В Вяземском историко-краеведческом музее представлены материалы о А.С.Даргомыжском – подобной экспозиции, где демонстрируются личные вещи композитора, возможно, нет ни в одном музее.
Имя Даргомыжского тесно связано с вяземской землей: в родовом имении матери в селе Твердуново будущий композитор провел свои детские годы. та связь не прерывается и по сей день благодаря Вяземскому историко-краеведческому музею.
Каминные часы, керосиновая лампа, канделябры, конвертики для визиток, ноты, фотографии из семейного архива… – все эти мемориальные вещи в прекрасной сохранности были переданы музею внучатой племянницей Даргомыжского Эрминией Михайловной Метс и ее сыном Андреем Рихардовичем. Это произошло в 1970-м году, после того как научные сотрудники музея побывали у них в гостях в Ленинграде. В акте приемки от 16 марта 1970 года Андрей Рихардович Метс собственноручно написал: «Вещи, принадлежавшие А.С.Даргомыжскому, хранившиеся в нашей семье, передаю Вяземскому историко-краеведческому музею».
Реликвии сохранились в семье благодаря бережному отношению к памяти Александра Сергеевича и вот уже более 40 лет живут жизнью музейных экспонатов. Расположившись рядом с фарфоровым бюстом Даргомыжского, они напоминают об атмосфере, которая окружала композитора. Посетителю экспозиции нетрудно представить, например, как в небольшие, расписанные в китайской манере конвертики Даргомыжский вкладывал свои визитки и приглашения, в том числе и на исполнения своих сочинений. А вот и исполнители Даргомыжского: известные оперные певцы Юлия Платонова и Федор Комиссаржевский запечатлены на снимках, сделанных в конце 19 века в Санкт-Петербурге (в фотографии Везенберга, располагавшейся в доме № 55 между Чернышовым и Семеновским мостами). Эти дагерротипы некогда хранились в коллекции А.И. Молчанова (о чем говорит экслибрис на оборотной стороне), а теперь, с любовью оправленные в паспарту, доступны всеобщему обозрению. Особый интерес и большую ценность представляет открытка, на которой запечатлен Федор Шаляпин в роли Мельника из оперы «Русалка». В верхней части стоит автограф певца, датируемый 24 января 1908 года. Роль Князя в этой опере исполнял Леонид Собинов. В этой роли он также изображен на открытке. А.Р. Метс, не раз приезжая в Вязьму, передал в музей и большое количество нот с романсами и песнями А.С. Даргомыжского, которые были изданы до революции, в годы Великой Отечественной войны и в последующий период.
Интересны и другие экспонаты. В экспозиции музея представлена поздравительная телеграмма, направленная в 1913 году Смоленской городской думой семье Даргомыжского и подписанная городским головою Рачинским, в которой «с чувством глубокого благоговения» вспоминается 100-летняя годовщина со дня рождения великого русского композитора: в ней Даргомыжского называют смолянином. Большой интерес вызывают концертные афиши и программки. Вот одна из них. В театральном зале консерватории Санкт-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества в воскресенье 10 марта 1913 года был дан концерт учащихся консерватории в память исполнившегося столетия со дня рождения А.С. Даргомыжского. Подробно указаны исполнители, причем к фамилиям учащихся добавлены фамилии их преподавателей, называются исполняемые произведения и сообщается, что сбор от концерта направляется малообеспеченным ученикам консерватории. Еще одна программка свидетельствует о концерте оперной певицы М.В. Яновой 16 апреля 1913 года, посвященном памяти А.С.Даргомыжского и М.А.Балакирева. Эти документы вековой давности неизменно привлекательны для посетителей Вяземского историко-краеведческого музея.
Биографией и творчеством А.С. Даргомыжского занимались такие исследователи, как Н.Финдейзен и М.Пекелис. В 1904 году в Санкт-Петербурге вышла небольшая книга Н.Финдейзена «Александр Сергеевич Даргомыжский. Очерк его жизни и музыкальной деятельности». Это раритетное издание было подарено музею в 1982 году вяземским краеведом Н.С. Леляновым. Активную переписку с М.Пекелисом в 1970-е годы вел основатель Вяземского историко-краеведческого музея С.И. Борисов. В результате музею был подарен написанный к тому времени 1 том книги «Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение», изданный в 1966 году, с автографом автора от 06.10.1969 г.
Сбор материалов о композиторе, начавшийся еще до открытия краеведческого музея, продолжается и сейчас. Коллекция пополняется нотами, концертными афишами, интересными документами – ряд копий таких документов, обнаруженных в Российской национальной библиотеке, в Институте русской литературы РАН, в этом году музею передал вяземский краевед А.Н. Пугачев.
К 200-летнему юбилею классика русской музыки экспозиция музея обновилась. Было решено изменить цветовую гамму стенда, посвященного А.С. Даргомыжскому, – придать ему более насыщенный тон. А поместив в освещенные ниши наиболее значимые и ценные экспонаты, мы заострили на них внимание посетителей музея. Без сомнения, обновленная экспозиция более полно раскрывает облик «великого учителя музыкальной правды».
Поделиться: