Top.Mail.Ru
АРХИВ
19.02.2014
ГАРМОНИЯ ИННОВАЦИЙ

Знаменитая пианистка Екатерина Мечетина в представлении не нуждается: столь же обаятельная, сколь и талантливая исполнительница заслуженно пользуется любовью публики. А вот гибридное фортепиано AvantGrand N1 – одно из последних достижений фирмы Yamaha, сочетающее в себе рояльную механику и «цифровую» начинку, – российским музыкантам и любителям музыки знакомо еще не так хорошо. Изучив инструмент и опробовав его выразительные возможности, пианистка рассказала «Играем с начала» о своих впечатлениях.

На мой взгляд, из всех цифровых сэмплированных инструментов AvantGrand N1 – самый лучший. В этой модели воссоздана механика, соединяющая клавиши с молоточками, аналогичная строению акустического рояля. Если выбирать между ним и пианино, наверное, я бы выбрала цифровой инструмент, потому что большинство пианино не обладает механизмом двойной репетиции, а на AvantGrand N1 я специально пробовала играть быстрые повторяющееся ноты, и звучало все очень хорошо. Его клавиатура по ощущениям очень приятна. Насколько я поняла, степень тяжести/легкости клавиатуры регулируется, правда, разобраться с тем, как это делать, не так-то просто без инструкции, потому что «пульт управления» инструмента предельно аскетичный – всего лишь несколько кнопочек сбоку от клавиш.

Как преподаватель Московской консерватории могу сказать, что для тех студентов, которые не имеют возможности заниматься дома или в общежитии на рояле, это был бы наилучший вариант – при условии, что у человека будет регулярная возможность приходить в класс, где будет стоять акустический инструмент. Я все время возвращаюсь к теме акустики, потому что говорю с точки зрения артиста, который выступает на академических сценах. Но если студент, обучаясь в консерватории, планирует исполнять музыку не для академических аудиторий – это касается и джазовой музыки, и эстрады, – то инструмент подходит идеально, недостатков у него практически нет.

Цифровые инструменты обладают набором очевидных преимуществ – их не надо настраивать, у них не лопаются струны, и если их поставить в нормальные условия, они весьма долговечны. Удобна и функция записи, позволяющая услышать свою игру со стороны, а также возможность заниматься ночью в наушниках, не мешая соседям. Кстати, для себя я сделала вывод, что на AvantGrand N1 лучше всего заниматься именно в наушниках, потому что в них его звучание максимально приближается к концертному роялю. Что касается имитации различных тембров – клавесина, вибрафона и так далее, думаю, для повседневной работы большинству пианистов эти функции не потребуются. А тем, кому они нужны, – скажем, композиторам, работающим в сфере цифровой музыки, – вряд ли понадобится столь тонкая имитация фортепианного прикосновения, им больше подойдет синтезатор.

Как невозможно судить об игре музыканта, послушав в его исполнении произведения только одного композитора, так же нельзя судить об инструменте, если ты попробовал на нем играть музыку только одного стиля. Наверное, если бы мне нужно было готовиться к исполнению Третьего концерта Рахманинова, играть на таком маленьком инструменте мне было бы некомфортно, в первую очередь психологически, – большие звучности требуют ощущения физической массы рояля и его сопротивления, а тут возникает опасение, что ты можешь просто сломать инструмент. Но я думаю, что профессиональному концертирующему пианисту AvantGrand N1 лучше всего подойдет для того, чтобы разучивать на нем новую программу. У меня был личный опыт, когда я месяц провела на даче без инструмента и заполучить рояль не было никакой возможности. Я тогда взяла напрокат «Ямаху» – и это был совсем не такого класса инструмент, небольшое цифровое пианино на тонких ножках. Но за этот месяц в режиме отдыха я разобрала и выучила наизусть новые произведения – «Петрушку» И. Стравинского и «Щелкунчика» П. Чайковского-М. Плетнева. Несмотря на то, что дома за своим роялем мне пришлось немного перестраиваться, текст был уже выучен, и это принесло мне большую пользу. Конечно, на финальном этапе работы, когда мы прилаживаемся к туше, когда степень точности прикосновений в поисках нужного звука измеряется какими-то микронами, необходимы репетиции на акустическом инструменте.

Есть еще один нюанс, касающийся детей, обучающихся музыке. Думаю, что ребенку не стоит заниматься подавляющее количество времени на AvantGrand N1, так как у него еще нет четко сформированных слуховых представлений о том, что и как должно звучать. Если ребенок привыкнет к звучанию безупречно ровного, прекрасно отвечающего на прикосновения цифрового инструмента, он может сформировать слишком идеальные представления о том, каким должен быть рояль. И в реальности, когда надо за пять минут до концерта познакомиться с инструментом и приладиться к нему, у него будут проблемы. Однако, с другой стороны, AvantGrand N1 может быть хорошим компромиссным вариантом, так как занятия на нем позволят ребенку открыть для себя какие-то новые краски в звучании и развить свой слуховой опыт, что в свою очередь рождает желание экспериментировать со звуком на сцене. Именно так возникают самые счастливые моменты на концертах – когда благодаря общению с инструментом начинаешь себя слышать по-другому и все музыкальные идеи приобретают наиболее концентрированный, законченный вид.

Резюмируя все вышесказанное, если к AvantGrand N1, как и к любому другому цифровому инструменту, подходить разумно, он может принести как профессиональному артисту, так и начинающему музыканту большую пользу.

Поделиться:

Наверх