оставила деятельность Михаила Ивановича Невитова (1887–1969) – композитора, основателя и директора (1934–1958) ДМШ № 1. В 1942 г. при его активном участии было организовано Сибирское отделение Союза композиторов, а в 1945-м на базе ДМШ № 1 открылось Новосибирское музыкальное училище. Невитов был талантливым педагогом и организатором, сумевшим сплотить вокруг себя и преданный своему делу коллектив, воспитавший несколько поколений музыкантов и просветителей.

Во время Великой Отечественной войны в Новосибирск эвакуировались музыкальные учебные заведения, театры и филармонии Москвы, Ленинграда, Киева, Риги, Харькова и Ростова. Приток высокопрофессиональных специалистов дал новый виток развития музыкального образования. Несмотря на то, что многие преподаватели по повестке военкомата уходили на фронт, музыкальные школы продолжали активно работать и развиваться. В самый тяжелый год войны (1942) за профессиональные достижения ДМШ № 2, открытая на левом берегу Оби, была взята на государственное финансирование.

В военные годы большое влияние на развитие культуры Новосибирска оказала деятельность Ивана Ивановича Соллертинского – художественного руководителя Ленинградской филармонии. Выдающийся музыковед, лектор-просветитель, музыкальный и театральный критик, педагог, обладавший феноменальной памятью и блестящим ораторским мастерством, прожил в Новосибирске последние три года своей жизни и оказал влияние на становление сибирской композиторской школы и филармонической системы с ее лекторско-просветительской составляющей. На формирование уникальной исполнительской скрипичной школы Новосибирска повлияла деятельность эвакуированного из Киева талантливого скрипача и педагога Иосифа Ароновича Гутмана.

В послевоенные годы открылись Театр оперы и балета (1945), Государственная консерватория им. М.И. Глинки (1956), Арнольд Михайлович Кац создал Симфонический оркестр Новосибирской государственной филармонии (1956).

2 сентября 1962 г. в Новосибирске был зарегистрирован миллионный житель. В 1950–1960 гг. в Новосибирске открылось еще 5 музыкальных школ – они создавались возле крупных промышленных или научных объектов. Нормативно-правовым регулированием деятельности ДМШ в это время занималось Министерство культуры РСФСР. Школы стали функционировать по единым учебным планам, появились единые требования к освоению учебных программ в области искусства, проведению промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Тогда же был заложен надежный фундамент развития системы начального художественного образования, который обеспечит стабильное поступательное развитие ДШИ на протяжении многих лет.

В 1970–1980 гг. ДШИ Новосибирска развивались особенно бурно и интенсивно. В это время было открыто 16 новых учреждений. В 1976 г. кроме популярных музыкальных школ в здании художественно-графического факультета Педагогического института открылась первая в Новосибирске художественная школа. В 1984-м по инициативе главного дирижера Академического оркестра русских народных инструментов Новосибирской государственной филармонии, народного артиста России, профессора Владимира Поликарповича Гусева и при поддержке художественного руководителя Камерного хора филармонии, профессора Бориса Самуиловича Певзнера была основана первая и единственная на сегодняшний день Детская хоровая школа. В эти же годы для воплощения идеи полихудожественного подхода в эстетическом воспитании юных горожан открылись и ДШИ. Обучение детей основам различных видов искусства актуально и востребовано, поэтому прием учащихся осуществлялся на конкурсной основе. На хореографических отделениях ДШИ успешно работали артисты балетной труппы Новосибирского театра оперы и балета, создавая новые творческие коллективы. Эти хореографические ансамбли и по сей день считаются визитной карточкой школ, и заложенные в те годы традиции хореографического воспитания имеют славное продолжение и сегодня (например, хореографические отделения ДШИ № 23 и 24).

В 1990–2000 гг. первостепенной задачей ДШИ стало сохранение системы музыкального образования в целом. Эту задачу успешно решал Комитет по культуре и искусству мэрии города. В результате Новосибирск, в отличие от многих городов Сибирского региона, не только не потерял, но и приумножил число учреждений начального художественного образования: открылись 2 детские художественные школы и 2 ДШИ. В 2006-м в трех городах России, в том числе в Новосибирске, была отменена официальная родительская плата за обучение в ДШИ.

Согласно принятому закону «Об образовании» (1992) школы искусств Новосибирска изменили свой статус, став учреждениями дополнительного образования детей сферы культуры. Кроме того, каждая из школ приобрела статус юридического лица и собственный устав. Вопросами нормативно-правового регулирования ДШИ страны в этот период занималось Министерство образования РФ. Деятельность школ искусств обогатилась многими достижениями педагогической мысли системы общего образования – в практику ДШИ пришли гуманизация учебно-воспитательного процесса и личностно-ориентированный подход, теория развивающего обучения, исследовательский и проблемный методы обучения, разработка учебно-методической документации на основе целеполагания. Но именно в эти годы значительно снизился социальный статус педагогических работников ДШИ – упал уровень оплаты труда преподавателей, мало востребованы стали многие профильные академические направления обучения (струнные, духовые, народные инструменты), сократился объем финансирования на поддержание материально-технической базы учреждений, для многих школ в прошлом оказался конкурсный отбор при приеме детей на обучение.

Следующей важной датой в истории развития ДШИ стал 2011 г. 17 июня вышел Федеральный закон № 145, закрепивший право ДШИ реализовывать предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств. В начале 2012 г. Министерством юстиции РФ были утверждены 11 федеральных государственных требований к содержанию и условиям реализации этих программ.

В 2013 г. перед школами искусств Новосибирска встала важнейшая задача – создание необходимых условий для приема детей на основе конкурсного отбора. Ведь именно на предпрофессиональные программы возлагается миссия формирования грамотной и заинтересованной в общении с искусством молодежи и, что особенно важно, подготовка детей к возможному продолжению образования в средних и высших учебных заведениях соответствующего профиля, обеспечивающая сохранение традиции преемственности отечественного художественного образования.

Подводя итоги культурно-исторического обзора деятельности ДШИ Новосибирска, хочется подчеркнуть, что система дополнительного образования детей сферы культуры в нашей стране признана уникальной, не имеющей аналогов в мире, и деятельность 32 муниципальных учреждений Новосибирска – наглядное тому подтверждение. Юные музыканты, художники, хореографы, а также детские творческие коллективы ведут активную концертную, выставочную и просветительскую деятельность. Учащиеся музыкальных, художественных и школ искусств ежегодно демонстрируют высокий уровень достижений в творческих состязаниях различного уровня – конкурсах, выставках и фестивалях.

2012 г. не стал исключением. Диплом XII Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик» привез Дмитрий Щербаков (ДШИ № 30). Лауреатом 1 степени конкурса «Новые имена – регионам России» признана Косинова Анастасия (ГШИ № 29); квартет гармонистов, а также солисты Алексей Масалов и Вячеслав Агеев (ДМШ № 2, 5) стали лауреатами двух международных конкурсов, проходивших в Италии и Франции в октябре 2011 г. Именная стипендия Дениса Мацуева присуждена учащемуся по классу гитары ДМШ № 6 Матвею Старицыну. На фестивале-конкурсе «Майская фантазия» (Прага) юные танцоры из ДШИ № 21 стали обладателями пяти дипломов лауреатов, в том числе лауреата 1 степени. Команда творческой молодежи Новосибирской области, в составе которой было много юных новосибирцев, одержала уверенную победу на XI Дельфийских играх в Москве. В конкурсе «Лучшая школа искусств Новосибирской области» победили две городские школы – ДМШ № 2 и ДШИ № 24 «Триумф».

В системе детского художественного образования Новосибирска выросли известные во всем мире музыканты: профессор Московской консерватории, народный артист СССР Эдуард Грач, руководитель Хора им. М.Е. Пятницкого Валентин Левашов, народный артист РФ Борис Грузин, народный артист РФ, дирижер Новосибирского академического оркестра русских народных инструментов Владимир Гусев, заслуженный артист РФ, профессор Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова Александр Шустин.

Учениками наших школ были Максим Венгеров, Вадим Репин, Сергей Лейпсон, Антон Мордасов, Илья Коновалов, известный в нашей стране художник по костюмам Анна Бартули, новосибирский дизайнер и автор общероссийской эмблемы «Года учителя» Анна Щербакова. Эмблема изображает раскрытые ладони, которые выпускают в большую жизнь окрылившихся птенцов, – своих учеников. По мнению автора, педагоги – это люди, создающие будущее. Для системы художественного образования Новосибирска и ее начального звена – детских школ искусств – это глубоко символично. Ведь накопленный за долгие годы управленческий, педагогический и просветительский опыт в деятельности ДШИ Новосибирска, а также высокие результаты их творческой деятельности позволяют с гордостью оглядываться назад и с оптимизмом смотреть в будущее.

Поделиться:

Наверх