Top.Mail.Ru
АРХИВ
25.01.2012
ГОРОД - ЛЮДЯМ, ЛЮБЯЩИМ МУЗЫКУ
Новосибирск имеет славу одного из самых музыкальных городов России, равно как и одного из самых успешных в деле подготовки профессиональных музыкантов. В эту работу, а точнее - в это служение искусству вовлечены сотни людей и авторитетные учреждения. О некоторых из них рассказывает автор данной рубрики - начальник отдела по методической работе Городской дирекции творческих программ Марина Владимировна Смаглюк.

С 2004 года в Новосибирске действует Городская дирекция творческих программ - муниципальное учреждение культуры, деятельность которого связана с проведением концертно-просветительских, конкурсно-фестивальных и культурно-досуговых мероприятий, в том числе приуроченных к праздничным событиям и памятным датам в жизни города и страны. Большинство из них организуется по инициативе и в тесном сотрудничестве с управлением культуры мэрии Новосибирска. Ежегодно дирекцией творческих программ проводится около 100 таких мероприятий, а их посетителями становятся более 10 000 новосибирцев. Самый близкий пример - традиционный концерт юных дарований города «Новогодние надежды». 28 декабря он состоялся уже в 12 раз, собрав лучших учащихся детских школ искусств в Камерном зале Новосибирской государственной филармонии. Этого концерта дети всегда ждут с особым волнением, ведь стать его участником – задача не из легких, и многие готовятся к нему весь год. «Новогодние надежды-2011» привлекли значительное внимание публики, тем более что юные солисты готовили сюрприз - выступление с оркестром народных инструментов Новосибирской специальной музыкальной школы-колледжа.

В 2009 году в Городской дирекции творческих программ - по инициативе директора И.Л. Саркисян и начальника управления культуры мэрии Новосибирска В.Е. Державца - был создан отдел по методической работе, на который фактически легли функции методического центра муниципальных учреждений культуры и муниципальных учреждений дополнительного образования детей сферы культуры. Новое структурное подразделение дирекции взяло на себя организацию детско-юношеских конкурсов, выставок, фестивалей для учащихся и воспитанников учреждений, подведомственных УК мэрии. Одним из приоритетных направлений работы отдела стало проведение учебно-методических мероприятий – семинаров, конференций, мастер-классов, посвященных актуальным проблемам педагогики искусства. Первым по-настоящему знаковым событием стала открытая городская педагогическая ассамблея для преподавателей образовательных учреждений дополнительного образования детей сферы культуры и искусства, организованная по инициативе отдела в 2010 году и собравшая более 600 участников.

В настоящий момент в перспективных планах отдела по методической работе - осуществление мониторинга эффективности деятельности муниципальных учреждений культуры и муниципальных учреждений дополнительного образования детей, подведомственных УК мэрии города Новосибирска, что включает в себя организацию анкетирования, интервьюирования и опроса граждан с целью повышения качества предоставляемых учреждениями услуг и совершенствования механизмов их реализации. А также организацию анализа и экспертной оценки содержания образовательной и культурно-досуговой деятельности учреждений.

Методический отдел всегда открыт для посетителей, нуждающихся в консультативной поддержке по вопросам учебно-методической, культурно-досуговой и концертно-просветительской деятельности муниципальных учреждений сферы культуры Новосибирска.

В ГОСТЯХ У УЧИТЕЛЯ

Хорошо известно, что система образования сферы культуры и искусства, сложившаяся в нашей стране на протяжении многих десятилетий и сохранившая свои лучшие традиции, признана уникальной, не имеющей аналогов в мире. И что ее основанием по праву являются музыкальные, художественные школы и школы искусств. Не секрет и то, что сегодня все эти школы переживают сложный период своего развития – меняются нормативно-правовые рамки их деятельности, не всегда достаточно хорошо их материально-техническое оснащение, по-прежнему невысокими остаются зарплаты, что вызывает проблемы в решении кадровых вопросов. Но при этом, что само по себе удивительно, в целом не снижается уровень подготовленности наших детей и они по-прежнему радуют нас своими выступлениями на самых престижных сценических площадках города, успехами на конкурсах, выставках, фестивалях. В чем же великое таинство педагогики искусства, дающее неиссякаемый источник вдохновения и питающее творческий процесс? Ответ прост: пока сохраняется живая нить традиций, пока передаются основы мастерства из поколения в поколение, наши дети будут продолжать восхищать нас.

Эту уверенность вселяет работа таких замечательных педагогов, каким является преподаватель фортепиано новосибирской ДШИ № 24 «Триумф» Татьяна Николаевна Рябихина. Ее мастерство признано на многих конкурсах, в том числе на конкурсе «Учитель года: талантлив во всем!», прошедшем в 2008 году и принесшем Татьяне Николаевне звание лауреата 1 степени, и областном конкурсе методических работ имени Т.Р. Брославской, где Т.Н. Рябихина удостоилась 3 премии.

– Татьяна Николаевна, в прошлом году ваша ученица - восьмилетняя Мария Грищенко стала лауреатом 1 степени областного конкурса юных пианистов. Маше удалось добиться успеха и покорить взыскательное жюри после всего лишь полутора лет занятий на фортепиано. В чем секрет вашего педагогического мастерства?

– Секрета никакого не существует. Просто с первых же уроков идет кропотливая работа над постановкой игрового аппарата, над развитием музыкальных способностей. Я сразу пытаюсь приучить своих учеников к труду, воспитываю в них целеустремленность. С самого начала обучения они видят перед собой цель, к которой стремятся, и, видимо, это их стимулирует и заинтересовывает. Конечно, самое главное – «гореть» должен сам преподаватель. Я своим личным примером, своей энергией пытаюсь увлечь учеников и привить им необходимые качества для плодотворного обучения. Дети должны видеть результаты своего труда: выступать на концертах, участвовать в конкурсах, - почувствовав успех один раз, они будут пытаться его повторить. Только так можно, на мой взгляд, взрастить в них самостоятельность, воспитать самоорганизацию в работе, умение ставить перед собой цели и настойчиво добиваться их. Все эти свойства характера могут пригодиться не только в занятиях музыкой, но и просто в жизни, не всегда, кстати, простой. Не многие ученики наших школ хотят сегодня получить профессию музыканта-исполнителя. Что ж, это понятно. Но я неизменно радуюсь, когда слышу о любых достижениях своих выпускников, вне зависимости от того, какова их профессиональная деятельность. Если мой ученик успешен - значит, в этом есть и частичка моего труда!

– Известно, что мастерство фортепианной игры - как, впрочем, многие виды творческой деятельности - передается по «живой» цепочке: его невозможно полноценно освоить по учебным пособиям, и роль педагогов в судьбе будущих пианистов - исполнителей или преподавателей - неоценима. Кого из специалистов, повлиявших на вашу судьбу пианиста-педагога, вы вспоминаете чаще всего?

– Мне повезло: я училась в Киргизском государственном институте искусств имени Б.Бейшеналиевой у преподавателей московской школы, приехавших во Фрунзе, как тогда назывался нынешний Бишкек, по распределению после окончания Московской консерватории и МГМПИ им. Гнесиных. С большой любовью и благодарностью я вспоминаю Рябова Анатолия Яковлевича, Васильчикову Наталью Григорьевну, Цокуренко Полину Абрамовну – именно они передали мне свой профессионализм. Часто в своей педагогической практике я вспоминаю Дубинскую Дину Ароновну, лекции которой по методике и педпрактике были для меня настольной книгой на протяжении многих лет моей профессиональной деятельности. Большое влияние на меня оказала Миропольская Лариса Петровна - она была моим наставником и куратором на начальном этапе работы, делилась богатым опытом работы с детьми и оставила яркий след в моих воспоминаниях.

– Ваша трудовая биография в течение многих лет была связана с преподаванием фортепиано в различных учебных заведениях киргизской столицы. Как бы вы сравнили систему начального музыкального образования двух стран, России и Киргизии, которые некогда составляли части одного государства и единого культурного пространства?

– Вот именно, это было единое пространство. Все мы жили в одной стране и учились по единой образовательной программе. В 1970-80-е годы культуру в советских республиках поднимали в основном специалисты, приехавшие из центральных городов России. Поэтому нет никакой особой киргизской школы игры на фортепиано, она сформировалась на базе русской традиционной фортепианной школы, и, естественно, начальное музыкальное образование в Киргизии не отличается от нашего. Но я думаю, что у наших детей гораздо больше возможностей для самореализации. Государство и различные ведомственные структуры отрасли культуры проводят большое количество конкурсов и фестивалей, поддерживают одаренных детей стипендиями и грантами, то есть всячески стимулируют и поощряют их творческое развитие.

– Да, это верно. Примером может послужить наш город, где творчески одаренных детей ежегодно поощряют стипендиями мэра, губернатора области, и я знаю, что в числе таких стипендиатов есть и ваши ученики. Пользуясь случаем, от всей души поздравляю вас и ваших учеников с этими значимыми достижениями!

- Спасибо!

- Позвольте задать традиционный для завершения беседы вопрос: каковы ваши ближайшие творческие планы?

– Сейчас мне приходится часто встречаться с молодыми преподавателями, пришедшими на работу в нашу школу искусств. Я вижу, как много вопросов у них возникает в начале трудовой деятельности. Мне бы хотелось им помочь и передать свой опыт: разработать и издать учебно-методическое пособие для начинающих преподавателей-пианистов «Методические рекомендации проведения первых двадцати уроков в помощь начинающему преподавателю по классу фортепиано».

– Успехов вам!

…Мы побывали в гостях лишь у одного преподавателя и только одной из новосибирских детских школ искусств. И хотя именно эта школа, «Триумф», в числе лучших в городе, - а в Новосибирске работает всего 32 учреждения дополнительного образования детей сферы культуры, - сегодня увлеченных педагогов, которые трудятся с высокой степенью самоотдачи, можно встретить практически в каждой музыкальной, художественной или школе искусств России. Пожелаем им удачи, оптимизма и терпения. Потому что пока эти качества сопровождают наших преподавателей, система детских школ искусств в России будет успешно развиваться!

Поделиться:

Наверх