Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.08.2011
АКАДЕМИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ МУЗЫКИ
Чем православная музыка отличается от любой другой и что это понятие отражает сегодня? Кто писал и пишет православную музыку, где она звучит? За разъяснениями мы обратились к музыковеду-медиевисту, преподавателю Санкт-Петербургской консерватории Екатерине Смирновой - одному из организаторов Третьего международного фестиваля «Академия православной музыки», который проходил в Санкт-Петербурге с 4 по 29 июля.

- Прежде всего, православную музыку надо разделять на богослужебную, то есть написанную для исполнения в храме и именно с той целью, чтобы она звучала во время службы, и на так называемую паралитургическую музыку, то есть ту, которая написана на тексты церковных молитв, но предназначена для сцены. Разумеется, это два разных вида песнопений. Те, что написаны для храма, более строгие, и в центре там будет слово молитвы, а роль собственно музыки в них - способствовать определенному состоянию человека. Музыка же, написанная для сцены, но тоже на православные духовные тексты, будет более эмоциональной, более красивой внешне. В ней, конечно же, будет заложено личное религиозное переживание композитора - она будет более субъективна, скажем так.

Если обратиться к нашей древности, то практически вся русская профессиональная музыка была богослужебной. Но уже с XVI века стали появляться духовные стихи, то есть песнопения, которые исполнялись вне храма, но писались на парафразы церковных текстов, то есть стало потихонечку происходить обмирщение церковной музыки. А с XIX века уже полностью сформировались две ветви, о которых я говорила: музыка исключительно богослужебная и музыка, которая могла исполняться в концертных программах, тем более что в позапрошлом веке стали активно развиваться концерты духовной музыки, особенно направление великопостных концертов.

XX век, конечно, сильно повернул ход истории русской православной музыки, она стала развиваться в основном за рубежом. То есть вот эти два направления практически целиком ушли в Зарубежную русскую православную церковь, где работали, в частности, такие композиторы, как Николай Кедров, Евгений Евец и другие музыканты-эмигранты. А в России до конца 1980-х годов духовная музыка была, можно сказать, под запретом. Но все равно отдельные композиторы писали – правда, писали «в стол». Другое дело 80-е - 90-е годы, когда был открыт этот материк русской духовной музыки. Тогда многие отечественные композиторы обратились к церковным текстам, и на них было создано много замечательной музыки. Это, в частности, Дмитрий Смирнов, Юрий Фалик, Альфред Шнитке, Александр Кнайфель, и список можно продолжить другими очень известными именами. И, конечно, в связи с тем, что православная религия вышла из-под запрета, композиторы стали обращаться к собственно богослужебной музыке. Начавшие писать для церкви, как правило, были монахами, имели какой-то духовный сан или просто были тесно связаны с церковной жизнью. Например, архимандрит Матфей Мормыль оставил богатейшее литургическое музыкальное наследие. Сейчас много пишет для храма композитор Сергей Трубачев. Есть целый интернет-сайт «Церковный композитор», где представлены сочинения современных авторов, пишущих для храма: произведения митрополита Илариона (Алфеева), Кирилла Волкова и других.

Если говорить об особенностях православной музыки, то конечно же, ее стиль отличается стиля музыки католической церкви. Кроме того, когда композитор обращается к православным каноническим текстам, он, так или иначе, творит в сфере канонического музыкального языка. Даже если где-то выходит за рамки этой сферы, то все равно промелькнет эта традиционность – может быть, в гармонии, может быть в голосоведении, может быть в выборе определенного типа фактуры, но это будет. Плюс композиторов, которые будут писать эту музыку, объединит, если можно так сказать, менталитет. Но на самом деле это очень сложный вопрос, на который невозможно ответить однозначно. Потому что даже если мы этот вопрос зададим самим композиторам, которые творят в этих жанрах, я думаю, ответы будут очень разные и, возможно, даже разгорится полемика.

У фестиваля «Академия православной музыки» нет цели с кем-либо полемизировать. Наша цель это возрождение древнего церковного пения – и для храма, и для концертной сцены - и знакомство с этим искусством, можно сказать, незаслуженно забытым сегодня, широкого круга профессионалов и любителей. Но мы не рассматриваем древнерусскую церковную музыку в отрыве от музыкального контекста, а представляем ее в венке из других православных певческих традиций - грузинской, сербской, греческой, болгарской, православной румынской. И мы не замыкаемся на древности. В нашем фестивале звучит музыка XIX и XX веков, написанная и для храма, и для сцены. Более того: «Академия православной музыки» объявила конкурс духовной музыки «Роман Сладкопевец», который впервые состоится в 2012 году.

Поделиться:

Наверх