Начало года – это не только праздничное настроение, но и волнующее ожидание перемен. В сфере образования их будет немало. В беседе с директором Научно-методического центра по художественному образованию Федерального агентства по культуре и кинематографии И.Е. Домогацкой мы обсуждали два животрепещущих вопроса: это нормативное подушевое бюджетное финансирование образовательных учреждений и отраслевая система оплаты труда работников государственных учреждений.
- Ирина Ефимовна, насколько необходима система подушевого финансирования учреждений образования и в какой мере готовы принять ее наши школы искусств?
- Одна из важных сторон национального проекта в области образования касается экономических основ жизнедеятельности бюджетных образовательных учреждений. Идея заключается в том, что основы эти должны быть более гибкими, максимально соответствующими каждому конкретному типу учреждения, должны давать возможность применять системы оплаты труда с учетом вклада каждого работника в образовательный процесс, его профессиональной компетентности. Поэтому меняются принципы финансирования, вводятся его новые формы на всех уровнях образования: и высшем, и среднем, и в системе общего образования, и в системе дополнительного художественного образования, в том числе в детских школах искусств.
У каждого вида образовательного учреждения должна быть своя, тщательно рассчитанная норма финансирования, дающая учреждению возможность развиваться: это и есть главная задача методики подушевого финансирования. В нашей системе дополнительного художественного образования она означает наиболее полное и точное финансовое обоснование учебного плана, который является экономической основой содержания образования.
Методика распространяется на две статьи расходов: фонд оплаты труда и фонд материального обеспечения. К примеру, у нас есть школа с 300 учащихся. Сколько стоит обучение каждого ребенка по этим двум статьям - основной вопрос в условиях предлагаемой методики, которая, действительно, позволяет точно рассчитать стоимость обучения одного ребенка, исходя из видов образовательных программ в его школе (в художественной школе – один вид таких программ, в музыкальной – другой и так далее). Учитываются все нюансы. Здесь и надтарифный фонд, то есть определенные надбавки и доплаты, в том числе за приобретение методической литературы, - словом, все учтено.
- Однако нововведения нередко пугают людей.
- Напугать может только тот факт, что новая методика предполагает заметное увеличение объемов финансирования по сравнению с существующими. Меняется финансовый механизм, а это значит, что надо рассчитывать, надо добиваться, надо показывать своему руководству, что «мы более дорогие», чем казалось до сих пор. Едва начинается работа по новым расчетам, как неминуемо оказывается, что нас все время недофинансируют. После того, как в апреле 2007 года письмом Федерального агентства по культуре и кинематографии разъяснение новой методики финансирования было направлено в регионы, в некоторых из них начались серьезные расчеты, показавшие, что стоимость обучения ребенка в системе дополнительного художественного образования, в школах искусств, - от двух до четырех тысяч рублей в месяц. Руководитель школы приходит со свежими цифрами к учредителю, и у учредителя сразу же возникает головная боль: где взять деньги? Варианты изыскания средств могут быть разные, но дело всякого руководителя - добиваться полного финансирования по статьям расходов. Сразу скажу, что самый плохой вариант - это покрытие статей расходов за счет родительских средств, которые, как мы все уже знаем, на сегодня имеют статус добровольных пожертвований.
Наша общая задача – убедить вышестоящее руководство и федеральные власти в том числе: сохранение и развитие детских школ искусств напрямую зависит от достаточности бюджетного финансирования. Ведь специально для ДШИ и была нами предложена новая методика. Адресованная и ориентированная на нашу систему она подходит именно школам искусств, а не домам и центрам детского творчества.
Теперь мы по-настоящему понимаем, насколько дорого современное образование в нашей системе, и очень ясно понимаем также, что полностью обеспечить обучение ребенка в школе искусств может только государство. Сохранение системы художественного образования – задача государства, а не родителей или благотворителей из коммерческих организаций. Никто, кроме государства, не потянет этот груз.
- Если я правильно понимаю, не спонсоры или родители учеников ДШИ, а государство предложило систему подушевого финансирования. Стало быть, оно согласно и платить по четыре тысячи рублей за каждого ученика ежемесячно. Так в чем проблема?
- Да, процесс перемен планировался государством, но точными расчетами на местах до недавнего времени никто попросту не занимался, вот в чем дело. А когда начались эти точные расчеты, то все, так сказать, немножко удивились. Поэтому сейчас нужно воспользоваться предложенной ситуацией хотя бы для того, чтобы просто посчитать, сколько денег не хватает для полноценной работы системы дополнительного художественного образования.
Конкретная задача федерального Научно-методического центра по художественному образованию в том и заключается, чтобы определиться: что необходимо школам для осуществления перехода на новую методику финансирования. В самое ближайшее время мы хотим провести всероссийский мониторинг по определению необходимых средств и затем с полученными цифрами будем готовы выйти с предложениями в соответствующие органы исполнительной власти для лоббирования нашей системы образования. Мониторинг мы проведем по избранным регионам, «точечно», начав с писем региональным руководителям. Предполагаем охватить - то есть получить результаты - по 10 % из 5700 школ искусств: этой цифры для представления о положении дел по России нам будет достаточно.
- Что ожидает с введением подушевого финансирования преподавателей ДШИ? Улучшится ли их жизнь как людей, которые получают зарплату?
- Зарплата, конечно, должна вырасти, потому что в новую методику финансирования входит, как я уже сказала, обеспечение надтарифного фонда и достоверный учет всех нюансов педагогической деятельности. Например, это точные расчеты по необходимости в концертмейстерах, лаборантах, в ставках методистов, то есть здесь фонд заработной платы представляется оптимально учитывающим все детали и исключающим всякого рода балласт.
- Итак, чем же новая методика финансирования хороша, почему предпочтительна?
- Первое достоинство: в этой методике наиболее полно отражены содержание и стоимость образования. Второе достоинство методики, и об этом я тоже уже сказала, – ее гибкость: она позволяет реагировать на происходящие в стране экономические процессы. Каким образом - отмечу особо. Система подушевого финансирования это, прежде всего, представление расчетов по всем учебным планам, существующим и действующим сегодня. К тому же, обратите внимание: любая школа искусств может выбрать учебный план, а потом его поменять, взяв более современный, более дорогой, но – уже имеющий финансовое обоснование, уже рассчитанный с точки зрения затрат на обучение каждого школьника! Школа понимает, сколько будет стоить переход, например, на план 2005 учебного года: любая эволюция, ориентация на современные учебные планы имеет под собой точные цифры. Если школе нужно открыть новое отделение, новые классы, она понимает (и учредитель это понимает!), сколько будет стоить такой шаг вперед. Это проясняет ситуацию.
Мы сейчас говорим о совершенно новом процессе, у истоков которого стоим, ни одна школа искусств на подушевое финансирование пока не перешла. Апрель 2007 года был началом этого процесса, временем знакомства с новым документом. Но все мы уже сегодня понимаем, что к 2010 году по задаче касающегося нас национального проекта все образование, абсолютно все школы, в том числе школы искусств, должны освоить новый механизм финансирования.
- О введении отраслевой системы оплаты труда можно говорить, кажется, уже не в будущем, а в настоящем времени?
- Отраслевая система оплаты труда - тоже одна из важных задач национального проекта в области образования. В отличие от подушевого финансирования этот процесс уже идет: на отраслевую систему оплаты труда перешли Москва, Санкт-Петербург, подключаются и другие регионы России, разрабатывая собственные системы. В этом смысле современное российское законодательство дает свободу каждому региону, в том числе муниципальным образованиям. Допустим, некая область еще не перешла полностью на отраслевую систему оплаты труда, но один из ее муниципальных округов ее уже разрабатывает и даже внедряет – такое вполне возможно. И так же, как и система подушевого финансирования образования, отраслевая система оплаты труда касается, в первую очередь, бюджетных учреждений. Здесь – аналогичная задача: дифференциация, учет специфики и качества труда, вложенного работником в свое дело.
- Насколько серьезно учитывается разница труда работника, который занимается общим образованием и, например, образованием музыкальным?
- К сожалению, везде по-разному. В той норме, которая предложена Москвой и Санкт-Петербургом, действительно серьезно учтена специфика ДШИ. В документе московского правительства есть отдельный раздел, посвященный оплате труда преподавателей и руководящих работников детских школ искусств. Здесь проработана система доплат и надбавок – не только за звания, но и за научно-методическую работу, за подготовку лауреатов, за количество учеников, поступающих в учебные заведения после ДШИ, возрожден статус молодого специалиста (зафиксированы надбавки в течение трех лет после окончания учебного заведения). В Санкт-Петербурге отраслевая система оплаты труда построена на несколько иных основаниях, но тоже учитывает качественные характеристики профессиональной деятельности. На сегодня это самые продуманные системные варианты. К сожалению, по тем документам, которые мы видим в нашем научно-методическом центре, во множестве других российских регионах разработчики системы отраслевой оплаты труда основываются на том, чтобы «войти» в уже заданные цифры: налицо все тот же страх перед необходимостью увеличения финансирования и все тот же вопрос, где взять деньги.
- Тех, кто нерешителен, вероятно, нужно как-то поддержать?
- Да, и мы вновь и вновь говорим руководителям школ: вы обязательно должны знать о том, что в ваших регионах разрабатываются новые документы, связанные с финансированием образовательных учреждений, с разработкой нормативов по отраслевой системе оплаты труда, и вы обязаны включаться в этот процесс. От активности директоров школ искусств сегодня зависит очень многое и, прежде всего, – пункты документов, в которых должна быть учтена специфика деятельности ДШИ. Нельзя сидеть и ждать, когда «кто-то что-то» подсчитает и выведет красивые графики. В этих важных процессах должны участвовать только компетентные люди, и эти люди – директора российских школ искусств.
Поделиться: