Top.Mail.Ru
АРХИВ
12.04.2012
СИБИРСКИЕ СЕЗОНЫ-2012

В течение последней мартовской недели зрители Новосибирска, Барнаула и Томска стали свидетелями резонансно прошедшего в регионе культурного события - II фестиваля современной музыки «Сибирские сезоны».

Заполненные залы, горячие обсуждения программ в СМИ и сети Интернет, отсутствие тех, кто, вне зависимости от своей оценки происходящего, остался бы равнодушен к увиденному и услышанному, восторженная реакция значительной части публики… Все это свидетельствует о том, что современный мир не разучился удивляться и радоваться творческим экспериментам, которые раздвигают границы привычного восприятия, дают возможность выйти в новое духовное и информационное измерение.

Фестиваль был задуман и впервые проведен прошлой весной молодым новосибирским дирижером Сергеем Шебалиным: программа «Сибирских сезонов -2011» состояла из двух концертов и была реализована на грантовые средства. На вопрос о том, что побудило магистранта Новосибирской консерватории на столь смелый и в творческом, и в организационном плане шаг, Сергей Шебалин отвечает:

- Во все времена важнейшим индикатором качества жизни общества выступает качество его культуры. Между тем, согласно данным социологов, удовлетворенность населения ассортиментом и качеством предложений в сфере современного искусства в Новосибирской области выражается в весьма низком коэффициенте – 0,41. Это в очередной раз подтверждает необычайную актуальность проведения фестиваля: выходит, мы со своим художественным продуктом оказались в нужное время и в нужном месте для удовлетворения общественного спроса. Мы значительно расширили молодежную аудиторию, наполняющую концертные площадки Новосибирска, и это не только количественный, но и качественный прирост. После концертов к исполнителям подходят студенты, молодые люди не художественных профессий, искренне благодарят за то, что мы открыли для них что-то новое и обещают быть с нами – на концертах, в обсуждениях, в распространении информации о фестивале. А это значит, что мы своими творческими силами участвуем в преодолении данной статистики и собственным примером демонстрируем сверстникам то, как важно и почетно занимать культурно и социально активную позицию в обществе.

К новому сезону Сергей Шебалин, осуществив ряд успешных концертных проектов, обрел не только почитателей своего творчества, но и единомышленников-профессионалов, способствующих выведению фестиваля на новый качественный уровень, насыщению его программы не только концертными, но и обучающими мероприятиями (мастер-классы, творческие лаборатории), событиями актуализирующихся альтернативных форматов. Но главное – фестиваль получил горячо-деятельную поддержку Министерства культуры Новосибирской области и Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, которые выступили его учредителями. Открывая «Сибирские сезоны-2012», министр культуры Новосибирской области Наталья Васильевна Ярославцева сказала:

- Поддерживая этот смелый экспериментальный проект, министерство культуры нисколько не боится. Если у нас все получится, мы будем аплодировать и восклицать: «Виват!» Если что-то не удастся – не беда. Этот процесс – образовательный, просвещенческий, и по его результатам мы будем работать дальше, размышляя о том, какие формы современного искусства востребованы публикой, на какие целевые группы необходимо ориентироваться, как нам воспитывать, готовить новосибирского зрителя к восприятию новейшей музыки.

Фестиваль возник как приношение «Русским сезонам» прославленного русского импресарио Сергея Дягилева и на новом уровне развивает заложенную в них идею синтеза искусств. Кредо Дягилева воплощала знаменитая фраза - «Удиви меня!» Она скрывала бесконечное множество идей, водоворотов мысли, поисков, которые привели к невиданным художественным результатам и открытиям. Творческое требование «Удиви меня!» стало и девизом фестиваля «Сибирские сезоны-2012». Идеи и музыкальный репертуар фестиваля экспериментируют с пространственными и временными границами, соединяя непостижимо малое и непостижимо большое, конечное и бесконечное. Эта творческая концепция нашла отражение в логотипе фестиваля, подобном парадоксальной ленте Мебиуса с ее двойственной и в тоже время единой поверхностью. В концертных залах Новосибирска, Барнаула и Томска прозвучала музыка разных стилей, жанров и устремлений. Духовная музыка, эксперименты «яростных авангардистов», новейшие произведения молодых российских композиторов – слушателей настиг настоящий «премьерный взрыв».

Специальными экспертами фестиваля стали Мануэль Наури – дирижер, профессор Берлинского университета искусств, художественный руководитель и арт-директор нескольких инструментальных коллективов и фестивалей современной музыки, а также композитор, историк и теоретик музыки, пианист и философ Владимир Мартынов. Фестиваль открывался его сочинением «Stabat Mater» в исполнении Хорового консорта Лаборатории новой музыки Новосибирской консерватории под управлением доцента кафедры дирижирования Елены Рудзей. Гости фестиваля – ансамбль «Галерея актуальной музыки» (ГАМ-ансамбль), созданный в 2010 году в Москве композитором Олегом Пайбердиным, и дуэт «Elletro Voce» (Польша), возникший благодаря сотрудничеству двух композиторов и исполнителей – Агаты Зубель (вокал) и Цезаря Духновского (фортепиано, электроинструменты).

Фестиваль «Сибирские сезоны» обладает рядом особенностей. Одна из его целей – создание целостного творческого пространства, в котором задействованы не только концертные организации и театральные площадки, но и различные учебные заведения, библиотеки, музеи, ставшие партнерами события. В Новосибирском художественном музее горожане не только услышали новейшую музыку в исполнении московских (ГАМ-ансамбль) и новосибирских (концертный дуэт «Fresca musica») инструменталистов, а также вокального ансамбля «Man’s», но и увидели выставку полотен советского художника-авангардиста Андрея Поздеева (Красноярск). А Новосибирская областная научная библиотека представила своим посетителям интерактивную выставку «Жизнь во имя искусства» о деятельности С.Дягилева.

В рамках уникальных проектов фестиваля выступили музыканты, танцовщики, ви-джеи (VJ), мастера художественного слова, музыковеды и критики. Переплетение их интересов и возможностей позволило ощутить особую энергетику синтеза искусств в его самых разных воплощениях. Так, одним из необычных проектов стала совместная постановка Ансамбля солистов «Лаборатория новой музыки» и балетной труппы Новосибирского государственного хореографического колледжа на музыку В.Щербачева по мотивам поэзии А.Блока на сцене Концертного зала Новосибирского государственного театра оперы и балета.

Фестиваль окончен. Организаторы подвели итоги и довольны его результатами. Эксперты и гости констатировали высокий уровень «Сибирских сезонов-2012» в самых различных аспектах. А творческая команда фестиваля уже размышляет о его тематике и наполнении в следующем цикле. Мы закончим словами ректора Новосибирской консерватории, доктора искусствоведения, профессора Константина Михайловича Курлени, который поделился своим мнением о значении и перспективах этого проекта:

- Участие Владимира Мартынова в фестивале заставило нас вспомнить о его предыдущем визите в Новосибирск. Он состоялся в 1978 году и, что весьма символично, проходил в рамках симпозиума «Современная музыка», который для Советского Союза явился поистине уникальным мероприятием: позднее такие фестивали проходили только в Прибалтике. Тогда в наш город съехались наиболее радикальные музыканты самых различных направлений, весь цвет музыковедения и философской мысли, представленный такими именами, как Юрий Холопов, Ефим Барбан, Вячеслав Ганелин, Михаил Гаспаров и другие. Этот симпозиум оставил очень глубокий след не только в памяти его участников. Он послужил мощным и разветвленным идейно-творческим импульсом, который откликался в музыкальной культуре страны в различные годы и долго служил точкой ориентира, с которой сверяли свои художественные позиции музыканты нескольких поколений. Я очень надеюсь, что нынешний фестиваль тоже станет таким событием, по которому музыканты будут «сверять часы», из которого в будущее устремятся новые творческие идеи и импульсы.

Санникова Н.,

Поделиться:

Наверх