Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.08.2009
ШКОЛА ИСКУССТВ – СОВРЕМЕННЫЙ КУРС УПРАВЛЕНИЯ

Автор предлагаемой статьи - заместитель начальника Управления культуры Администрации городского округа Балашиха Московской области Чернова Марина Анатольевна.

Положение школы искусств в культурном пространстве наших городов, районов и регионов волнует в настоящее время как преподавателей, так и руководителей учебных заведений отрасли культуры, органов управления муниципалитетов. Ведь ДШИ является не только учебным заведением первоначального звена музыкального образования, но уникальной многомерной учебно-организационной структурой, значение которой очень часто недооценено, а в определенной мере даже принижено. Кто в этом виноват? Объективно – обе стороны: и та, которая недооценивает, и та, которая не умеет поставить ДШИ на место, ей предназначенное.

В городском округе Балашиха, а ранее Балашихинском районе Московской области, многие годы мы занимаемся созданием концептуальной модели управления муниципальной образовательной системой отрасли культуры. Наша модель управления во многом основывается на особенностях музыкального образования и воспитания региона. При этом в ней отражены и универсальные черты управления, и своеобразные черты территории.

Какие же вопросы помимо нормативного и концептуального характера мы решаем в нашем округе? Прежде всего, это развитие сети учреждений дополнительного образования на основе открытия отделений школ искусств в учреждениях образования и культуры. Начавшийся в 90-е годы демографический спад вызвал необходимость в особых действиях для пополнения контингента учащихся. Открытие филиалов происходило в отдалении от базовых площадок размещения школ искусств (разные микрорайоны и даже населенные пункты), в системах иной управленческой организации и ведомственной подчиненности.

Сегодня в нашем районе действуют 10 отделений школ искусств:

отделения ДШИ №1 им. Г.В.Свиридова:

- в санаторно-лесной школе «Полянка» Управления по образованию;

- художественное отделение в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»;

отделения Детской духовой музыкальной школы:

- в МОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат»;

- МОУ «Земская гимназия»;

отделения ДШИ №3:

- в МУК «Досуговый центр для детей и подростков «Солнышко»;

- в воскресной школе Храма св. Дмитрия Солунского;

отделения ДШИ №5:

- в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»;

- в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17;

отделения ДШИ №7:

- в Салтыковском детском доме,

- в микрорайоне Центральной объединенной военной базы (отдельное помещение жилого дома).

Функционирование образовательных учреждений культуры на базе различных видов учреждений образования открывает новые пути сотрудничества и взаимодействия двух социальных систем.

Среди форм можно выделить следующие:

- совместные целевые программы по духовно-нравственному, патриотическому воспитанию наших детей и подростков;

- создание экспериментальных творческих площадок на базе образовательного учреждения с использованием полного набора возможностей ОУ и ДШИ (учебно-воспитательных, методических, профессиональных, культурно-образовательных, и др.);

- создание творческого коллектива межведомственной принадлежности как лаборатории для поиска, активизации и реализации богатейших потенциальных возможностей детей;

- создание творческих отношений через систему договоров между Управлениями образования и культуры для совместной методической и профессиональной работы.

Такой подход к решению воспитательно-образовательных задач создает возможность для обновления стереотипного видения деятельности ДШИ, открывает перспективу для обновления и культурно-воспитательной работы внутри образовательной системы. В итоге, на основе целого ряда управленческих решений и последующих действий на уровне муниципального образования создается прецедент нового взгляда на воспитательно-образовательные задачи школы искусств, на миссию учреждения дополнительного образования детей.

В муниципальных крупномасштабных акциях участвуют все школы искусств района, реализуя в них свой творческий потенциал и свой путь решения воспитательно-образовательных задач. В нескольких программах района ведущую роль играют ДШИ как основные реализаторы их концептуальных идей. В частности, программа «Возрождение духового исполнительского искусства как средства приобщения и воспитания подрастающего поколения к основам музыкальной культуры» основывается на деятельности Детской духовой музыкальной школы.

Программа «Возрождение и развитие хоровой певческой культуры в Балашихинском районе» явилась результатом взаимодействия базовой школы искусств муниципалитета и Федерации детских и юношеских хоров России, которую возглавлял Г.А. Струве, начавший свой большой путь новатора и пропагандиста детского хорового пения именно на нашей территории. В рамках этой программы родились региональные, областные, а впоследствии международные фестивали-конкурсы «Дни славянской письменности и культуры», ставшие крупными культурными акциями, история их проведения насчитывает уже 14 лет. Эта же тема вывела в свое время нас на проект, который в 1996 году поддержал Г.В. Свиридов «Музыка как судьба». В широком смысле изучение творческого наследия Г.В. Свиридова, как и перечисленные выше программы, поднимают значимость воспитательной работы муниципального образования на новую высоту и дают возможность осмысливать работу учреждения дополнительного образования в новом статусе - как прокладывающего курс в воспитании юных граждан.

В этой работе любому педагогическому коллективу необходима помощь извне - от организации, совета или центра, выполняющего «штурманские обязанности». Именно «штурманская организация» поможет установить цели и сделать выбор стратегии развития для каждой школы искусств, определить ее целевые параметры и методы их достижения.

Кто возьмет на себя выполнение «штурманских обязанностей», в каждом муниципалитете решается по-своему, с учетом многих особенностей функционирования местных систем управления. Это может быть орган управления культурой, руководство методическим объединением школ искусств, методическая служба района, научно-методический совет органа управления и т.д. Ответственность и профессионализм должны быть главными критериями работы данной организации.

Создание научно-методического совета у нас было инициировано руководителями школ искусств, которые определили потребность в профессионально-общественном органе, способном проводить аналитическое исследование проблем функционирования и последовательного развития учреждений образования культуры. На основе предложений и рекомендаций НМС Управления культуры, как «штурманская организация», вырабатывает решения, определяющие дальнейшее развитие как всей системы дополнительного образования отрасли культуры муниципалитета в целом, так и каждого учреждения отдельно.

Обобщая высказанные нами некоторые мысли, представляем схематично изложенную концептуальную модель управления муниципальной образовательной системой отрасли культуры.

№ раздела Наименование мероприятий Расшифровка управленческих действий
Раздел I 1. Создание концептуальных документов системы дополнительного образования детей муниципалитета.




2.Определение особой миссии каждого звена муниципальной образовательной системы отрасли культуры и раскрытие его целей и задач функционирования и развития.

Документы, способствующие значительному обновлению управляющей системы:

Целевая программа развития каждой функционирующей в данном муниципалитете школы искусств и музыкальной школы;

Концепция развития системы дополнительного образования детей муниципалитета.

Создание эффективной модели школы искусств и музыкальной школы для решения современных воспитательно-образовательных задач через ее концептуальные идеи и приоритеты.

Раздел II Целенаправленная и систематическая работа по сохранению и увеличению контингента муниципальной образовательной системы, повышение качественных показателей выпускников школ искусств, создание профессиональной методической службы муниципальной образовательной системы отрасли культуры. Открытие отделений школ искусств на базе учреждений социально-образовательной сферы муниципалитета.

Создание разветвленной сети отделений в ОШ района, на основе которой - налаживание крепких и эффективных связей с образовательной сферой муниципалитета.

Поиски новых путей сотрудничества и взаимодействия двух социальных систем.

Создание НМС органа управления культурой и НМС школ искусств и музыкальных школ.

Раздел III Создание и осуществление социально-творческого заказа муниципалитета.

Реализация долгосрочных творческих проектов социально-культурной и образовательной сфер муниципалитета:

- региональных,

- областных,

- российских,

- международных.

1. Совместная деятельность по воспитанию молодого поколения муниципалитета и Балашихинского Благочиния и Московской Епархии.

2. Областной, а впоследствии российский проект: «Изучение творческого наследия Г.В.Свиридова как составная часть решения национальной задачи воспитания патриота и гражданина средствами художественного образования» - представлен как проект объединения усилий социально-культурной и образовательной сфер муниципалитета.

3. Российская, впоследствии международная программа «Возрождение и развитие хоровой певческой культуры в Балашихинском районе». Конкурсы и фестивали хоровой музыки «Дни славянской письменности и культуры».

На основе реализации перечисленных программ и проектов переосмысление деятельности учреждений системы дополнительного образования детей в новом статусе организаций, «прокладывающих курс» в воспитании поколения юных граждан; выдвижение идей общенационального значения, объединяющих и направляющих усилия всей социальной сферы муниципалитета для решения воспитательно-образовательных задач.

Как этап реализации этой деятельности - поднятие на качественно новый уровень управляющей системы образовательных учреждений.

Раздел IV Деятельность по обновлению систем управления уровней:

- муниципального образования,

- субъекта управления отрасли культуры,

- объектов управления отрасли культуры.

1. Процессы децентрализации управления. Заключение договоров с учредителем о имущественно-правовых и финансовых отношениях.

2. Определение четких функциональных обязанностей каждого звена управления.

3. Разработка современных критериев оценки эффективности работы объектов управления.

4. Разработка государственных стандартов образовательных услуг в системе дополнительного образования, плановых показателей.

5. Создание и функционирование НМС субъекта управления и объектов управления. Выработка эффективных показателей в работе. Инновационная деятельность субъекта и объектов управления.

6. Организация постоянно действующего семинара по проблемам управления с применением современных методов обучения, аналитической деятельностью по внутренним проблемам образовательной системы.

Раздел V «Новый государственный менеджмент» в системе дополнительного образования района.

Формирование внешней среды функционирования системы.

Взаимодействие образовательной системы отрасли культуры со всей социальной сферой муниципалитета и области:

- СМИ

- Центрами социальной защиты, занятости, молодежной политики, информационно-аналитического обеспечения и т.д.

Продвижение идей модели управления муниципальной образовательной системы в решении современных воспитательно-образовательных задач.


Изложенные нами позиции, конечно, не претендуют на повсеместное распространение и использование на территории Подмосковья, страны. Однако необходимость изменения отношения к ДШИ требуют новых управленческих подходов в системе дополнительного образования отрасли культуры. Наш опыт, возможно, поможет коллегам сделать свои шаги.

Поделиться:

Наверх