Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.09.2009
Административно-командная система или творческий подход?

В мае в редакцию «Играем с начала» пришло письмо от одного из постоянных читателей газеты. Это – директор ДШИ пос. Руэм Республики Марий Эл, заслуженный работник культуры РМЭ Кошкин Александр Владимирович. Письмо является полемическим откликом на недавние публикации в «Играем с начала». Редакция полагает, что заинтересованные читатели продолжат обсуждение темы, вынесенной в заголовок публикации.

Здравствуйте, уважаемая редакция! С удовольствием читаю вашу газету несколько лет, и хочется выразить слова благодарности за то, что в стране появилось печатное издание, так подробно освещающее деятельность и проблемы детских школ искусств, всей системы музыкального образования. Вместе с информацией с мест, различных регионов и конкретных учебных заведений вы публикуете глубокие аналитические материалы по проблемам и путям преодоления негативных явлений в этой сфере, с новыми инновационными подходами к решению задач, стоящих в области художественного образования подрастающего поколения.

В третьем номере «Играем с начала» за март 2009г. опубликовано две, на мой взгляд, очень важные и своевременные статьи, освещающие сегодняшнее состояние детского эстетического воспитания в РФ. Это материалы заслуженного работника культуры РФ, преподавателя Тверского музыкального училища им. М.П. Мусоргского С.О. Мильтоняна и проректора по науке Казанской консерватории, зав. кафедрой музыкальной педагогики ИДПО, доктора искусствоведения А.Л. Маклыгина. Очень радует, что о наших проблемах и путях совершенствования деятельности ДМШ (ДШИ) пишут люди, не работающие конкретно в ДШИ, а преподающие музыку, педагогику на более высоких уровнях, работающие в основном со студентами, но знающие проблемы начального обучения и болеющие за него.

Вместе с тем, прочитав материал С.О. Мильтоняна и увидев в нем много абсолютно верных оценок складывающейся ситуации, животрепещущих тем, каждая из которых требует отдельного крупного разговора, хочется возразить уважаемому автору по поводу его некоторых высказываний и утверждений.

Я близко знаком со Степаном Ованесовичем, был по его приглашению в 2007 году участником Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика 21 века: проблемы и перспективы художественного образования» в г. Твери, неоднократно присутствовал на его мастер-классах в г. Йошкар-Оле. Однако, как говорится - «Платон мне друг, но истина дороже». Претендовать на истину хочу еще и потому, что работаю директором детской школы искусств уже более 35 лет.

Очень верно, на мой взгляд, пишет С. Мильтонян о «подушке безопасности», которая сегодня опасно уменьшается из-за разрушения образовательных традиций» в РФ. Но утверждать, что «после глобального изменения общественного строя у воспитания нет идеологических ориентиров, нет и инструментов воздействия на личность», по-моему, не совсем оправданно. А говорить, что образовательные традиции разрушаются по инициативе руководства Министерства образования РФ даже безответственно. Идеологические ориентиры поменялись, но моральные принципы, нравственные ценности, как и инструменты воздействия на личность, никуда не делись, они как двадцать, так и сто лет назад те же. Автор пишет, что «словосочетание «духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения» полностью исчезло из сегодняшнего светского лексикона. О нем не спорят политики, его не обсуждают на страницах общественно-политической прессы». А я беру апрельский номер газеты «Известия» и читаю: «Я буду вашим маленьким таким проводником. Я езжу по многим регионам. Возьму ваши материалы по нравственно-духовному воспитанию личности (разработки уроков патриотического воспитания) и буду передавать их в другие школы», - Рашид Нургалиев, министр внутренних дел России. (Из разговора с учителями городской гимназии № 1. Новосибирск. 30 марта). И об этом говорит не «педагогическое светило», а главный силовик страны. И уж совсем я не соглашусь с тем, что «Закон об образовании» в его воспитательной части не выполняется в ДШИ (ДМШ) из-за исторически сложившейся системы, препятствующей полноценной воспитательной деятельности. Воспитательная работа в ДМШ является обязательной, этому в работе школ отводится много внимания. Воспитывать детей невозможно только на уроках, внеклассная работа с учащимися – это важный и неотъемлемый пункт плана учебно-воспитательной работы. Внеклассные мероприятия, а это классные часы с заранее определенной тематикой, культпоходы на концерты, спектакли, на природу, даже чаепитие в классе по специальности играют неоценимую роль в сближении учащихся с учителем, со своими сверстниками. Общение в дружеской обстановке, атмосфера доброты и улыбок – это мощный воспитательный фактор. В Марий Эл не только в практике отдельных педагогов или отдельных школ позитивные воспитательные процессы имеют место, но это является системой во всех ДШИ и ДМШ. Как можно утверждать, что сегодня ДМШ дегуманизирована, а ребенку в ней - некомфортно?

Какая такая командно-административная система мешает управлению творческим процессом музыкальной педагогики? Я на протяжении 35 лет общаюсь с директорами более сорока школ искусств и никогда не встречал ничего подобного. Или речь идет о командных методах отделов культуры? Наоборот, эти органы у нас помогают разрешать многие творческие вопросы - и финансами, и транспортом, и сценическими площадками. Они в ДШИ заинтересованы, так как мы с ними - в «одной упряжке», делаем общее дело. А какая художественная самодеятельность без ДШИ? Начальники отделов культуры по многим вопросам советуются с директорами ДШИ. По-моему, автор слишком пессимистичен, он явно сгущает краски.

