АРХИВ
30.06.2017
«РУССКИЙ РОЖОК»
В Нерехте Костромской области прошел Всероссийский фестиваль рожечной музыки, собравший духовые и певческие ансамбли

Примерно на столетие моложе Москвы, древняя Нерехта славится многими чудесными делами. Например, Нерехту считают родиной воздухоплавания, и это не выдумка. Первый воздушный шар в 1731 году соорудил и наполнил водородом местный чиновник Ефим Крякутный, за что его объявили бесом, предали анафеме и изгнали из города. Есть в Нерехте два женских монастыря, сюда приезжают поклониться местной святыне: чудотворной Владимирской-Нерехтской иконе Божией Матери.

В перестроечные времена город начал было пустеть – уезжала молодежь, и население заметно уменьшилось. Но, к счастью, времена изменились, и в Нерехте вновь закипела жизнь. В том числе – культурная.

Под занавес весны сюда съехались рожечники со всей России – впервые в истории отечества нашего! Концерты в летнем парке, на ступеньках ДК «Юбилейный» привлекли внимание если не всех нерехтчан, то уж, по крайней мере, самых продвинутых и патриотически настроенных. Сборы рожечников в Нерехте проводились и раньше – можно даже сказать, в последние годы сюда прямо зачастили мастера пастушьей трубли. И наконец фестивалем «Русский рожок» Нерехта заявила о своих правах на столицу рожечной культуры. Но как же другие города? Давайте разберемся, откуда пошла на Руси традиция игры на рожках.

Большинство фольклористов безапелляционно заявят: Владимир и никакой другой город – родина этой древней музыкальной традиции. Владимирская школа рожечников – самая известная. В историю вошел «двенадцатиголосый» Владимирский хор рожечников Николая Кондратьева, выступавший перед императором Александром III, а в 1884 году покоривший своей удивительной игрой публику на Всемирной выставке в Париже. Это была настоящая русская сенсация! Однако нерехтчанин Сергей Киселев убедительно доказывает, что не Владимир, а Ковров – родина русского рожка: «Из деревень Мишнево, Симаково, Остров, Горки Эдемской волости Ковровского уезда появился первый хор пастухов-рожечников. В наших деревнях пастухами были ковровские».

Споры такого толка ведутся давно. Одно известно точно: первыми взяли рожки в руки действительно пастухи. Благодаря им игра на рожке стала распространяться повсюду, и свои исполнительские традиции постепенно сложились в самых разных местах – во Владимирской, Тверской, Ярославской, Нижегородской и Костромской губерниях. Любопытно, что севернее Нерехты, за Костромой, пасли с барабанкой – висящей на груди дощечкой. С барабанкой пасли женщины, оттого, наверное, и не прижилась в тех местах пастушья трубля. Пастушки выстукивали палочками по барабанке определенные дроби. Но никакая, даже самая искусная дробь не заменит волшебного голоса рожка. Раньше, даже если объединялись на выпасе три стада, каждая животина узнавала своего пастуха по его рожку. Заиграет он – и сманивает свое стадо. Игрой на рожке лечили коров, звук рожка считался целительным.

В магической силе пастушьего рожка убедились участники и гости фестиваля, которых после двух гала-концертов пригласили к четырем утра на выпас коров в деревню Григорцево Нерехтского района. Обычно первый выпас начинался в Егорьев день – 6 мая. Но из-за холодных весен событие это ежегодно сдвигается на более поздний срок. Идут по деревне Григорцево «пастухи» (на фестивале в роли пастухов выступили участники ансамблей рожечной музыки), игрой своей будят хозяек, те, заслышав рожок, выгоняют коров в общее стадо. И уже на выпасе для них, любимых – коровушек, быков и телят – играют рожечные хоры.

Восторгу нет предела. Радуются все. Парни из фольклорного ансамбля «Зубцы» Сергея Старостина и частушками развеселят, и барыню пропоют, и наиграют на тверских рожках. Импозантные столичные музыканты в необычных войлочных одеяниях из Московского хора рожечников Бориса Ефремова словно дразнят животных низкими натрубами, а уж нерехтчане – они везде: и на выгоне скота, и на выпасе – и всюду им рады. Это потому, что в Нерехтском крае очень сильны традиции исполнительства на русских песенных рожках. В городе несколько ансамблей, организовать фестиваль предложил один из них – Нерехтский рожечный хор под руководством Константина Сергеева. В этом ансамбле играют только мужчины, перенявшие традицию артельной (совместной, «хоровой») трубли у пастухов. А есть в группе и настоящие пастухи, знающие секреты пастушьих натрубов. Коллектив официально существует всего несколько лет, но успел приобрести известность за пределами своего края. Сам Владимир Маторин приглашал этот ансамбль, отличающийся слаженностью исполнения, выступить с ним в Кремлевском дворце. В 2016 году Нерехтский рожечный хор победил в номинации «Аутентичная музыка» Премии Russian World Music Awards. А совсем недавно был включен в число объектов нематериального культурного наследия Костромской области.

Местные рожечники не только выезжают с концертами – они снимают потрясающие видеоклипы с помощью квадрокоптера. А еще у них открылась возможность приглашать к себе именитые музыкальные коллективы, устраивать мастер-классы и фестивали. Всероссийский «Русский рожок» может и должен перерасти в международный. И тогда натрубы наших пастухов, как и 130 лет назад, станут новой русской сенсацией и достоянием мировой культуры.

На фото сводный хор рожечников

Фото Натальи Крюковой

Поделиться:

Наверх