«Главное, – чтобы зазвучала музыка!» Интервью с председателем конкурсного жюри в номинации дирижирование оркестром народных инструментов, народным артистом России Владимиром Андроповым.
Завершился I Всероссийский музыкальный конкурс, созданный в 2010 году при поддержке Правительства РФ и Министерства культуры РФ. Проведение и организацию конкурса осуществила Российская государственная концертная компания «СОДРУЖЕСТВО».
Состязания молодых музыкантов из разных российских регионов длились 4 года. Напомним, что в 2010 году конкурс проходил по специальностям фортепиано, скрипка, виолончель, сольное пение; в 2011-м – по специальностям камерные ансамбли (фортепианное трио и струнный квартет), хоровое дирижирование a cappella и оперно-симфоническое дирижирование; в 2012-м – по специальностям деревянные духовые инструменты (флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон), медные духовые инструменты (валторна, труба, тромбон, туба), ударные инструменты, ансамбли духовых инструментов, а также орган и арфа. В этом году были представлены народные специальности: баян, аккордеон; балалайка, домра, гитара; гусли; дирижирование оркестром народных инструментов.
Победители у гусляров (конкурс проходил в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова) определились еще в ноябре. Лауреатом I премии стала Ольга Васильева (СЗФО, Санкт-Петербург), лауреатом II премии – Ольга Алексеева (ЦФО, Москва); лауреатами III премии – Фомина Анастасия и Красницкая Ольга (СЗФО, Санкт-Петербург). 16 ноября в Малом зале им. А.К. Глазунова Санкт-Петербургской консерватории состоялось торжественное закрытие конкурса, вручение наград победителям, а также концерт лауреатов в номинации гусли. С победителями выступил Государственный русский концертный оркестр Санкт-Петербурга (худ. рук. и главный дирижер – заслуженный деятель искусств РФ В.П. Попов).
Среди дирижеров званий лауреата удостоились: Алексей Моргунов (ЦФО, Тамбов) – I премия и Тимур Кабдушев (СФО, Красноярск) – III премия. II премия по решению жюри не присуждалась. 25 ноября в Концертном зале РАМ им. Гнесиных по итогам конкурса в номинации дирижирование оркестром народных инструментов с успехом прошел заключительный концерт. Молодые дирижеры – лауреаты и дипломанты конкурса выступили с Национальным академическим оркестром народных инструментов России им. Н. П. Осипова (худ. рук. – народный артист России В. Андропов).
В номинации баян, аккордеон премии распределились следующим образом:
I премия – Иосиф Пуриц (ЦФО, Москва), II премия: Айдар Салахов (ЦФО, Москва) и Александр Коломийцев (СЗФО, Санкт-Петербург), III премия: Владимир Ступников (СЗФО, Санкт-Петербург), Григорий Калиновский (УФО, Екатеринбург), Алевтина Никитина (СЗФО, Санкт-Петербург). В номинации балалайка: I премия – Иван Кузнецов (ЦФО, Москва), II премия – Олег Пискунов (ЦФО, Москва), III премия – Кирилл Лаврушкин (ЦФО, Москва). В номинации домра: I премия – Екатерина Мочалова (ЦФО, Москва), II премия – Екатерина Непряхина (ЦФО, Москва), III премия: Луиза Нуриева (ЦФО, Москва), Ольга Гурчанова (ЦФО, Москва), Евгения Гальчук (УФО, Екатеринбург). В номинации гитара: I премия – Роман Зорькин (ЦФО, Москва), II премия – Константин Окуджава (ЦФО, Москва), III премия – Юрий Алешников (ЦФО, Белгород).
7 декабря в Концертном зале РАМ им. Гнесиных состоялся гала-концерт лауреатов конкурса в номинациях баян, аккордеон; балалайка, домра, гитара. Выступления лауреатов прошли с большим успехом. В концерте принимали участие известные российские оркестры: Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» (дирижеры – С. Тарарин и А. Белов) и НАОНИР им. Н.П. Осипова (дирижер – В. Кузовлёв).
10 января 2014 года в 19.00 в Концертном зале им. П.И. Чайковского пройдет гала-концерт лауреатов I Всероссийского музыкального конкурса по всем специальностям четырехлетнего цикла.
В концерте примут участие победители в номинациях: фортепиано, струнные инструменты, духовые инструменты, камерные ансамбли, вокал, народные инструменты, а также дирижирование симфоническим оркестром и оркестром народных инструментов. С лауреатами выступят выдающиеся коллективы: Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н.П. Осипова, а также Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова.
Своими впечатлениями о проведении I Всероссийского музыкального конкурса поделился председатель жюри в номинации дирижирование оркестром народных инструментов, народный артист России Владимир Андропов.
– Владимир Павлович, приходилось ли вам участвовать в конкурсах?
– Да, конечно, я был участником Всесоюзного конкурса дирижеров. В то время это было настоящее событие. Тогда лауреатами Всесоюзного конкурса становились многие очень известные ныне дирижеры – Темирканов, Лазарев, Гергиев… Я впервые участвую в конкурсе дирижеров оркестров народных инструментов. Хочу сказать, что есть молодые талантливые ребята! Первенство мы отдали Алексею Моргунову. Он из города Тамбова, педагог детской музыкальной школы. У него свой школьный оркестр народных инструментов. Очень талантливый музыкант, он получил заслуженную награду!
– Чтобы вы хотели изменить в условиях нынешнего конкурса?
– Я бы больше людей пропустил на последний тур. Во Всесоюзном конкурсе, например, в финале за три премии боролось 6 человек. А здесь было только 4 участника. То есть, по существу, никакого накала настоящей борьбы уже не было. К минусам я бы отнес также систему подсчета голосов. Иногда в цифрах не совсем может быть отражено объективное суждение членов жюри. Но это мое личное мнение. В целом проведение такого конкурса – это очень хороший опыт, особенно для тех, кому удалось встать за пульт Оркестра имени Осипова.
– Как вы оцениваете уровень программы?
– Программа была сложная. На первом туре нужно было продирижировать сочинениями, написанными для оркестра народных инструментов, на втором – симфоническими произведениями в переложении для оркестра народных инструментов: это «Утёс» С.В. Рахманинова, Торжественная увертюра «1812-й год» П.И. Чайковского и его же Первая симфония. Третий тур – Увертюра к опере «Сорока-воровка» Дж. Россини, очень сложная, но она хорошо звучит, потому что великолепно сделано переложение. Ведь не секрет, что не все симфонические произведения хороши для переложений оркестра народных инструментов. Хочу добавить, что нельзя в дирижировании оркестром народных инструментов уходить в чисто симфоническую музыку. С другой стороны, когда на втором туре зазвучал Чайковский, сразу стало ясно, кто есть кто!
– В своем судействе вы больше отталкивались от интерпретации?
– Я считаю, конкурс не должен учитывать интерпретацию. На конкурсе нужно учитывать способ влияния дирижера на оркестр, талант управлять им, умение навязать свою волю. Большое значение также имеют техническая оснащенность и эмоциональность. Нам важно было увидеть, умеет ли этот дирижер довести кульминации, каким способом он это делает и так далее. А трактовки… – иной раз трактовка может идти от выдумки дирижера. Есть такие, которые прослушают шесть известных записей и придумывают свою седьмую трактовку.
– Дирижер – это, скорее, мужская профессия. Участвовали ли в конкурсе представительницы слабого пола?
– Да. Во второй тур мы пропустили одну девушку (но я не считаю эту профессию женским делом): она так хорошо вела оркестр, так музыкально! И оркестр пошел за ней. Но на втором туре уже появились серьезные минусы в ее дирижировании, и, к сожалению, пришлось ее отсеять.
– Владимир Павлович, дирижерами рождаются или все-таки этому искусству можно научиться? Что является самым важным для дирижера оркестра народных инструментов?
– Когда-то, много лет назад, в журнале «Музыкальная жизнь» я прочитал заметку. Она называлась «Дирижером надо родиться». Я, например, уже в юности мечтал дирижировать, впервые встал за пульт оркестра на последнем курсе музыкального училища. С тех пор я не представляю себя в каком-то ином качестве. Когда-то Евгений Федорович Светланов написал в поздравлении Геннадию Николаевичу Рождественскому: «Нет дирижеров оперных, симфонических, народных, духовых – есть дирижеры хорошие и плохие». Мне эта фраза запомнилась. У меня, например, в Большом театре – оркестр духовой; в течение уже пяти лет я дирижирую знаменитым Оркестром имени Осипова. Я понял главное. А главное – чтобы зазвучала музыка! И в ансамбле был баланс. Все остальное также зависит от дирижера, от его мастерства и техники.
– Какие качества нужно иметь музыканту, чтобы взяться за эту профессию?
– Дирижер – это, как говорится, «профессия второй половины жизни», и я в этом глубоко убежден. Должен быть опыт, который приходит только с годами. И есть люди, достигающие всех дирижерских качеств, у них есть все данные, но по-настоящему дирижерами они не становятся. В нашей профессии много есть важного – например, умение репетировать. В дирижерской профессии есть и какая-то, я бы сказал, не поддающаяся описанию сторона – вот это умение взять и заставить 100 человек сыграть сложнейший пассаж одновременно…
Поделиться: