Автор предлагаемой статьи - заместитель начальника Управления культуры Администрации городского округа Балашиха Московской области Чернова Марина Анатольевна.
Положение школы искусств в культурном пространстве наших городов, районов и регионов волнует в настоящее время как преподавателей, так и руководителей учебных заведений отрасли культуры, органов управления муниципалитетов. Ведь ДШИ является не только учебным заведением первоначального звена музыкального образования, но уникальной многомерной учебно-организационной структурой, значение которой очень часто недооценено, а в определенной мере даже принижено. Кто в этом виноват? Объективно – обе стороны: и та, которая недооценивает, и та, которая не умеет поставить ДШИ на место, ей предназначенное.
В городском округе Балашиха, а ранее Балашихинском районе Московской области, многие годы мы занимаемся созданием концептуальной модели управления муниципальной образовательной системой отрасли культуры. Наша модель управления во многом основывается на особенностях музыкального образования и воспитания региона. При этом в ней отражены и универсальные черты управления, и своеобразные черты территории.
Какие же вопросы помимо нормативного и концептуального характера мы решаем в нашем округе? Прежде всего, это развитие сети учреждений дополнительного образования на основе открытия отделений школ искусств в учреждениях образования и культуры. Начавшийся в 90-е годы демографический спад вызвал необходимость в особых действиях для пополнения контингента учащихся. Открытие филиалов происходило в отдалении от базовых площадок размещения школ искусств (разные микрорайоны и даже населенные пункты), в системах иной управленческой организации и ведомственной подчиненности.
Сегодня в нашем районе действуют 10 отделений школ искусств:
отделения ДШИ №1 им. Г.В.Свиридова:
- в санаторно-лесной школе «Полянка» Управления по образованию;
- художественное отделение в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»;
отделения Детской духовой музыкальной школы:
- в МОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат»;
- МОУ «Земская гимназия»;
отделения ДШИ №3:
- в МУК «Досуговый центр для детей и подростков «Солнышко»;
- в воскресной школе Храма св. Дмитрия Солунского;
отделения ДШИ №5:
- в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»;
- в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17;
отделения ДШИ №7:
- в Салтыковском детском доме,
- в микрорайоне Центральной объединенной военной базы (отдельное помещение жилого дома).
Функционирование образовательных учреждений культуры на базе различных видов учреждений образования открывает новые пути сотрудничества и взаимодействия двух социальных систем.
Среди форм можно выделить следующие:
- совместные целевые программы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию наших детей и подростков;
- создание экспериментальных творческих площадок на базе образовательного учреждения с использованием полного набора возможностей ОУ и ДШИ (учебно-воспитательных, методических, профессиональных, культурно-образовательных, и др.);
- создание творческого
- создание творческих отношений через систему договоров между Управлениями образования и культуры для совместной методической и профессиональной работы.
Такой подход к решению воспитательно-образовательных задач создает возможность для обновления стереотипного видения деятельности ДШИ, открывает перспективу для обновления и культурно-воспитательной работы внутри образовательной системы. В итоге, на основе целого ряда управленческих решений и последующих действий на уровне муниципального образования создается прецедент нового взгляда на воспитательно-образовательные задачи школы искусств, на миссию учреждения дополнительного образования детей.
В муниципальных крупномасштабных акциях участвуют все школы искусств района, реализуя в них свой творческий потенциал и свой путь решения воспитательно-образовательных задач. В нескольких программах района ведущую роль играют ДШИ как основные реализаторы их концептуальных идей. В частности, программа «Возрождение духового исполнительского искусства как средства приобщения и воспитания подрастающего поколения к основам музыкальной культуры» основывается на деятельности Детской духовой музыкальной школы.
Программа «Возрождение и развитие хоровой певческой культуры в Балашихинском районе» явилась результатом взаимодействия базовой школы искусств муниципалитета и Федерации детских и юношеских хоров России, которую возглавлял Г.А. Струве, начавший свой большой путь новатора и пропагандиста детского хорового пения именно на нашей территории. В рамках этой программы родились региональные, областные, а впоследствии международные фестивали-конкурсы «Дни славянской письменности и культуры», ставшие крупными культурными акциями, история их проведения насчитывает уже 14 лет. Эта же тема вывела в свое время нас на проект, который в 1996 году поддержал Г.В. Свиридов «Музыка как судьба». В широком смысле изучение творческого наследия Г.В. Свиридова, как и перечисленные выше программы, поднимают значимость воспитательной работы муниципального образования на новую высоту и дают возможность осмысливать работу учреждения дополнительного образования в новом статусе - как прокладывающего курс в воспитании юных граждан.
В этой работе любому педагогическому коллективу необходима помощь извне - от организации, совета или центра, выполняющего «штурманские обязанности». Именно «штурманская организация» поможет установить цели и сделать выбор стратегии развития для каждой школы искусств, определить ее целевые параметры и методы их достижения.
Кто возьмет на себя выполнение «штурманских обязанностей», в каждом муниципалитете решается по-своему, с учетом многих особенностей функционирования местных систем управления. Это может быть орган управления культурой, руководство методическим объединением школ искусств, методическая служба района, научно-методический совет органа управления и т.д. Ответственность и профессионализм должны быть главными критериями работы данной организации.
Создание научно-методического совета у нас было инициировано руководителями школ искусств, которые определили потребность в профессионально-общественном органе, способном проводить аналитическое исследование проблем функционирования и последовательного развития учреждений образования культуры. На основе предложений и рекомендаций НМС Управления культуры, как «штурманская организация», вырабатывает решения, определяющие дальнейшее развитие как всей системы дополнительного образования отрасли культуры муниципалитета в целом, так и каждого учреждения отдельно.
Обобщая высказанные нами некоторые мысли, представляем схематично изложенную концептуальную модель управления муниципальной образовательной системой отрасли культуры.
№ раздела | Наименование мероприятий | Расшифровка управленческих действий |
Раздел I | 1. Создание концептуальных документов системы дополнительного образования детей муниципалитета. 2.Определение особой миссии каждого звена муниципальной образовательной системы отрасли культуры и раскрытие его целей и задач функционирования и развития. |
Документы, способствующие значительному обновлению управляющей системы: Целевая программа развития каждой функционирующей в данном муниципалитете школы искусств и музыкальной школы; Концепция развития системы дополнительного образования детей Создание эффективной модели школы искусств и музыкальной школы для решения современных воспитательно-образовательных задач через ее концептуальные идеи и приоритеты.
|
Раздел II | Целенаправленная и систематическая работа по сохранению и увеличению контингента муниципальной образовательной системы, повышение качественных показателей выпускников школ искусств, создание профессиональной методической службы муниципальной образовательной системы отрасли культуры. | Открытие отделений школ искусств на базе учреждений социально-образовательной сферы муниципалитета. Создание разветвленной сети отделений в ОШ района, на основе которой - налаживание крепких и эффективных связей с образовательной сферой муниципалитета. Поиски новых путей сотрудничества и взаимодействия двух социальных систем. Создание НМС органа управления культурой и НМС школ искусств и музыкальных школ. |
Раздел III | Создание и осуществление социально-творческого заказа муниципалитета. Реализация долгосрочных творческих проектов социально-культурной и образовательной сфер муниципалитета: - региональных, - областных, - российских, - международных. |
1. Совместная деятельность по воспитанию молодого поколения муниципалитета и Балашихинского Благочиния и Московской Епархии. 2. Областной, а впоследствии российский проект: «Изучение творческого наследия Г.В.Свиридова как составная часть решения национальной задачи воспитания патриота и гражданина средствами художественного образования» - представлен как проект объединения усилий социально-культурной и образовательной сфер муниципалитета. 3. Российская, впоследствии международная программа «Возрождение и развитие хоровой певческой культуры в Балашихинском районе». Конкурсы и фестивали хоровой музыки «Дни славянской письменности и культуры». На основе реализации перечисленных программ и проектов переосмысление деятельности учреждений системы дополнительного образования детей в новом статусе организаций, «прокладывающих курс» в воспитании поколения юных граждан; выдвижение идей общенационального значения, объединяющих и направляющих усилия всей социальной сферы муниципалитета для решения воспитательно-образовательных задач. Как этап реализации этой деятельности - поднятие на качественно новый уровень управляющей системы образовательных учреждений. |
Раздел IV | Деятельность по обновлению систем управления уровней: - муниципального образования, - субъекта управления отрасли культуры, - объектов управления отрасли культуры. |
1. Процессы децентрализации 2. Определение четких функциональных обязанностей каждого звена управления. 3. Разработка современных критериев оценки эффективности работы объектов управления. 4. Разработка государственных стандартов образовательных услуг в системе дополнительного образования, плановых показателей. 5. Создание и функционирование НМС субъекта управления и объектов управления. Выработка эффективных показателей в работе. Инновационная деятельность субъекта и объектов управления. 6. Организация постоянно действующего семинара по проблемам управления с применением современных методов обучения, аналитической деятельностью по внутренним проблемам образовательной системы. |
Раздел V | «Новый государственный менеджмент» в системе дополнительного Формирование внешней среды функционирования системы. |
Взаимодействие образовательной системы - СМИ - Центрами социальной защиты, занятости, молодежной политики, информационно-аналитического обеспечения и т.д. Продвижение идей модели управления муниципальной образовательной системы в |
Изложенные нами позиции, конечно, не претендуют на повсеместное распространение и использование на территории Подмосковья, страны. Однако необходимость изменения отношения к ДШИ требуют новых управленческих подходов в системе дополнительного образования отрасли культуры. Наш опыт, возможно, поможет коллегам сделать свои шаги.
Поделиться: