Top.Mail.Ru
АРХИВ
26.11.2012
МУЗЫКАНТ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУКА

В Брянском областном колледже музыкального и изобразительного искусства решили взвесить значение точных наук в своей деятельности.

Внедрение элементов исследовательской работы в практику учебного заведения эстетической направленности - дело непростое, тем более что музыкальная педагогика как отрасль педагогической науки еще не вполне сформировалась и в целом опирается на базу общей педагогики. Создание в колледже студенческого исследовательского общества встретило горячую поддержку администрации и самих ребят, однако нашлось немало скептиков, в том числе среди студентов, придерживающихся точки зрения, с которой начинается данная статья.

Педагогический эксперимент, согласно Л.П. Крившенко, это преднамеренное внесение изменений в педагогический процесс, глубокий качественный анализ и количественное измерение результатов изменения процесса. В этой связи исследовательскую работу мы начали с глубокого изучения теоретической базы, в том числе действующего с 2011г. федерального государственного образовательного стандарта. Прежде всего, нас заинтересовала новая трактовка модели выпускника, обладающего рядом ведущих компетенций. В их число входят общие компетенции и профессиональные, включающие в себя педагогические и исполнительские (именно в этом порядке) компетенции.

Для определения уровня сформированности ведущих компетенций нами были разработаны критерии и показатели (социальный, педагогический, музыкальный). Когнитивный критерий определяет степень сформированности сознания через следующие показатели: знание основных понятий этики и эстетики; знание педагогических категорий; знания в области музыки, средств музыкальной выразительности. Эмоционально-ценностный критерий определяет степень сформированности эмоционально-чувственной сферы через следующие показатели: проявление нравственно-эстетической отзывчивости («резонанса») на содержание и форму любой деятельности, поведения, общения; проявление педагогического резонанса как отношения к составляющим педагогического процесса; проявление музыкальности как специфической формы отзывчивости на явления музыкального искусства. Деятельностно-практический критерий определяет степень сформированности навыков поведения и художественной деятельности через следующие показатели: включенность в благотворительную и просветительскую деятельность; владение педагогической техникой; включенность в художественную деятельность.

Также были определены уровни сформированности ведущих компетенций будущих учителей-музыкантов: адаптивный, который свидетельствует о приспособлении к нравственно-эстетической и музыкальной культуре общества; репродуктивный, который свидетельствует об умении воспроизводить нравственно-эстетическую и музыкальную культуру общества по образцу, стандарту; креативный, который свидетельствует об умении развивать нравственно-эстетическую и музыкальную культуру общества.

Основными задачами констатирующей диагностики были:

- определение исходного уровня сформированности общих и профессиональных компетенций у студентов 1 и 4 курсов согласно разработанным критериям и показателям;

- выявление сегментов образовательного процесса, требующих изменений, новых подходов и в целом пересмотра существующей практики.

На этапе констатирующей диагностики для оценки сформированности уровней компетенций был использован комплекс диагностических методик.

Приведем примеры анкет, предложенных студентам 1 и 4 курсов.

1. Показатели когнитивного критерия диагностируются по следующим методикам:

А) Социальный показатель: знание общих нравственных и эстетических понятий. В основе лежит анкетирование, предлагаемое В.В. Кузнецовой для определения уровня развития общих нравственных и эстетических представлений обучающихся (общие компетенции). Для достижения чистоты эксперимента использовались определения понятий, данных в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова, причем из всех определений многозначного слова использовали только первичное значение. Задание – раскрыть смысл следующих понятий: добро, зло, толерантность, культура, патриотизм, прекрасное, искусство, личность, нравственность, эстетика.

Б) Педагогический показатель: знание педагогических категорий (профессиональные компетенции). Для достижения чистоты эксперимента мы пользовались определениями понятий, данными в педагогическом словаре Коджаспировых, из всех определений многозначного слова использовали только первичное значение. Задание – раскрыть смысл следующих понятий: образование, воспитание, педагогика, педагогическая культура, педагогический авторитет, педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогический имидж, педагогическая честь, педагогический такт.

В) Музыкальный показатель. Знания в области музыкального искусства (профессиональные компетенции). Задания:

1. Перечислите известные вам компоненты системы средств музыкальной выразительности.

2. Распределите по своему выбору исторические школы развития музыкальной культуры от ранних к более поздним; назовите известных вам композиторов: эпоха барокко - античная музыка - музыка Средневековья - партесный концерт - романтизмв - знаменный распев - музыка Возрождения – венский классицизм.

2. Показатели эмоционально-ценностного критерия диагностируются при помощи следующих методик:

А) Социальный показатель. Сформированность нравственно-эстетического резонанса на содержание и форму деятельности, поведения, общения диагностировалась при помощи методики «Шкала эмоционального отклика» А.Меграбиана и Н.Эпштейна, использующейся для исследования эмоциональной оставляющей эмпатии и таких ее параметров, как уровень выраженности способности к эмоциональному отклику на переживание другого и степень соответствия или не соответствия знака переживаний объекта и субъекта эмпатии.

Данная шкала позволяет фиксировать уровень выраженности способности субъекта эмпатии эмоционально отзываться на соответствующие ситуации, представленные как перечисление ряда открытых переменных, актуализируемых вербальным описанием:

1. Меня огорчает, когда я вижу, что кто-то чувствует себя одиноко в чужой компании.

2. Люди преувеличивают восприимчивость животных и их способность чувствовать.

3. Мне неприятно, когда люди открыто проявляют свои чувства.

4. Мня раздражает в несчастных людях то, что они всегда себя жалеют.

И т.д.

Б) Педагогический показатель. Наличие педагогического резонанса как проявление отношения к составляющим педагогического процесса диагностировалось с использованием адаптированной методики анализа педагогических ситуаций, предложенной Р.С. Немовым. Данная методика позволяет судить о педагогических способностях человека на основе того, какой выход он находит из ряда описанных в ней педагогических ситуаций. Познакомившись с каждой из затруднительных ситуаций, испытуемому необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования такой, который, по его мнению, с педагогической точки зрения наиболее правилен. Адаптация методики заключалась в выборочном подходе к предложенным ситуациям. Одна из ситуаций такова:

В самом начале занятия или после того, как вы провели несколько занятий, ученик заявляет вам: «Я не думаю, что вы как педагог сможете нас чему-то научить». Ваша реакция:

1.Твое дело – учиться, а не учить учителя.

2.Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить.

3.Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?

4. Тебе просто не хочется учиться.

5. Мне интересно знать, почему ты так думаешь.

6. Давай поговорим об этом подробнее, в моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль.

И т.д.

В) Музыкальный показатель. Отзывчивость на явления искусства диагностировалось при помощи адаптированной методики В.В. Ражникова «Словарь признаков характера звучания» для составления субъективной эмоциональной программы. Задание: назовите максимальное количество определений, фиксирующих ваше эмоциональное состояние при прослушивании следующих сочинений:

Бах. Месса си минор, №4.

Моцарт. Реквием, №7.

Чайковский. «Времена года»: «На тройке».

Рахманинов. Концерт для фортепиано с оркестром № 2, ч.1.

Свиридов. Кантата «Памяти С.Есенина», №1.

3. Показатели деятельностно-практического критерия диагностируются при помощи следующих методик:

Экспертная оценка осуществления различных видов деятельности. Параметры оценки:

1) регулярность посещения репетиционных занятий, концертных выступлений, социальных акций;

2) творческая активность на занятиях, концертах, акциях;

3) выполнение хормейстерских функций;

4) участие в деятельности иных творческих коллективов;

5) руководство творческим коллективом.

Первый этап комплексного педагогического эксперимента проведен. Задача студенческого исследовательского общества (председатель Е.Филина) – обработать анкеты, выявить закономерности по различным специальностям, выяснить мнения студентов по поводу проводимой работы, осветить ее результаты на всероссийских конкурсах студенческих исследовательских работ, конференциях и т.д. Учитывая, что подобная работа уникальна (не проводилась ни в одном из музыкальных учебных заведений среднего звена Центрального федерального округа), можно утверждать, что научный подход наряду с творческим взглядом принесет Брянскому колледжу музыкального и изобразительного искусства повышение статуса в научно-образовательной среде региона и послужит основанием для нового этапа развития на пороге 55-летнего юбилея.

Поделиться:

Наверх