Top.Mail.Ru
АРХИВ
29.10.2013
ГОРЯЧАЯ КОНКУРСНАЯ ПОРА

Заключительный этап I Всероссийского музыкального конкурса собрал исполнителей на народных инструментах и дирижеров народных оркестров. С начала осени полным ходом идут отборочные туры. О том, как выступили музыканты-народники во Владивостоке, Новосибирске и Екатеринбурге рассказал выдающийся баянист, профессор РАМ им. Гнесиных, заслуженный артист России Ю.А. Сидоров.

– Юрий Александрович, какое общее впечатление вы получили, побывав в регионах?

– Впечатление очень хорошее. Есть ребята, которые сразу заявили о себе как лидеры. Не знаю, как они будут выступать дальше, и какие еще будут участники в других регионах, но эти ребята – перспективные.

– Как вы думаете, что может дать вашей специальности, да и всем народникам возрождение Всероссийского музыкального конкурса?

– У баянистов много «своих» фестивалей и конкурсов международного масштаба. Участники из России часто добиваются высоких результатов, выступая на них, но имена их никому неизвестны. Я думаю, что именно I Всероссийский музыкальный конкурс поможет этим ребятам стать знаменитыми у себя на родине, – как говорится, страна должна знать своих героев! Конечно же, победа на конкурсе должна повлиять и на концертную деятельность этих музыкантов. Хорошо бы после его проведения организовать серию концертов или гастролей для лауреатов. Важной, на мой взгляд, является и запись на радио, на компакт-дисках.

В нашей профессии ничего не может быть гарантировано заранее, но выступление на конкурсе – это шанс сделать карьеру, начать свой собственный серьезный путь в музыке.

– Почему вы в свое время выбрали именно баян?

– В моем детстве на берегах Волги (я оттуда родом) этот инструмент звучал везде! В семье пели все, а отец прекрасно играл на баяне «по слуху».

– Как вы думаете, почему мы сейчас все дальше от народного искусства?

– Уже давно наступило такое время, когда включил телевизор, поставил диск… нажимаешь на кнопку – и звучит музыка. Люди не испытывают потребности взять в руки инструмент; они разучились петь, этот жанр музицирования безвозвратно уходит. Сейчас превалирует зрительное, слуховое восприятие. Низкопробные музыкальные программы портят вкус людей. К тому же, исчезли из магазинов разного рода записи народной музыки. Все пошло в частное производство: исполнители сами записывают, сами свой продукт продают... К счастью, по-прежнему есть люди, и не только музыканты, которым все это интересно!

– Какой вопрос сейчас самый острый в системе обучения народников в регионах? Много ли талантливых ребят?

– Наша система образования – самая лучшая в мире. В ней есть все, и я бы ничего не хотел в ней менять. Таланты есть везде. Конечно, они рождаются не каждый год, и это не зависит от места, района или города, где находится музыкальное учебное заведение…

– Каков, на ваш взгляд, уровень этого конкурса?

– Уровень очень высокий. Претенденты замечательные, но нам предстоит выбрать лучшего из лучших. Консерватории и институты искусств предоставили нам замечательные залы. Еще хочу отметить продуманную организацию всех конкурсных мероприятий. Единственное, хотелось бы, чтобы на конкурсных прослушиваниях присутствовали не только студенты консерваторий, а было больше простой публики – людей, которые не равнодушны к музыке, любят баян, аккордеон и другие народные инструменты.

– Присутствует ли современная академическая музыка для баяна в программе I Всероссийского конкурса?

– Программа конкурса достаточно сложная, и, на мой взгляд, хорошо продумана. Первый тур включает исполнение произведений классического репертуара. Известно, что в 1970-е баян стал завоевывать концертную эстраду как академический инструмент. Поэтому впервые в условиях конкурса в обязательную программу второго тура входят как произведения, написанные до 1970 года, так и сочинения, созданные в период с 1970-го и по настоящее время. Все эти произведения должны быть оригинальными — сочиненными для баяна. Третий тур состоит из двух этапов, что позволит более тщательно определить победителя.

– Вы – известный педагог. Расскажите, что для вас становится приоритетным в занятиях, когда к вам в класс приходят особо одаренные студенты?

– Первое – не навредить! Подобрать репертуар, который буден интересен нам обоим – и педагогу, и студенту. И приложить максимум усилий, для того, чтобы этот талант в течение пяти лет развивался.

– Что станет главным критерием для вас во время выступлений участников с оркестром в третьем туре?

– Критерием будет свобода музицирования. У меня большой опыт концертных выступлений с оркестром, и я – сторонник свободной игры. Дирижера и оркестр нужно «чувствовать спиной». Все должно быть естественно и органично, и тогда зазвучит настоящая музыка.

Поделиться:

Наверх