«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное». Это высказывание Платона – одно из множества изречений знаменитых личностей, которые размещены на стенах московской ДШИ им. С.И. Мамонтова. А каждый, кто входит в кабинет директора, прочтет афоризм Моцарта: «Работа – мое первое наслаждение».
В прошлом году школа имени Мамонтова отметила свое 40-летие. В 1966 году все начиналось с 90 учеников. Сегодня здесь учится 1250 детей и работает 131 преподаватель. Ежегодный выпуск – 90-100 человек. В школьных правилах написано: «Учащиеся являются хозяевами школы искусств».
Имя выдающегося русского мецената Саввы Ивановича Мамонтова было присвоено школе в 1996 году. Для ее директора В.И. Шелудько служение Саввы Мамонтова искусству и культурному просвещению российского общества – образец высшей пользы человеческой деятельности. Неслучайно при школе создан Региональный благотворительно-общественный фонд содействия сохранению и развитию русской культуры имени С.И. Мамонтова. В числе крупных совместных мероприятий Фонда Мамонтова и школы - Конкурс юных исполнителей на струнных народных инструментах имени Н.П. Будашкина (в апреле 2008 года он пройдет в третий раз) и конкурс детского рисунка «С любовью к Отечеству» на присуждение стипендии имени С.И. Мамонтова. Конкурс рисунка проводился уже трижды и пользуется огромной популярностью (только в прошлом году на него было прислано 600 работ).
О достижениях учеников, о лучших преподавателях, об истории и сегодняшней жизни школы Виктор Иванович Шелудько говорит с большой заинтересованностью. Он возглавляет школьный коллектив вот уже второй десяток лет, являясь одновременно художественным руководителем и дирижером муниципального оркестра русских народных инструментов «Веселый наигрыш». В прошлом году В.И. Шелудько была вручена медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени.
- Виктор Иванович, всегда ли школа располагалась по ее нынешнему адресу на Ярославском шоссе?
- Ранее здесь была обычная сельская начальная школа города Бабушкино Московской области. Потом к ней пристроили два флигеля, и она разрослась до десятилетки. Затем здание отдали под спортивную школу и, наконец, в 66-м году переселили в него музыкальную школу № 42. Тем временем появилось новое веяние - создавать школы не одной специфической направленности, а соединяющие обучение разным видам искусства. В порядке эксперимента в Москве решили организовать три школы искусств, и наша стала второй из них.
Сейчас, на мой взгляд, школа имени Мамонтова находится в расцвете своих сил. У нас 12 отделов и 36 специализаций – от академических музыкальных инструментов до гуслей звончатых и жалейки.
- Есть ли среди педагогов школы ее выпускники и что вы думаете о работе молодежи в преподавательском составе?
- В школе работает много наших выпускников - около 30% преподавательского состава. Это, например, балалаечник Кирилл Горячкин, пианист Юрий Панов, концертмейстер Светлана Дельгина. Среди них могу назвать еще Елену Огневу, Марию Корешкову, Владислава Соболя.
Это, конечно, хорошо, когда в школу идут молодые. Но все же на начальном этапе их работы сказывается заметный минус всей нашей системы образования: в ней мало внимания уделяется педагогике и основной упор делается на исполнительство. Часто молодой преподаватель не знает, как подойти к ребенку. Получить диплом специалиста – далеко не все, это только отправная точка. Для того чтобы успешно работать, надо изучать разные способы преподавания, непрерывно совершенствовать свое мастерство, выстроить собственную методику.
И еще: не надо думать, что в школы искусств должны поступать только особо талантливые дети. Я считаю, что каждый ребенок талантлив, из любого, словно из глины, можно вылепить интересную творческую личность, нужно только помочь таланту раскрыться, влюбить ребенка в искусство. Если работать целенаправленно, за 7-8 лет можно многого добиться. Успех преподавательского дела зависит не от того, сколько закончено институтов или консерваторий, а от сконцентрированности человека на желании выработать свою методику.
- Кто сегодня в числе ваших лучших преподавателей?
- У нас многие преподаватели ищут свою методику воспитания ребенка и всю учебную программу по каждому виду искусства разрабатывают сами. Потом ее утверждает педсовет, и мы согласовываем ее с методкабинетом.
Из тех, кто уже сформировал свой способ работы с детьми, я могу назвать руководителя отделения хореографии Алешкину Татьяну Николаевну. Она работает здесь более двадцати лет. Каждый год ее коллектив выступает на самых высоких форумах и показах детского творчества. Еще один наш мастер – пианистка Ашкенази Валерия Михайловна, заведующая отделом специального фортепиано. Она тоже имеет свой секрет, как распознать дарование ребенка. Ее дети не раз участвовали в престижных концертах, в том числе в ГЦКЗ «Россия» и в зале имени Чайковского. Прекрасно работают Буянова Наталья Борисовна - наш хормейстер и заведующая кафедрой хорового дирижирования в институте имени Шнитке; преподаватель по классу скрипки, заслуженный работник культуры Украины Клечевская Валентина Андреевна. Все это наши корифеи. Вообще в нашей школе много очень хороших учителей. Многие из них, замечу, играют в преподавательском оркестре русских народных инструментов «Веселый наигрыш». В конце 2006 года оркестр побывал на гастролях в Пекине, где участвовал в мероприятии Года России в Китае: выступал на выставке «Город мастеров».
- Следите ли вы за успехами ваших бывших учеников и велика ли творческая активность нынешних?
- Многие наши бывшие ученики выбрали своим поприщем профессиональное искусство, и примером из их числа может стать Рената Литвинова.
Сегодня очень хорошие результаты показывает хореографическое отделение: лет пять назад образовался ансамбль «Гжель», и в него был принят весь наш выпускной класс! Наши танцевальные коллективы уже выступали за рубежом - в Болгарии, Чехии и Испании. Успешно гастролируют и все пять школьных хоров – и в России, и в Европе (были в Бельгии, Германии и Болгарии).
Школа имеет прочные связи с музыкальными заведениями французского города Валенсьена. В ноябре 2005 года там проходили мастер-классы с участием наших коллективов. А в апреле нынешнего года музыканты из Валенсьена приезжали в Москву и присутствовали у нас на традиционном Дне школы искусств. Теперь школьный духовой оркестр готовится к ответной поездке.
Кстати, лето оркестр проводит в Анапе – в творческом лагере, где есть возможность и заниматься, и отдыхать. А наши художники в это же время выезжают на пленер - на Лосиный остров и в Ботанический сад, в летнюю творческую школу в Суздале. Где как не в этих прекрасных заповедниках учиться писать природу? И неслучайно работы учеников художественного отделения неизменно участвуют в городских выставках детского творчества.
Традиционной формой работы нашей школы давно уже стали концерты в школах, колледжах и детских садах района. В прошедшем учебном году мы, например, представляли тематический цикл «Инструменты симфонического оркестра». Такая работа, конечно, продолжится и в новом учебном году. Кроме того, у нас постоянный договор о социальном партнерстве с психоневрологическим диспансером и реабилитационным центром для детей-инвалидов. Дети проходят у нас творческую реабилитацию, и в этом – большая польза не только для них. Помогая им, наши ученики получают «уроки сострадания».
- Что радует, а что огорчает вас как директора школы?
- В последнее время количество поступающих непрерывно растет, что, конечно, радует. Особенно много ребят идет на художественное отделение – вероятно, это связано с популярностью профессии дизайнера. Столь же многие хотят заниматься хореографией. В этом году на художественном отделении был конкурс шесть человек на место, а на хореографическом - пять. К сожалению, нам катастрофически не хватает помещений, мы не можем принять всех, кто желает учиться, детей просто некуда сажать.
Еще в прошлом году в школе должно было начаться возведение внутренней пристройки. Сейчас здание стоит буквой «п», и планируется соединить оба флигеля галереей с учебными классами, а образовавшийся внутренний дворик накрыть стеклянной крышей, сделав, таким образом, атриум – просторный светлый зал, в котором мы могли бы устраивать детские выставки и концерты. Но начало строительства пока невозможно, так как не готова сметная документация. Из-за слабых проектировщиков оно на грани срыва. Нам тяжело, однако надежда умирает последней - мы верим, что школа все же станет такой, какой хотелось бы ее видеть.
Поделиться: