Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.05.2008
РЫЦАРЬ МАНДОЛИНЫ

15 апреля в рамках «Музейных пятниц» Шнитке-центра в МГИМ им.Шнитке состоялся мастер-класс игры на мандолине, который провел В.П.Круглов.

Вячеслав Павлович – выпускник Санкт- Петербургской консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова, лауреат Всероссийских и международных конкурсов, народный артист РФ, профессор РАМ им.Гнесиных, президент Академии народной музыки. Вячеслав Круглов –разносторонний, буквально «фонтанирующий» музыкальный деятель, любознательность и интерес к музыке которого не имеет границ. Будучи уже состоявшимся музыкантом – исполнителем на русской домре, Вячеслав Павлович не остановился на достигнутом и продолжил углубляться в изучение «родных» домре других струнных народных инструментов. И, надо отдать ему должное, результатом этих исследований и глубокой заинтересованности и преданности своему делу стала серия учебных пособий и более того – преемственная любовь к музыке учеников Круглова. Так, на мастер-класс педагог пришел со своими студентами РАМ им.Гнесиных, которые демонстрировали мастерство игры и на домре, и на мандолине.

Центральным элементом занятия стала итальянская мандолина, так как этот инструментальный пласт культуры уже успел исчезнуть на время из быта и возвратиться в музыкальное искусство вновь. Сейчас неаполитанский инструмент представляет огромный интерес для многих, в том числе исполнителей на русской домре.

Надо отметить, что мандолина имеет свою историю, можно даже сказать, «мировую». Инструмент родился в Италии, стране романтики и прекрасного пения. Со временем география применения мандолины расширилась до Германии и даже Японии. Теперь в этих и не только этих странах работают многочисленные оркестры струнных щипковых инструментов, функционирует производство мандолин, создается репертуар.

Не обошла стороной мандолина и Россию. В нашей стране этот инструмент пользовался большой популярностью до 50-ых годов XX века. Это время ознаменовалось переломным моментом для мандолины. Неаполитанские оркестры, существовавшие в огромном количестве в России, выступавшие в кинотеатрах, парках, концертных площадках дворцов культуры, уступили место оркестрам струнных народных инструментов. По словам Круглова, цепь времен разорвалась: в то время как по всему миру разливалась неаполитанская мандолина, создавались все новые произведения для этого инструмента, в России она была без малого забыта. И лишь спустя годы огромный пласт культуры был воскрешен.

Вячеслав Павлович вспоминает, как почти 50 лет назад он увлекся мандолиной и начал применять ее в своей концертной практике. И, поверим на слово, это было настолько удивительно, что наряду с домрой Круглов до сих пор практикует игру на мандолине. Кроме того, с 2006 года профессор включил неаполитанскую мандолину в процесс обучения в РАМ им.Гнесиных.

Среди студентов В.Круглова многие заразились необычайным интересом к мандолине и начали изучать этот загадочный инструмент. Александра Скрозникова, студентка IV курса РАМ им.Гнесиных, одна из воспитанниц Вячеслава Павловича. Она по собственной инициативе приобрела новый инструмент, мандолину, и сейчас демонстрирует яркое мастерство исполнения и на домре, и на мандолине. Александра исполнила Сонату f-moll Генделя для скрипки и фортепиано в переложении для домры и потрясла публику утонченностью своей игры, глубокой эмоциональностью и профессиональным владением инструмента. Студенты колледжа им. А.Шнитке, пришедшие на концерт, с восхищением следили за каждым движением исполнительницы и каждым звуком чудо-инструмента. В умелых руках Александры звучало «прекрасное пение» русской домры и ее старшей родственницы – итальянской мандолины. Пожалуй, молодые исполнители, присутствующие в зале, не отказались бы освоить этот неаполитанский инструмент, глядя, как искусно играет Александра.

Еще один номер, прозвучавший на концерте, - дуэт Аркадия Резника (гитара) и Александры Скрозниковой (мандолина). Музыканты исполнили Сюиту для мандолины и гитары Игоря Рехина, современного композитора. Сам композитор присутствовал на мастер-классе и принимал активное участие в обсуждении проблематики исполнения современной музыки на мандолине. Однако, несмотря на «нехватку басов» (по выражению автора), произведение звучало очень колоритно, ярко. Публика по достоинству оценила творение Рехина бурными аплодисментами.

Разумеется, маэстро Круглов поделился собственным опытом с гостями. Исполняя музыку, профессор опирался прежде всего на свое методическое пособие. «Школа игры на мандолине» - первый учебник, сборник нотных примеров, теоретических сведений и практических советов по игре на мандолине. Отчасти, тематика мастер-класса была связана с презентацией книги. Поэтому автор так или иначе ссылался на тезисы и проблемы, подробно рассмотренные в его труде. Вячеслав Павлович показал публике несколько фрагментов из Концерта Вивальди для струнных и люто (6-струнная мандолина). И, что интересно, исполнив один и тот же фрагмент на разных инструментах: 3-х струнной, 4-х струнной домре и мандолине. Круглов сделал это так тонко и мастерски, что даже дилетант услышал различие тембров и характеров каждого инструмента.

В программе концерта-занятия также прозвучали небольшие пьесы современных авторов: Бурова, Волкова, Дезорма. Все эти нотные примеры домристы и мандолинисты могут найти в пособии В.П.Круглова.

Несмотря на ограниченное время мастер-класса (всего лишь час), Вячеслав Круглов, изложил все основные тезисы в очень живой увлекательной форме, подкрепив каждое свое слово непосредственно звучанием музыки. Мандолина в его руках не оставила ни одного слушателя равнодушным, наоборот – зажгла в каждом искорку, которая, возможно, перерастет в огромное желание овладеть поистине прекрасным инструментом. Подобно тому, как в руках настоящего мастера, «рыцаря» мандолины, оживает инструмент, и рождается музыка, трепетная, яркая, незабываемая.

Поделиться:

Наверх