В 1980 году я вместе с директором нашей поселковой общеобразовательной школы был командирован в Белгородскую область для изучения опыта работы по созданию там школ-комплексов. В те годы на всю страну было известно имя педагога-новатора Михаила Петровича Щетинина. Его работа в Бессоновской, Яснозоренской школах была примером для подражания не только в России, но и в союзных республиках. Под одной крышей общеобразовательной школы размещались и сотрудничали не только педагоги общеэстетического отделения, но и спортивных школ, большое внимание уделялось трудовому обучению. Музыка, изобразительное искусство, хореография – выбор был большой, и почти каждый ребенок кроме общей школы занимался тем, что можно было выбрать по своему желанию, по своим способностям.

Я побывал в нескольких таких школах, в том числе и в Бессоновке. Конечно, главную роль здесь играет создание материальной базы для полноценного развития учащихся. Помню, что в Бессоновке был крупный и богатый колхоз им. Фрунзе с руководителем – Героем Социалистического Труда. Там и школа, соответственно, была построена и оснащена так, что все задачи по воспитанию, развитию подрастающего поколения можно было поставить на самый высокий уровень. И с опытом работы в г. Обнинске Калужской области я тоже знаком, только там средняя школа № 6 сотрудничала не с ДШИ № 2, как пишет С. Мильтонян, а с ДМШ №1, и не каждый ученик общеобразовательной школы был еще и учеником общеэстетического отделения школы искусств, а около 50% учащихся с 1-го по 8-й класс. Именно из-за отсутствия помещений, материальной базы планировавшееся в 1981 году открытие первой в Марийской республике школы-комплекса в нашем поселке не состоялось.

Но позднее в Марий Эл такая школа была открыта, сейчас в столице республики Йошкар-Оле есть замечательный пример того, что было начато М.Щетининым в те годы. Образовательный центр № 18, руководимый ген. директором Г.Пейсаховичем, известен всей России – это действительно мощный комплекс по гармоничному развитию учащихся. Здесь не только одна из сильнейших школ искусств в Марий Эл, но и спортивные школы по многим видам спорта, плавательный бассейн, лечебно-восстановительный центр, зимний сад, школа раннего развития для 5-6 летних и много другого, самого передового.

Также не могу согласиться и с тем, что «крайне неудачное для СМО законодательство последних лет стало одной из форм констатации упадка авторитета и значения ДШИ в общественном восприятии». Значение и авторитет ДШИ в общественном восприятии в первую очередь зависят от реальных дел, результатов работы конкретной школы на своей территории. Наша небольшая сельская школа с контингентом в сто учащихся, например, в этом учебном году получила два первых места на республиканских конкурсах хореографических отделений и на лучшую музыковедческую работу, посвященную 210-й годовщине со дня рождения А.С. Пушкина. Также заработала несколько вторых и третьих мест в республике на других конкурсах. В предыдущем учебном году дипломов лауреатов было девять, а на одном из конкурсов наша школа получила даже Гран-при. И если в нашем поселке нет Дома культуры, а ДШИ работает десятилетия на высоком уровне, то у школы авторитет не только в своем населенном пункте, но и в районе, в республике, у местной власти, руководителей организаций и предприятий. Наконец - у родителей наших учащихся, которые понимают всю важность для их детей того, чем занимается ДШИ.

Мне кажется, С. Мильтонян противоречит сам себе, говоря о пике результативности нашей системы музыкального образования в 50-60 годы, когда в стране было воспитано много лауреатов, больших музыкантов. И в то же время говорит, что методы обучения были тогда репродуктивными, эмпирическими, а административное устройство было единственно возможным для того времени – командно-административная система, что сегодня, как и 50 лет тому назад, педагогика в ДШИ авторитарна и опирается на низшие формы мышления ученика. Получается, что ученики Г.Нейгауза, Б.Гольденвейзера, Ю.Янкелевича, С.Козолупова и многих других стали большими музыкантами, прославившими страну, благодаря авторитарной и репродуктивной методике их педагогов?

По-моему, эмпирический метод как был, так и останется навсегда в педагогике основным, главнейшим. Передача ученику показом на инструменте того, что заложено композитором в музыкальном произведении, вовсе не лишает воспитанника инициативы, творчества. Сначала всегда бывает так – «делай как я», а собственная интерпретация питомца вырастает позже из того, что написано автором и показано и объяснено педагогом.

Утверждения С. Мильтоняна о том, что командная административная система пытается нейтрализовать развитие кризисных явлений в СМО лишь усилением административных методов воздействия на педагога, что СМО исторически не повезло с системой руководства, на мой взгляд, голословны, беспочвенны. А «крайне неудачное для СМО законодательство последних лет»? По-моему, отсутствие всякого законодательства в этой области, наоборот, благоприятствовало свободе в творческом плане для педагогических коллективов ДШИ.

А вот какие поправки готовятся сейчас к Закону «Об образовании», каким будет новое законодательство и новый статус детских школ искусств, о чем недавно писал на страницах газеты «Культура» директор Департамента науки и образования Министерства культуры РФ Олег Неретин – это большой вопрос. Не появится ли теперь та самая пресловутая командно-административная система, которой так опасается мой друг и коллега С. Мильтонян?..

Поделиться:

Наверх