- Ирина Ефимовна, в программе «Контекст» вы сказали о том, что многие из 5400 российских школ искусств уже фактически закрыты. Вы имели в виду перемену ведомственного подчинения школ, их преобразование в некие образовательные центры, слияние с другими учреждениями и так далее или прямо, как говорится, замок на дверях?
- Процесс сокращения сети детских школ искусств идет не первый год и независимо от сегодняшней реформы образования. Если мы посмотрим на цифры, например, пятилетней давности, то в настоящее время в России уже на 300-350 школ стало меньше. Это серьезные и неслучайные изменения, и связаны они с переменой статуса наших школ. Вот уже почти 20 лет, как школы приписаны к системе дополнительного образования, и с точки отсчета в 1992 году ситуация стремительно разворачивается по худшему сценарию. Ведь что свершилось? Попав в систему дополнительного образования, детские школы искусств стали необязательными. Но что значит «необязательными», а главное - для кого необязательными? Для населения? Для населения – да, образование в такой школе всегда было и должно быть не обязательным, а по желанию. И тут ничего нового: если у человека есть способности, мотивация учиться во второй школе – он поступает в эту школу и учится. Нет ни желания, ни способностей, ни мотивов - значит, он может заниматься чем-то еще, помимо учебы в общеобразовательной школе. Однако когда необязательность воспринимают как синоним, как «другое название» дополнительного образования представители управленческих систем, то это означает нечто совсем иное. Это значит, что дополнительное образование может сегодня финансироваться так, а завтра по-другому, что на него одни нормы распространяются, а другие нет - оно же какое-то там «второе», необязательное! И очень многое зависит от того, как к этой системе дополнительного образования относится конкретный руководитель муниципального или регионального уровня – человек, обладающий не только властью, но, как все мы, личными пристрастиями. Он, например, спорт любит и поддерживает спорт. А классическую музыку с детства не любит и поддерживать музыкальное образование не хочет.
- В ситуации сворачивания и разрушения сети школ искусств готовящийся закон об образовании, на ваш взгляд, совсем не похож на спасательный круг или в нем все же есть что-то, за что можно было бы ухватиться?
- В новом законодательстве ухватиться, в принципе, не за что. Да, там есть новое наименование системы детских школ искусств: предпрофессиональное образование. Но появившиеся на бумаге «предпрофессиональные образовательные программы» абсолютно ничем не подкреплены, это просто другое название. Все остальное – общее с системой дополнительного образования, а это означает и общие принципы финансирования, и даже общие цели и задачи, которые ограничиваются организацией содержательного досуга. Новый закон движет нас к фактическому слиянию с домами детского творчества.
- Что за этим может реально последовать уже в 2013-м году, когда закон будет принят?
- Если не будет внесено никаких поправок и не произойдут подвижки, то школы в том виде, в котором они создавались и развивались, сохранятся лишь в крупнейших регионах. Между тем, провинция очень часто является одним из основных поставщиков одаренных детей. Ведь вот как трудно, например, в Москве осуществлять наборы на такие инструменты, как домра, балалайка, даже баян и аккордеон – конкурс минимальный. В наши федеральные и не федеральные, а муниципальные колледжи искусств и музыкальные колледжи приток идет «с мест». Например, в Вологодской области очень сильны традиции, связанные с музицированием на народных инструментах, там как раз очень популярны балалайка, домра. Но им негде будет разворачиваться, не будет условий.
Наши школы затратные, их все время нужно прописывать в бюджете отдельной строкой, и при формировании государственных (муниципальных) заданий школа искусств должна по-другому финансироваться, иметь другой норматив, чем, допустим, дом детского творчества, ведь у нее преобладающими являются занятия индивидуальные или небольшими группами и так далее. Но если все это будет вертеться в одном круге дополнительного образования, то школа искусств, действительно, постепенно, а в каких-то случаях и совсем быстро - малокомплектные школы, школы в сельских поселениях, в дотационных регионах - свернет свои образовательные программы. Знаете, что у нас останется более или менее рентабельным? Это программа общего эстетического образования: немножко потанцевали, немножко поиграли на музыкальном инструменте, немножко порисовали – одна из действующих на сегодня в школах искусств программ, которую, надо сказать, мы начали вводить тоже не от хорошей жизни. В конечном итоге такие программы одни и будут определять содержание образования в школе искусств. Мы вообще перестанем поставлять профессиональному образованию достойный контингент, это во-первых. А во-вторых, мы перестанем выполнять свою не менее важную задачу - формировать культурное пространство. Кто же будет наполнять концертные залы, ходить в театры, на выставки, интересоваться искусством?
- Но как в таком случае будут существовать училища (или колледжи) и вузы? Вероятно, они тоже начнут закрываться, подчиняясь принципу домино?
- Вот правильный, но риторический вопрос. Сейчас самое важное - это законодательство. Начать надо с него, а потом, конечно, будем говорить о финансировании школ – достаточном, недостаточном, это уже следующий вопрос. На сегодняшний момент, как ни странно, финансирование это, действительно, второй вопрос, потому что может случиться так, что говорить будет не о чем и не о ком. Сначала надо выделить в системе дополнительного образования детские школы искусств и не просто назвать их программы программами предпрофессионального образования, а определиться, какие к ним нужно предъявлять требования - жесткие федеральные государственные требования, которые закрепят наши учебные планы и не дадут нашим школам скатиться ни в какой «кружок». Вот если все это законодательно закрепить, то тогда при переводе в новое бюджетное учреждение учредитель будет понимать, что он должен ориентироваться на конкретные цифры, на конкретные предметы, которые перечислены в федеральных государственных требованиях, и не сможет произвольно ни сокращать, ни выбрасывать эти предметы. Ведь что еще происходит? Когда сокращают наши учебные планы, а это тоже уже идет повсеместно (экономятся деньги), то урезаются, например, часы на коллективное музицирование. И скоро наша система лишится духовых оркестров, хоровых коллективов – того, чем, собственно говоря, всегда гордилась школа. Ее лицо – большие коллективы, в некоторых школах количество таких коллективов доходит до 10-ти, 12-ти и даже 15-ти. Наши школы - мощнейшие культурно-образовательные центры!
- Ирина Ефимовна, наша газета не впервые обращается к закону об образовании, и с кем бы мы его ни обсуждали, никому он не нравится. Причем критика звучит всегда разумная. Скажите, пожалуйста, что за «серые кардиналы» его продвигают, не желая слушать разумных речей? Или, может быть, все зло происходит лишь от того, что просто денег в стране не хватает?
- Думаю, что нет. Срабатывает этакий чиновничий прагматизм. Это есть и в стенах Министерства образования и науки, и в Министерстве финансов, и в Минздравсоцразвития России, где в отличие от Министерства культуры людям кажется, что все можно очень просто и очень логично устроить. Ведь как рассуждают чиновники, далекие от системы художественного образования и не желающие понять ее специфику? «Школа искусств - это вторая школа, она необязательная, она в системе дополнительного образования, и надо распространить на нее общие законы». И все потому, что чем проще будет вся система образования устроена, тем легче будет ею управлять. Вот что главное: иметь механизм, удобнейший для управления.
- Ну, и вот это слово - «дополнительное» - тоже всех как-то сразу расслабляет.
- Конечно, потому что, повторю, понимается оно не в том смысле, что что-то одно обогащает что-то другое, а как нечто такое, что может и не приниматься всерьез по причине своей несущественности.
- Позвольте теперь второй большой вопрос, которого вы чуть выше уже коснулись: что будет, начиная уже с лета (если слухи верные), с финансированием школ?
- 2011-й год - это год изменений, касающихся абсолютно всех школ искусств в стране и связанных с формированием новых государственных заданий. Меняется тип бюджетного учреждения - в основном, на новые бюджетные учреждения, но частично школы могут перейти и в автономные учреждения. Наконец-то учредитель должен сесть и по всем правилам, которые уже расписаны в федеральных документах, по всем уже известным нормам и предписаниям, как это должно происходить, перевести учреждение в иной тип. Но, к сожалению, на местах или нет специалистов, которые могут по-настоящему этим заняться, или у этих специалистов нет желания либо времени – одним словом, все очень спешат, и получается буквально так: «сегодня вы такие, а уже завтра вы будете другие». В результате нормативы финансирования толком не просчитываются. Предполагается же, что новые бюджетные учреждения работают в новых условиях: они должны сами зарабатывать и вкладывать деньги в свое собственное жизнеобеспечение. Это, строго говоря, уже не бюджетные учреждения, хотя и называются новыми бюджетными. Государство дает им субсидии, то есть строго определенные суммы денег, которые руководители учреждения расписывают по статьям расходов. Этих денег немного, закладывается, в общем, такой норматив финансирования, что их явно будет не хватать – например, на «коммуналку». А индексации не закладываются (при этом, как известно, уже в январе коммунальные платежи выросли значительно). Это очень серьезный момент в жизни школ.
- Если школа теперь должна сама зарабатывать себе на жизнь, то что это повлечет за собой - коммерческие отделения, высокую родительскую плату за обучение?
- Пока нет речи о том, что снова стала легитимной родительская плата за обучение - до сих пор я не слышала об этом ни единого слова, - то есть у нас как прежде «висят» пресловутые «добровольные пожертвования». Это первое. Второе - платные услуги, на которых якобы может заработать и уже зарабатывает школа. Скажу вам как директор школы: платные услуги в школе - это то же самое образование (только выходящее за рамки образовательного процесса, обеспеченного учебными планами), а значит, педагоги точно так же работают и должны за эту работу получать заработную плату. Значительная часть этих «заработанных школой» денег уходит на зарплату преподавателям, и на развитие школы остается совсем немножко. Уверяю вас, на платных услугах особо не заработаешь, они не дают заметной прибыли школе. Этот источник дохода поддерживающий, и он, конечно, нужен школам. Но делать его козырной картой в игре, конечно, нельзя. Кстати, платные услуги хотя бы не облагаются налогом на добавленную стоимость. А вот если школа придумает что-то, что выходит за рамки ее образовательного процесса, и станет зарабатывать таким образом, то эти заработки будут еще и облагаться налогом на НДС.
…Сегодня для наших школ складывается почти тупиковая ситуация. С одной стороны, в Закон об образовании предложены все позиции, которые могут улучшить состояние школ искусств, и Комитет Госдумы по культуре очень помогал в их разработке. Осталось только включить эти предложения в новую редакцию раздела, касающегося образования в сфере культуры и искусства, но законодательство упирается со страшной силой. С другой стороны, опасение вызывает все, что связано с финансированием школ, а по сути - перспектива их банкротства после того, как школы переведут в автономные или в новые бюджетные учреждения.
P.S. Среди множества тех, кто критикует готовящийся закон об образовании, - ректор Московского государственного университета В.А. Садовничий. Высказываясь против того чтобы в вопросах долгосрочного развития образования апеллировать только к показателям спроса и предложения, как это предлагает закон, Виктор Антонович заметил: «Есть сферы человеческой деятельности, заведомо обреченные на коммерческий провал, но от них нельзя отказываться, если общество хочет остаться человеческим обществом. Человеческая жизнь не сводится к экономике, не везде возможна рыночная оценка эффективности. Какой театр эффективнее - Большой или Малый? Эффективнее всегда будет цирк».
Поделиться: