Top.Mail.Ru
АРХИВ
29.11.2013
Анна АЛЕКО: «ЕСТЬ ЗАДАЧА СДЕЛАТЬ ПРИМОРСКИЙ КРАЙ САМЫМ ЛУЧШИМ»

В этом году Владивосток и все Приморье живет под знаком 75-летия образования края. Среди самых заметных подарков приморцам к юбилею – театр оперы и балета, открывшийся во Владивостоке и сразу повысивший культурный статус краевой столицы. Новый театр – далеко не единственный успешный проект юбилейного года, о чем «Играем с начала» рассказала директор Департамента культуры Приморского края.

– Анна Николаевна, что бы вы выделили как наиболее значительные культурные события, посвященные юбилею самого крупного региона нашего Дальнего Востока?

– 75- летие Приморского края было отмечено с беспримерным для подобных юбилеев размахом! Мы провели восемь кинотуров международного кинофестиваля стран Азиатс

ко-Тихоокеанского региона «Меридианы Тихого», в рамках которых состоялось 58 встреч с жителями края. Мы провели благотворительный фестиваль «Приморский ключ», который включил в себя 13 маршрутов симфонического оркестра Приморского театра оперы и балета по краевым муниципальным образованиям (вырученные средства уже вернулись в районы на развитие детских школ искусств). У нас прошел ряд конкурсов – в том числе по живописи, фотографии, но я бы остановилась на первом литературном конкурсе среди непрофессиональных прозаиков и поэтов Приморья. На суд жюри было прислано свыше тысячи произведений, и уже в декабре мы издадим сборник лучших работ. Наконец, 15 населенных пунктов края охватил фестиваль «Примоушн», повторивший программу, представленную 20 октября на центральной площади Владивостока, так что и жители отдаленных районов тоже увидели тот самый концерт, красивое шоу, с которым первыми познакомились владивостокцы. Финальное празднование мы еще усилили звездами российской эстрады – бывшими приморцами. Это, например, диджей Федор Фомин, группы «Мумий Тролль» и «Иван Панфиlove», бард Олег Чебыкин.

Однако самое главное событие – это, конечно, открытие во Владивостоке театра оперы и балета. 18 октября здесь состоялась премьера концертного исполнения оперы «Евгений Онегин», а 19-го прошло посвященное 75-летию края торжественное собрание, почетным гостем которого стала заместитель председателя правительства Ольга Юрьевна Голодец, затем был дан праздничный гала-концерт с участием оперных звезд. Выступали народные артистки СССР Елена Образцова и Маквала Касрашвили, солисты Мариинского театра – народный артист России Владимир Галузин и Наталия Тимченко, Алексей Марков и Виталий Ишутин, солист Венской государственной оперы Курт Ридль и 16-летний певец Алоиз Мюхельбахер, также из Австрии, поразивший выдающимися вокальными данными!..

– Как вы оцениваете сам факт появления во Владивостоке оперного театра? Какие у вас личные впечатления от его посещения?

– Приморский театр оперы и балета проектировался по образцу одного из южнокорейских оперных театров и по своему техническому оснащению является самым современным в России. Он и внешне выглядит очень современно – такое огромное, я бы сказала, глобальное сооружение со стеклянным фасадом. Даже находясь только на втором из его семи этажей, чувствуешь, как захватывает дух. Большой зрительный зал имеет форму подковы. В нем очень интересно обеспечена акустика высочайшего уровня – деревянными конструкциями не только стен, но и подвесного потолка. Когда в зале начинаешь говорить всего лишь вполголоса, физически ощущаешь, как звук, вибрируя, поднимается наверх.

– Как будет развиваться театр, расположенный фактически на самом краю Азиатского материка?

– В настоящий момент ведутся переговоры об обменных гастролях с нашими ближайшими соседями по Азиатско-Тихоокеанскому региону, к которым активно подключилась корейская сторона, Китай, Япония. Приморский край это два миллиона жителей, но вокруг нас за границей живут десять миллионов – все мы рядом и все заинтересованы в сотрудничестве.

– На какие творческие силы уже опирается театр?

– Перед художественным руководителем и главным дирижером Приморского театра оперы и балета Антоном Владимировичем Лубченко стояла, прежде всего, задача собрать оркестр. Причем не только из приглашенных музыкантов: необходимо, чтобы значительный процент составляли наши приморские артисты. У нас достаточное количество профессионалов. На сегодняшний день коллектив сложился и уже сыгрался.

– Скажите, а не ударило ли по Приморской краевой филармонии создание театрального оркестра, ведь, насколько известно, в него перешли многие музыканты Тихоокеанского симфонического оркестра?

– Корень проблемы, если говорить, действительно, о проблеме основного филармонического коллектива, это все-таки отсутствие главного дирижера. Филармония ищет его уже полтора года. Директор филармонии Алексей Евгеньевич Макаренко поставил вопрос о том, чтобы в срочном порядке объявить конкурс на вакантную должность. Департамент культуры полностью подключится к решению задачи, а это и предоставление жилья, и достойный уровень заработной платы. На время поиска дирижером Тихоокеанского симфонического оркестра может стать Анатолий Смирнов, второй дирижер оперного театра. Со временем, я думаю, у нас все решится. Кандидатуры есть – дирижеры шлют свои резюме, мы их анализируем. Помним и о пожелании артистов оркестра – «мы хотим влюбиться в главного дирижера, пойти за этим человеком, играть с ним программы, которые нам по душе!»…

– На каком месте по значимости стоит забота вашего департамента о развитии профессионального музыкального образования в Приморском крае? У вас ведь в подчинении как минимум два учреждения СПО – колледж культуры и искусств во Владивостоке и Находкинский музыкальный колледж.

– Стоит начать не с училищ и колледжей, а с детских школ искусств. В Приморском крае их 60. В ДШИ №1 Владивостока, кстати, работает замечательный дирижер Елена Петухова – она была признана лучшим дирижером на уровне Российской Федерации.

В начале ноября мы провели региональный тур всероссийского смотра-конкурса на звание «Лучшая детская школа искусств Российской Федерации», в котором в этом году принимали участие десять регионов страны. Нашими экспертами выступили профессор РАМ им. Гнесиных Юрий Александрович Богданов, преподаватель Московского академического художественного лицея Роман Кузьмин и, что особенно приятно, молодой вокалист, уроженец села Красный Яр на севере Приморья Павел Слензиго. По итогам в финал у нас вышли четыре ДШИ, однако окончательное решение о победителях смотра в целом будет принято в Москве. Лучшая школа получит грант на развитие, и, как заверил Ю.А. Богданов, некоторые исполнители также получат гранты и лауреатские звания.

– Есть ли хорошие новости из ваших вузов?

– Одна из последних новостей связана с предполагающимся расширением образовательного процесса в Дальневосточном федеральном университете. Ученый совет ДВФУ принял решение обратиться в Министерство образования и науки РФ с просьбой открыть новую образовательную программу по направлению социально-культурная деятельность, квалификация магистр. В Приморье происходят количественные и качественные изменения сети учреждений культуры, динамичные перемены в социально-культурной области. Но выпускники Приморского краевого колледжа культуры вынуждены выезжать за пределы края, чтобы получить, например, диплом менеджера социокультурной сферы, – едут учиться в Хабаровский государственный институт искусств и культуры. Я надеюсь, что ходатайство нашего университета будет поддержано и у нас в ДВФУ начнется обучение по новой специальности.

– Ну а если все же говорить о музыкальном образовании?

– Стоит отметить, что в этом году были открыты новые духовые специальности в Приморском колледже искусств, которые отсутствовали в течение десяти лет, и по этой причине нашим детским музыкальным школам было неинтересно развивать это направление обучения. Теперь, опять же будем надеяться, что талантливые юные духовики после школы не станут уезжать в соседние регионы, чтобы продолжать обучение. Они ведь, как правило, уже не возвращаются, а мы заинтересованы в том, чтобы у нас в Приморском крае были свои специалисты.

– Департамент культуры, конечно, принимает участие и в федеральных культурных проектах?

– В преддверии объявленного Года культуры скажу о важнейшем. Как известно, на территории Российской Федерации запускается разработанный Министерством культуры пилотный проект по строительству многофункциональных культурных центров в малых и средних городах. При этом условия проекта таковы, что стоимость строительства делится поровну между правительством и городом. В прошлом году мы подавали заявку от Приморского края, но не попали в число участников проекта. Однако буквально только что на совещании у губернатора края Владимира Владимировича Миклушевского мы узнали, что в 2014 году Приморский край все же будет внедрять этот проект на основе частного и государственного партнерства. Первой пятеркой городов, где вырастут многофункциональные культурные центры, станут Находка, Уссурийск, Артем, Арсеньев и Владивосток. Это значит, что муниципальное образование предоставляет земли и коммуникации, инвестор строит центр – он включает в себя зрительный зал на 500 мест, кинозал на 300 мест, учебные классы, библиотеку и так далее, – и владение этим учреждением будет совместным. То есть, с одной стороны, инвестор, с другой – учреждение культуры, которое будет создаваться в центре. Я считаю, что для Года культуры это приоритетно – выстраивать подобную сеть культурных учреждений. И позиция губернатора Приморского края – поддерживать, развивать, оказывать всяческое содействие развитию сети культуры. Губернатор напрямую включается в решение самых актуальных в этой связи вопросов.

– Нагрузка у вас, чувствуется, просто огромная – как вы справляетесь?

– Справляемся, потому что горит огонь в сердце и душе. Есть задача сделать Приморский край самым лучшим – с самым лучшим университетом, самым лучшим оперным театром, филармонией и любыми другими учреждениями культуры.

– Каковы ближайшие культурные перспективы края?

– Совсем скоро, 9 декабря, наш губернатор подпишет соглашение с директором Государственного Эрмитажа Михаилом Борисовичем Пиотровским, и в Приморском крае к 2016 году появится филиал знаменитого на весь мир музея – спутник Эрмитажа. Мы планируем всерьез заняться Владивостокским цирком, который давно нуждается в реконструкции, еще некоторыми «культурными адресами». Проектов много, и это оправданно. Ведь Приморский край и Владивосток после постройки многочисленных объектов к саммиту АТЭС в 2012 году – удобная, интересная площадка для проведения различных культурных форумов всероссийского и международного уровня.

Поделиться:

Наверх