Top.Mail.Ru
АРХИВ
01.10.2007
Оркестр имени Рихтера

Свой 11-й концертный сезон камерный оркестр им. С.Т. Рихтера начал с поездки по странам Скандинавии. Завораживает своей красотой северная природа. Восторг охватывает тебя всецело, в душе возникает гармония, как только видишь: сказочные пейзажи, необыкновенную архитектуру. Гуляя по набережным городов: Турку, Хельсинки, Стокгольма, Копенгагена, Осло – история не раз предстает перед вами. В этих городах большое количество - кафедральных соборов, многочисленных замков. Скандинавы чтят память веков, заложенную еще викингами. Эти страны подарили миру таких знаменитых музыкантов, как Э. Григ (великий классик 19 столетия), Я. Сибелиус, сказочника Г.Х.Андерсена… . Любуясь пейзажами в Норвегии, сразу вспоминаешь произведения « В пещере горного короля», «Утро», «Восход солнца». Величие и строгость архитектуры переплетается здесь с элементами таинственности и волшебства.

С 28 июля по 10 августа прошли гастроли. Наверное, для каждого участника камерного оркестра и его замечательного дирижера ( заслуженного работника культуры РФ Гладыша Василия Петровича) был дорог каждый день. Осмотр достопримечательностей и отдых, своевременно сменяла репетиция перед следующим концертом и непосредственно само выступление. Концерты проходили в Турку (Финляндия)-30 июля, 2 августа, в Стокгольме (Швеция) -3 августа, в Хельсинки (Финляндия ) - 8 августа. Зрители принимали выступления тепло и ни раз подходили с благодарностями после концертов (некоторые номера повторяли на бис). Наша исполнительская культура очень хорошо вписалась в культурную жизнь северных стран.

Чем же покорила зрителей музыка, вошедшая в репертуар? Какие общие нотки затронули душу русских молодых музыкантов и Скандинавов? Отвечая на эти вопросы, хотелось бы рассказать о самом оркестре, его уникальности. Коллектив, конечно же, постоянно меняется - подрастающее поколение выпускников школы заканчивает обучение и на их места приходят новые ученики. В.П. Гладыш играет важную роль в организации образовательного процесса. Внутри коллектива существует уникальный микроклимат: основа общения дирижера с учениками – это доверие, индивидуальный подход к каждому, а вместе с тем умение организовать целостность и единство камерного оркестра. « Требовательность к себе, а следовательно и к юным музыкантам – основное качество дирижера», - считает Василий Петрович. «В работе с оркестром меня ведет внутреннее чутье. Я сам вырос в оркестре, безумно любил его с детства. Окончил музыкальную школу (как кларнетист), музыкальное училище, получил высшее образование (с дипломом – солист оркестра), поэтому знаю пути достижения оптимальных результатов в работе с практической точки зрения. Каждый дирижер индивидуален в работе, к итоговому результату приходит по-своему. В своих учениках,

прежде всего, ценю трудолюбие, энтузиазм, а также самокритичность. Важным педагогическим подходом в моей практике является тезис к воспитанникам: «Вы все способные».

К подбору исполнительского репертуара я подхожу особо тщательно. Приступая к работе над новым произведением, первоначальной задачей является заинтересовать музыкальным сочинением, ознакомить (с композитором, эпохой, ее особенностями), затем обозначить трудные места. На второй репетиции – отрабатываем сложные фрагменты, но главное для меня не нарушить ту целостность к которой мы должны стремиться. Поэтому каждый музыкант оркестра, выявив свои недочеты, должен их отработать индивидуально, самостоятельно, чтобы в следующий раз была возможность заниматься над художественной канвой произведения. Кроме того, репертуар должен быть интересным, доступным для самой широкой слушательской аудитории (не только для профессионалов). Отзывы публики на музыкальные произведения - являются одним из важнейших показателей уровня работы оркестра».

Репертуар камерного оркестра им. С.Т. Рихтера включает в себя произведения композиторов 16-20в.в. Охват различных стилей – барокко, классицизм, романтизм, чередование произведений разнообразных жанров привлекает внимание слушателей. Язык музыки, действительно, не имеет границ. Особым успехом в странах Скандинавии пользовались произведения, основанные на народных песнях и танцах - зажигательные ритмы, красивые мелодии и темпераментное исполнение не могли оставить равнодушными слушателей.. Украшением каждого концерта были выступления солистов. Многие музыканты оркестра являются лауреатами международных фестивалей, всероссийских конкурсов. Зрительская аудитория особо выделила произведения: П. Петров « Музыканты смеются» - для скрипки с оркестром, Н.А. Римский – Корсаков « Полет шмеля» из оперы « Сказка о Царе Салтане»- для виолончели с оркестром, И.С. Бах,концерт c-moll для виолончели с оркестром (3 часть), Матвейчук «Ватра», А. Пьяцолла - танго «Зима в Портенье», народные песни-«Ганзя», «Дуют витры»… В концертах приняли участие - солисты оркестра, лауреаты международного фестиваля « Еврооркестрия»:

Фортепиано- Екатерина Молокина, Юлия Чагодайкина , Инна Скавронская ,

Скрипка- Анна Елисеева, Мария Масленникова, Анастасия Рябинина, Мария Перминова , Полина Романова, Ирина Андреева, Яна Гайдукевич. Анастасия Чаплинская,

Виолончель – Алла Гудуш ( Лауреат Республиканского конкурса педагогов-исполнителей, лауреат международного фестиваля «Еврооркестрия»), Петр Гладыш ( Лауреат всероссийского и международного конкурсов молодых исполнителей, лауреат международного фестиваля « Еврооркестрия»), также лауреаты «Еврооркестрия»-

Галина Осадчина. Александр Кипелов, Александр Гудуш,

Вокал- Наталья Шелковская (лауреат всероссийского конкурса русского романса), Галина Семченко (лауреат фестиваля «Фестос»),

Сопилка- Павел Шмырев (лауреат международного фестиваля «Еврооркестрия»),

Кларнет- Максим Рябков (учащийся МсВМУ).

Артисты оркестра: Алина Симонова, Ирина Черненькая, Екатерина Суздалева, Мария Хренова, Эдвард Глебович, Валентин Ляпин, Марина Матчина, Елизавета Кравец, Татьяна Скавронская, Александр Гуза.

Завершив свое турне по Скандинавии в сентябре оркестр приступает к подготовке новой программы и ждет своих слушателей.

Поделиться:

Наверх