АРХИВ
09.02.2010
БАЛАКИРЕВСКИЙ ПРОЕКТ – ЧЕТЫРЕ ГОДА УСПЕХА

«Школа должна стать центром творчества и информации». Эта идея была высказана президентом России в его прошлогоднем Обращении к Федеральному собранию. Дмитрий Медведев имел в виду общеобразовательную школу. Однако почему бы не воспользоваться имеющимся в России опытом построения целостной образовательной системы в области детского гуманитарного творчества? Тем более что налицо и развитие этого опыта, и его аккумуляция в конкурсе «Балакиревский проект».

1990-е годы, о которых принято говорить – «бурные», принесли с собой одно несомненно ценное качество: возрождение народной инициативы, предусматривающей не просто выживание в своей профессиональной области, но и стимулирование ее развития. Особенно заметным был поворот к новым берегам педагогики в школах художественного образования, отличающихся в предшествующие десятилетия изрядной долей консерватизма. Решительный сдвиг от традиционной школы искусств – транслятора знаний - к школе художественного творчества реально зафиксирован в России уже в конце 90-х. Так, среди многих других инициатив в московской ДШИ им. М.А. Балакирева совместно с Национальной ассоциацией учебных заведений и учреждений искусств при поддержке Комитета по культуре г. Москвы в 2002 г. состоялась премьера «Балакиревского проекта» - ныне широко известного и авторитетного конкурса проектов и новых технологий в художественном образовании. Российские педагоги, защищавшие свое будущее, своих талантливых учеников – музыкантов, художников, танцовщиков, – оказались серьезной силой, которая заставила с собой считаться.

«Балакиревский проект» – это конкурс идей, технологий, содержащих инновационный прорыв в области детского художественного образования в России, сам по себе является уникальной новаторской инициативой группы москвичей - энтузиастов, решившихся отстаивать право на творчество всех педагогов дополнительного образования России. География участников в настоящее время охватывает практически всю страну – от г. Лучегорска Приморского края на востоке и до пос. Росляково на севере Мурманской области. «Балакиревский проект» – это инновации в наиболее современных и востребованных областях педагогики; это естественное создание живой разветвленной сети забивших фонтаном творческих идей во главе с объединяющим центром; это дружеская помощь и общение педагогов, возможность проявить индивидуальное мастерство и в научно-практической инновационной сфере.

Недавно завершившееся четвертое проведение «Балакиревского проекта» еще, конечно, не юбилей, но уже позволяет подвести предварительные итоги. Заявки претендентов приходили в течение года. Как всегда дружную заинтересованность и активность в участии проявили такие центры музыкальной педагогической жизни, как Нижний Новгород, Казань, Архангельск и Смоленск. Приятно было вновь встретить лауреатов прошлых лет: Г.М. Мищенко из Архангельска, С.С. Сафронова из Мичуринска. Традиционно творчески высоким оказался уровень проектов из школ Москвы: ДМШ им. А.Бородина, ДМШ им. Дж.Гершвина, ДШИ им. М.Балакирева. Отрадно, что на равных с сильнейшими в конкурсе участвовали и представители малых населенных пунктов: школы искусств из пос. Энем (Адыгея), пос. Лаишево (Татарстан).

После первого тура жюри отобрало 12 наиболее соответствующих целям и задачам конкурса работ. По результатам защиты проектов, состоявшейся в Москве в конце прошлого года, победители распределились следующим образом: по три проекта были награждены званием лауреатов I, II и III степени. Остальные номинанты и участники получили дипломы и грамоты. Да, участие в «Балакиревском проекте» не приносит пока еще «златые горы», если говорить о материальных благах, но оно дает, по общему мнению, гораздо большее: признание педагогических заслуг энтузиастов, возможность обменяться уникальным опытом свежих разработок, укрепление профессионального статуса.

С чувством благодарности к конкурсу отозвался о своем участии в «Балакиревском проекте» директор ДШИ им. М.Балакирева г. Волгограда, заслуженный работник культуры РФ В.А. Бронзович, ставший лауреатом I степени на самом первом конкурсе, а в этот раз являвшийся членом жюри: «Победа в «Балакиревском проекте» явилась своеобразной охранной грамотой, у нас появился весомый аргумент в нашу защиту, и когда чиновники пытались привести нас к «общепринятым нормам» и разделить две части нашей школы (я об этом писал в своей статье в декабрьском номере «Играем с начала»), нам дважды удалось отстоять собственные позиции. После опубликования результатов конкурса было много звонков из регионов, коллеги просили поделиться опытом строительства школы нового типа, мы отправляли им свои наработки (уставные документы и др.). Директора с Чукотки, из Магадана и других регионов тоже задумали создать школы по нашему принципу».

***

Итак, инновационный проект в сфере детского художественного образования: что он должен собой представлять, каким критериям отвечать?

Начнем с того, что вопрос о том, что такое инновация - точнее, вопрос о степени новаторства в системе художественного образования, - еще не до конца ясен самим участникам процесса – педагогам, управленцам. Недаром на конкурсе разгорелась жаркая, но плодотворная дискуссия об определении параметров инновации, поддающихся научной оценке. Дискуссия эта не случайна - она свидетельствует о прогнозируемой ситуации ускоренного роста, когда не только качество образовательной среды, но и требования к проектной деятельности, представляемой на коллективное обсуждение, неуклонно повышается с каждым годом.

Что же, как правило, представляют собой присланные на Балакиревский конкурс проекты?

  • Авторские образовательные программы.
  • Конкретные методические разработки по традиционным и вновь вводимым предметам.
  • Описание новых технологий обучения в соответствии с современными стандартами.
  • Новые инициативы важного общественного звучания, привносящие в традиционное школьное обучение социально активизированное начало, творческие ответы на требования дня.
  • Внедрение в структуру школы параметров просветительских учреждений из сферы культуры и искусства (школьные музеи, филармонии).
  • Теоретические исследования по истории и методике художественного образования.

Однако высшим проявлением творческих педагогических талантов следует назвать проекты действующих моделей инновационно развивающихся школ искусств.

***

Лауреаты «Балакиревского проекта-2009» не снижают планку, высоко поднятую его создателями и организаторами.

Звание лауреата III степени разделили между собой следующие авторы:

а) Ковалева Л.А. (Вологда) с инновационной моделью адаптивной школы искусств (хореографической), основанной на методиках вариативного обучения, здоровье-сберегающих технологиях и личностно-ориентированном подходе.

б) Чапурина В.Ю. (пос. Лаишево, Татарстан), представившая рассказ о подготовке и проведении в сельской школе искусств театрализованного концерта на материале «Детского альбома» П.И. Чайковского с использованием современных компьютерных технологий (слайд-шоу и др.). Проект, безусловно, опирается на просветительские принципы М.А. Балакирева и способствует духовно-творческому преображению как детского коллектива школы, так и окружающей ее социокультурной среды.

в) Шимко С.Н. (Смоленск). Созданный в старейшей ДМШ Смоленска, которую в начале XX века основал племянник М.И. Глинки, музей истории школы является уникальным примером творческого слияния учебно-воспитательных и музейно-просветительских принципов существования детского образовательного учреждения.

Лауреатами II степени стали авторы следующих проектов:

а) «Музыкально-компьютерное моделирование, или Сочинять могут все» (автор - Гущенков П.М., Москва). Проект представляет собой изложение образовательной технологии учебного предмета «Музыкально-компьютерное моделирование» как основы для будущего учебника. Инновационное значение работы – в ее применении в практике музыкального образования теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, в последовательной гуманизации традиционных методов и подходов к ученику.

б) «Дизайн костюма как способ развития креативного мышления» (автор - Щербакова Е.А., Магнитогорск). Авторская образовательная программа в достаточно редкой для современных ДХШ области дизайна ставит цель «научить учащихся воспринимать моделирование костюма как один из интереснейших видов художественного творчества».

в) Проект под названием «Семья. Под кровом Всевышнего» Лазаренко В.В. и Фурса Л.В. (Новоуральск, Свердловская обл.) убедительно продемонстрировал опыт внедрения православного мировоззрения в систему светского художественного образования. Проект имеет направленный воспитательный аспект, особенно важный в условиях небольшого молодого города.

Что касается материалов лауреатов I степени, то они больше всего напоминают «мини-диссертации» - по глубине размышления, новаторству и соответствию сегодняшним реалиям.

В проекте «Социокультурная деятельность в дополнительном образовании: проблемы, поиски, перспективы», представленном Комаровой Л.Н. (директором московской ДШИ им. М.Балакирева, почетным работником образования РФ), излагаются основные проблемы, которые отражаются на содержании и результатах функционирования учреждений дополнительного образования, и предлагаются пути их решения в процессе реализации инновационных образовательных методик и социокультурных технологий, апробированных в результате многолетней экспериментально-исследовательской деятельности автора на административно-управленческом, организационно-методическом и практическом уровнях.

Гурьянова Л.Ю. – Гатауллина Д.В. (ДШИ «Малая академия искусств», Казань) с проектом «Образовательно-творческий проект «Времен связующая нить» в системе патриотического воспитания учащихся ДШИ» наглядно, с цифрами и графиками в руках, убедили, что именно в современной ДШИ есть масса возможностей для патриотического воспитания школьников. Принята программа патриотического воспитания, которая «пронизывает все древо школьной жизни». Авторами проекта культивируется деятельностный подход, поисковая деятельность сочетается с культурно-просветительской и публицистической работой; активизировался поиск материалов, связанных с ветеранами ВОВ, идет изучение и пропаганда творчества деятелей культуры Татарстана. Самое важное, что другие школы начинают следовать их примеру.

Один из самых молодых участников Смирнова О.А. (ДШИ им. М.Балакирева, Москва) блестяще защищала свой проект «Детско-молодежное общественное движение в ДШИ». Проект находится на острие образовательно-культурных реалий в среде молодежи. Какое разнообразие творческих инициатив подсказало автору время! Здесь и летние творческие смены, и интеллектуальные соревнования, и участие юнкоров в газете «Балакиревское обозрение», а также в городских, региональных, международных мероприятиях, многое другое.

Национальная ассоциация учреждений и учебных заведений искусств присудила также специальные призы проектам Комаровой Л.Н., Сафронова С.С. (ДШИ, г. Мичуринск, Тамбовская обл.) и совместному проекту Гатауллиной Д.В. и Гурьяновой Л.Ю.

Один из вдохновителей, организаторов и членов жюри конкурса - исполнительный директор НАИ Дарчинянц Э.Р. так прокомментировал его итоги: «Жизнь в регионах не замирает, а кипит. Конкурс расширяется, охватывая все новые регионы и все новых участников, затрагиваются все новые области художественного образования и разрабатываются управленческие проекты принципиально нового уровня». У конкурса, вне сомнений, есть будущее. Его ближайшее будущее – это 2011 год, когда, по принятому правительством Москвы решению, он состоится в пятый раз.

Поделиться:

Наверх