АРХИВ
01.11.2006
Современные управленческие технологии

В современных социокультурных условиях России действенность развития системы начального художественного образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление образовательными учреждениями – школами. Для успешного решения стоящих перед обновляющейся школой задач требуются, с одной стороны, адекватное понимание функционирующей системы управления, а с другой – внедрение в практику развивающейся школы новейших научно-педагогических достижений в области управления.

    Центральное место в решении многих задач развития внутришкольного управления принадлежит, прежде всего, руководителю школы и преподавателю. И основные проблемы управления образовательным процессом в школе решаются только через повышение компетентности профессионального мастерства преподавателя и руководителя. Однако, как показывает практика и опыт социально-экономической перестройки в стране, существует реальная опасность внешней, формальной реорганизации системы управления.

    Содержание статьи представляет собой попытку найти и показать на примере результатов работы нашей Орловской детской школы изобразительных искусств и народных ремесел возможные «точки взаимопроникновения» школьного управления и современных новых управленческих технологий.

    Анохин А.Ю. – директор Орловской детской школы
    изобразительных искусств и народных ремесел

    В конце 80-х годов мы, как и многие образовательные учреждения, оказались почти целиком предоставлены сами себе и начали самостоятельно вырабатывать пути выживания и развития.

    Как школа смогла не только выжить, но и начать стремительно развиваться? Здесь уместно процитировать всемирно известных специалистов в области управления С.Норткота Паркинсона и М.К.Рустомджи, которые в своем бестселлере «Искусство управления» писали:

    «Есть немало организаций, в которых не принято рисковать и где нет угрозы оказаться на мели. Если только не случится что-нибудь из ряда вон выходящее... Но руководители таких организаций заблуждаются. Предприниматель не может не расширять и не совершенствовать производство, иначе его ждет снижение активности и закрытие дела. Нужно идти на риск. Обстановка должна быть такой, чтобы люди всегда чувствовали поддержку руководителя, чтобы они были настроены искать что-то новое, проявляли инициативу, действовали решительно, не боялись рисковать».

    Примерно так мы и решили действовать: овладевать искусством управления не формально - на бумаге, - а на деле.

    На момент больших перемен у школы было немалое преимущество - деловая репутация в городе и области, которая зарабатывалась годами успешной работы. Статус и традиции школы наряду с высококвалифицированным педагогическим коллективом и академической методикой обучения дали основу для формирования новой концепции развития школы и обеспечили ей длительный успех на рынке образовательных услуг.

    Специфика художественной школы была для нас чрезвычайно важна. Поэтому с расширением и реорганизацией школы нам предстояло, не выходя из области обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству, создать новую образовательную систему.

    Итак, концепция развития школы сформировалась как полноценная, всесторонняя реализация идеи сохранения и развития региональных художественных и ремесленных традиций, обеспечивающая высокий уровень начального художественного образования в соответствии с индивидуальным выбором, обусловленным склонностями и способностями учащихся. Разработана целостная структурная образовательная модель школы изобразительных искусств и народных ремесел. Она включает в себя структуры, финансируемые из бюджетных средств, и самоокупаемые структуры. Все создаваемые подразделения школы работают в единстве друг с другом и по образовательной программе, основанной на преемственности художественных традиций. Системообразующим ядром данной модели являются два ведущих процесса: освоение академического изобразительного искусства и освоение народных ремесел.

    Открытие нового отделения народных ремесел позволило нам вплотную подойти к осуществлению углубленного комплексного освоения материальной и духовной традиций народа. Мы считаем, что именно обращение к изучению русских народных традиций способно заполнить нынешний идеологический вакуум, а также по-новому решить воспитательные задачи. Здесь стоит особо подчеркнуть разнообразие форм и методов проводимой в школе воспитательной работы: массовые праздники и практические занятия, тематические выставки и ремесленные ярмарки, выездные пленэры и экспедиции, встречи с известными народными мастерами, художниками и многое другое.

    В городе Орле сложилась система непрерывного художественного образования: школа – училище – вуз. Открытие новых специальностей в средних и высших учебных заведениях, уровень требований на сдаче вступительных экзаменов в них стали для нас независимой формой оценки качества школьного образования. Это не могло не стимулировать работу по модернизации образования, организации инновационной деятельности в школе. Отсутствие государственных стандартов в системе дополнительного образования не ограничивало, а расширяло академические свободы образовательного процесса.

    По мере реализации этих целей и задач накоплен значительный опыт, позволивший найти свои подходы к планированию учебного процесса, создать авторские учебные программы, которые сегодня успешно пропагандируются как в Орловской области, так и за ее пределами.

    В нашей школе образовательный процесс осуществляется поэтапно. Задача образования на каждой из трех ступеней формируется, исходя из возрастных возможностей учащегося.

Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.

  • Первая ступень - подготовительное отделение (6 – 10 лет).

    На подготовительном отделении опытные преподаватели вводят в мир изобразительного искусства самых маленьких детей. В увлекательной, часто игровой форме дети знакомятся с разнообразными возможностями различных художественных материалов. Создают свои первые художественные образы, и так рождается их желание учиться дальше. Содержание обучения на подготовительном отделении обеспечивает преемственную связь с основной школой.

  • Вторая ступень – основная школа (отделение изобразительных искусств, отделение народных ремесел, 11 – 15 лет) – профессиональная начальная подготовка.

    Основное значение в учебном процессе школы отводится дисциплинам изобразительного цикла – рисунку, живописи, композиции, скульптуре. Преподавание этих предметов в школе проходит параллельно, дополняя друг друга, опираясь на традиции русской художественной реалистической школы. Сохраняя верность традициям академической русской художественной школы, мы ищем новые пути совершенствования образного мышления учащихся.

    Учащиеся отделения народных ремесел имеют уникальную возможность одновременно получать не только художественное начальное образование, но и серьезные навыки владения ремеслом по профилю выбранной ими мастерской: кружевоплетения, ткачества, вышивки, резьбы по дереву, лозоплетения, гончарного дела. В школе создается комплексная система обучения. Народная культура постигается учащимися через синтез зрительных и слуховых образов на уроках специально разработанного курса «Изобразительный и музыкальный фольклор».

    Для удовлетворения интересов учащихся в процессе обучения реализуются дополнительные программы и курсы:

  • печатная графика (линогравюра);
  • лаковая миниатюра;
  • плетение из рогоза и соломки;
  • театральная кукла;
  • стеклокерамика;
  • батик.

    Предлагаемые новые предметы реально способствуют формированию творческой личности, на деле подтверждают внедрение системы вариативности в образование.

  • Третья ступень классы профориентации и артельные мастерские (16 - 18 лет). Основной задачей образовательной деятельности на этом этапе является: профессиональная ориентация; подготовка к сдаче вступительных экзаменов; подготовка к обучению в других художественных учебных заведениях (по профессиям).

    Однако главным пунктом наших планов оставалось строительство нового здания по специальному проекту, где можно было бы организовать единый учебный процесс для всех подразделений школы.

    Разработка и реализация перспективной программы развития школы, проектирование и строительство нового здания совпали во времени. В 2001 году мы торжественно праздновали новоселье на четырех тысячах квадратных метров. Школа получилась очень привлекательной по общему замыслу и разумно спланированной, в ней есть все, чтобы комплексно применить достижения современной педагогической науки и практики. А главное - новое здание позволило, наконец, объединить разрозненные части школы в единое целое.

    Школа имеет прекрасный выставочный зал (200 кв. метров), конференц-зал со стеклянным куполом, библиотеку с читальным и видео-залами. Отдельное помещение выделено для школьного буфета.

    Технологические мастерские по скульптуре, обработке древесины, обжигу глины, запарке лозы и другие расположены в цокольном этаже. Первый этаж школы занят помещениями информационно-выставочного назначения, а классы для длительных занятий изобразительным и прикладным искусствами разместились на втором и третьем этажах, где много воздуха, света, пространства. В модернизацию технической базы заложены идеи комплексного развития школы с использованием новых информационных технологий. Постепенно формируется материальная база для открытия курсов по компьютерному дизайну. Сложившаяся материально-техническая база школы соответствует программе ее развития, дает реальную возможность осуществления перспективных планов.

* * *

    Для того чтобы родители приводили к нам своих детей, надо обеспечить им комфортабельные условия обучения, а на все это нужны большие средства

    В системе дополнительного образования всегда осуществлялось финансирование смешанное, кроме выделяемых бюджетных средств на содержание школы также привлекались финансовые средства родителей. И хотя родительская плата за обучение в школе не в состоянии решить вопрос дефицита средств на образование, именно ее наличие в трудные 90-е годы не только спасло систему школ дополнительного образования от полного «финансового голода», но позволило им выжить и не бояться в дальнейшем развития дополнительных платных услуг.

    На примере нашей школы мы можем говорить о внедрении маркетинговых элементов в управление образовательным процессом. Маркетинговое управление школой обеспечивает оптимальный и стабильный доход, так как все большее число горожан привлекается к приобретению платных образовательных услуг.

    Наша школа из-за длительного дефицита бюджетного финансирования также вынуждена была искать другие источники поддержания учебного процесса - муниципальные средства, средства предприятий, частных лиц и так далее. Для этого пришлось заняться изучением рынка дополнительных образовательных услуг, чего не требовалось делать раньше ни одной школе.

    Опыт работы в системе непрерывного художественного образования показал: чем больше учащихся ориентировано на дальнейшее обучение в художественных училищах и вузах, тем больше приток в школу учеников. При этом необходимо учитывать запросы учащихся на получение разнообразных и качественных знаний.

    Идея человеческих нужд и потребностей является социально-экономической основой маркетинга.

    В настоящее время многие руководители образовательных учреждений проявляют все больший интерес к использованию маркетинговых технологий. Вместе с тем внедрение маркетинговых подходов в систему образования требует обоснования и аргументации. С одной стороны, рыночная суть маркетинга увязывается с реформированием образования, созданием нового «механизма школы», условий для привлечения дополнительных финансовых средств. Однако погоня за прибылью не всегда способствует сохранению качества образования, также утрачивается доступность получения образования.

    Мы убеждены, что государство не может отдать образование на откуп рынку, оно должно оставлять за собой бюджетные обязательства и право регулировать рыночные отношения в этой отрасли. Доказательство - пример нашей школы. Быть ли новому зданию художественной школы в городе Орле - это зависело, в первую очередь, от социально продуманной политики, проводимой в Орловской области. Нам повезло - нашей школе помогали и помогают многие представители областных, муниципальных структур, художники, руководители предприятий и родители наших учащихся.

    Реализуемая нами новая образовательная модель потребовала модернизации всей системы внутришкольного управления, изменения ее структуры. Формирование системы управления нашей школой определяла как расширенная образовательная система, так и все связи и отношения, которые сложились внутри школы и с окружающей средой.

Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.

    Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером.

    Новая модель внутришкольного управления определяет четкое распределение функций каждого участника управления в целостном образовательном процессе школы. В основе проектирования данной системы управления школой использованы блочно-целевые структуры, формируемые с учетом централизации и децентрализации. Делегирование прав, полномочий и ответственности исполнителям в каждом блоке управления дает рациональное использование сил и времени руководителя. Опора на этот принцип лежит в основе демократизации управления.

    На уровне школы научно-методические и творческие проблемы решают методический и художественный советы. В состав советов входят представители администрации, руководители методических объединений, представители творческих организаций, ведущие преподаватели и мастера производственного обучения.

    Сегодня освоение менеджмента позволяет уйти от вертикальной командно-административной системы управления и перейти на горизонтальную, профессиональную систему сотрудничества. В основе новой системы лежит корпоративный стиль управления, учитывающий интересы каждого человека.

    Моральное и материальное стимулирование человека стало и стратегией, и тактикой в современной управленческой деятельности. Для этого в школе есть источники материальной поддержки: бюджетные, надтарифный фонд; внебюджетные, за счет средств от деятельности, приносящей доход.

    В результате практики последних лет можно выделить следующие источники внебюджетного финансирования нашей школы:

  • дополнительные платные образовательные услуги (около 300 учащихся);
  • платные мастер-классы;
  • реализация учебно-методической продукции;
  • реализация сувенирной ремесленной продукции, изготовленной учащимися и мастерами производственного обучения;
  • сдача помещений в аренду;
  • вклады спонсоров;
  • участие в оформлении праздников и выставок.

    Возможность самостоятельно распоряжаться финансовыми средствами, получаемыми за счет средств от деятельности, приносящей доход, способствовала освоению финансово-экономических приемов в управлении школой. Помимо финансовых ресурсов важно учитывать состояние таких «материальных» ресурсов образовательного учреждения, как технический персонал, помещения и оборудование. Эффективное управление этими ресурсами - важный показатель деятельности школы. Для решения всех финансово-хозяйственных вопросов школой заключен договор с централизованной бухгалтерией, специалисты которой имеют экономические знания в области финансового менеджмента. Они активно помогают нам сохранять конкурентоспособность школы в рыночных условиях.

    К моменту очевидных изменений в образовательной деятельности и в системе управления сохраняется неполнота и противоречивость нормативной правовой базы в сфере образования. В последнее десятилетие обострилась проблема правового обеспечения деятельности школ искусств. Характерная особенность современности – передача органами управления части своих полномочий образовательным учреждениям сферы культуры. Разработка и утверждение локальных нормативных актов перешли в компетенцию школ. Хорошо подготовленные документы помогают оптимально организовать всю деятельность школы, координировать отношения между структурными подразделениями и членами коллектива, между школой, учащимися и родителями, служат средством нормализации психологического климата в коллективе.

    Сегодня наша школа изобразительных искусств и народных ремесел органично вписалась в образовательное пространство города Орла и Орловской области, стала одним из ведущих учебных заведений дополнительного образования. Мы с уверенностью смотрим в будущее, так как наши преподаватели, наши методики обучения востребованы на рынке образовательных услуг, а наши выпускники – на рынке труда.

    В заключение хочу повторить, что от уровня профессионализма и компетенции руководителя и педагогического коллектива школы во многом, если не во всем, зависит как дальнейшая судьба каждого образовательного учреждения, так и путь развития системы начального художественного образования по всей стране в целом.

Наше будущее в наших руках, и мне хочется пожелать нам всем успеха на этом сложном пути. Вместе у нас все получится. Здоровья и удачи нам всем!

Поделиться:

Наверх