Окончание выступления заместителя директора Департамента науки, образования и информационных технологий Министерства культуры РФ А.О. Аракеловой на межрегиональном совещании по вопросам нормативно-правового регулирования деятельности ДШИ (начало см.: «Играем с начала», 2012, № 4).
Теперь относительно проекта Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Типовое положение, которое действует в настоящее время, утверждено правительством РФ в 1995 году. Год назад полномочия по утверждению любых учебных учреждений, в том числе средних и высших профессиональных, правительство передало Министерству науки и образования РФ. На протяжении года министерство разрабатывает Типовое положение и пытается его согласовать со всеми заинтересованными ведомствами.
В проекте Типового положения предусмотрены виды учреждений дополнительного образования детей (чего нет в действующем Типовом положении), и ДШИ выделены в особый вид. Это была просьба Министерства культуры РФ - хоть как-то разграничить среди общей массы учреждений школы искусств для того, чтобы в следующих разделах этого нормативного акта мы смогли прописать особенность работы ДШИ.
В 145 законе ДШИ называются «детские школы искусств, в том числе по различным видам искусств». По этому поводу много недопонимания у учредителей и, к сожалению, уже имеются такие случаи, когда учредитель, не задумываясь, начинает переименовывать школы – музыкальные или хореографические в школы искусств, думая, что если есть такая формулировка в законе, то теперь нужно быстро переименовать. С Минобрнауки нами была достигнута договоренность, чтобы в Типовом положении были даны разъяснения, что кроме ДШИ у нас остаются еще и другие детские школы искусств. Поэтому в проекте имеется такая запись: «Наименование образовательного учреждения устанавливается при его создании и может изменяться в установленном порядке органом государственной власти, в ведении которого находится учреждение. Наименование учреждения указывает его вид и при необходимости специальное, в том числе исторически закрепившееся, название». И дальше перечисляются детские школы искусств. Если в этом перечне вы не увидели свою школу, в этом нет ничего страшного, потому что следующая фраза позволяет сохранить то историческое наименование, которое у вас есть. Разместить в нормативном акте 30 наименований детских школ искусств, которые сейчас есть в РФ, не предоставляется возможным. Поэтому мы выбрали те, которые можно классифицировать по видам искусств, и они заведены в этот перечень.
Хочу обратить внимание: «Учреждения реализуют дополнительные образовательные программы, в том числе дополнительные предпрофессиональные и общеобразовательные программы в области искусств в детских школах искусств». Эта фраза несколько растолковывает норму закона и указывает на то, что, если учреждение не реализует предпрофессиональные программы, то это не детская школа искусств. ДШИ должна реализовывать предпрофессиональные образовательные программы. Это не значит, что она не может реализовывать другие образовательные программы, но предпрофессиональные являются обязательными.
Норма, которая раньше отсутствовала и которая вводится в новое Типовое положение: в реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ предусматриваются аудиторные и внеаудиторные самостоятельные занятия по группам или индивидуально. И следующая норма: ДШИ устанавливают формы и порядок проведения промежуточной аттестации учащихся. Это сделано для того, чтобы вы лишний раз проверяющим и лицензирующим органам не доказывали, что вам нужно проводить экзамены, зачеты, технические зачеты, выпускные экзамены и т.д., чтобы вы спокойно могли разрабатывать свои учебные планы и реализовывать образовательный процесс с учетом исторических традиций.
Следующая норма, которая дублирует норму закона, касается итоговой аттестации выпускников. Здесь указывается также и на прием обучающихся в ДШИ. Я уже говорила, что в законе такой формулировки нет, но в части приема норма будет как раз содержаться в Типовом положении об учреждениях дополнительного образования детей. В проекте нового закона об образовании эта норма уже имеется.
Еще одна деталь: реализация тех или иных образовательных программ, в том числе и предпрофессиональных, должна осуществляться на основании лицензии. О лицензии и всех сроках и этапах, которые вам предстоит в ближайшее время пройти, хочу сказать: в первую очередь все это нужно внести в ваши уставы. Эта информация содержится в специальных сборниках, которые представители регионов уже получили, дополнение будет во второй части такого же издания. После того, как из Минюста выйдут зарегистрированные федеральные государственные требования, проекты которых есть на нашем сайте, вы сразу можете обращаться в лицензирующий орган, чтобы получить лицензию на образовательные программы.
Теперь о полномочиях директора образовательного учреждения. В основном здесь перечислены те права, обязанности и полномочия, которые указаны и в действующем Типовом положении, только добавлена «творческая деятельность». Кто смотрел ФГТ, тот знает, что кроме образовательной деятельности ДШИ должны будут заниматься еще и творческой, и культурно-просветительской деятельностью.
Виды деятельности. В этом разделе содержится информация, которая должна быть отражена в уставах образовательных учреждений. Пусть вас эта информация не пугает, поскольку в сборниках, которые будут разосланы во все субъекты РФ, все образцы формулировок изложены.
Структура управления деятельностью образовательного учреждения, порядок формирования функций коллегиальных органов управления, все, что касается численного состава коллегиальных органов управления вашего учреждения, срок полномочий этих органов и порядок их формирования - все должно быть отражено в уставах. Поэтому призываю посмотреть в уставы наших подведомственный учреждений, размещенные на официальном сайте министерства, чтобы вам легче было ориентироваться. Особый акцент сделайте на методический совет, который должен быть в каждой ДШИ, и все, что касается содержания ваших программ, должно проходить через методический совет.
В уставе должна быть информация по приему детей в вашу ДШИ. Вы можете воспользоваться той информацией, которая имеется в наших сборниках, можете придумать что-то свое. В наших сборниках говорится о том, что при приеме детей в ДШИ создаются комиссии по отбору и апелляционные комиссии. Наличие апелляционной комиссии — на ваше усмотрение: не хотите, не создавайте. Это только рекомендация. Формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации в общих чертах тоже должны быть отображены в уставе. Порядок и условия отчисления обучающихся — тоже весьма важный и сложный вопрос. 50% писем, которые к нам поступают от возмущенных родителей по поводу деятельности ДШИ, касаются как раз этого вопроса. Весь механизм этих норм тоже прописан в наших рекомендациях. Порядок перевода обучающегося с одной образовательной программы в области искусств на другую — проблема тоже весьма щекотливая. В зависимости от того, какие образовательные программы вы будете реализовывать в своем учебном заведении, эту проблему надо заранее предусмотреть.
Права и обязанности обучающихся и их родителей тоже должны найти отражение в уставе. Как и режим работы образовательного учреждения, численный состав учебных групп. Кстати, численность групп отражена в каждых ФГТ, поэтому в зависимости от программы, которую вы реализуете, прописывайте и численность, и продолжительность учебных занятий.
Перечень образовательных программ в области искусств и сроки реализации этих программ. Сроки - те, которые традиционно были в наших ДШИ, но с одним нюансом. Раньше было 7 или 8 лет. Теперь восемь, потому что срок обучения в общеобразовательных школах увеличился. Обозначенные сроки - это норматив по образовательным программам. Но бывают разные ситуации, и надо предусматривать вариативность даже в сроках обучения. В ФГТ предусмотрены следующие нормы:
- обучение по сокращенной программе. В первую очередь оно касается тех детей, которые пришли не в том возрасте, который обозначен в ФГТ.
- обучение по индивидуальным планам. Оно подразумевает обучение детей, которые часто участвуют в творческих мероприятиях и показывают высокие результаты. Естественно, что обучение и по сокращенной программе, и по индивидуальным планам должно быть согласовано с родителями ученика и обсуждено на методическом совете (потому что может затрагивать как один предмет, так и всю группу предметов того или иного года обучения).
Обратимся теперь к структуре ФГТ. Разделы, их наименование, их комплектация и содержание по своей сути отвечают тому образовательному процессу, характерному для наших профессиональных образовательных учреждений. Структура предусматривает общие положения, определения понятий, требования к минимуму содержания обязательной образовательной программы. В этом разделе дан перечень обязательных предметов и краткое их содержание, то есть обозначен уровень знаний, умений и навыков, который нужно «выдать» ребенку при его обучении в ДШИ. Федеральные государственные требования — это небольшой по объему документ, на основании которого образовательное учреждение обязано разрабатывать свою образовательную программу.
В 1-м и 4-м разделах всех ФГТ, которые есть в настоящее время, содержатся основные задачи ДШИ при реализации ими предпрофессиональных образовательных программ. Многие позиции взяты из Концепции образования в сфере культуры и искусства и в первую очередь направлены на творческое развитие детей - на выработку не только начальных профессиональных качеств, но и потребности в общении с искусством.
В 4 разделе ФГТ обозначена структура образовательной программы, которую вы должны разработать. Утвердить ее можно на основании директора образовательного учреждения. На первоначальном этапе рекомендую воспользоваться ФГТ. Итак, образовательная программа должна заключать в себе пояснительную записку (ее содержание вы берете из первой части наших ФГТ, где прописаны цели и задачи той или иной образовательной программы). Далее — планируемые результаты освоения обучающимися образовательных программ (их вы берете из 3 раздела ФГТ, где говорится, какие знания, умения и навыки должен получить выпускник ДШИ).
Дальше. Система оценок, которую вы будете использовать в образовательном процессе, - она также должна найти отражение в образовательной программе. На выпускных экзаменах вы должны пользоваться только 5-балльной системой, а во время промежуточной аттестации можете использовать любую систему — 10-балльную, 100-балльную, какую хотите.
В 5 разделе ФГТ обозначены требования по продолжительности учебного года, каникул, по численности учебных групп, по обеспечению образовательного процесса учебными коллективами (конечно, при необходимости). Требования к методическому обеспечению, к промежуточной, итоговой аттестации учащихся, кадровому и материально-техническому обеспечению образовательного процесса.
Отдельно о прохождении квалификации. Норма, которая вводится во все законодательные акты: педагогические работники должны проходить практику в первую очередь в профильных учреждениях. Здесь я хочу обратиться к учредителям ДШИ. Во многих регионах существует такая практика: нашли образовательную программу где-нибудь в институте повышения квалификации, непрофильном по отношению к нашей отрасли, и направили всех педагогов, 100 человек, на эти курсы, нужны они им или не нужны. Так что уважаемые учредители, старайтесь определяться с прохождением педагогическими работниками курсов предметно. Направляйте людей туда, куда им надо - для пользы дела, а не для того, чтобы поставить галочку.
Структура учебного плана. Все учебные планы сделаны по единой структуре. Она содержит в себе обязательную часть, вариативную часть и разделы, включающие в себя консультации, промежуточную аттестацию и итоговую аттестацию.
Те предметы, которые являются обязательными, имеют объем обязательных часов, которые в ФГТ зафиксированы одной цифрой. Все, что касается распределения по годам обучения этого общего объема, остается в вашей воле. Раздел, который касается вариативной части, - это тоже на ваше усмотрение. Здесь предложен перечень предметов. Вы можете полностью его проигнорировать и ввести свои предметы, при этом объем вариативной части тоже остается на ваше усмотрение: главное, чтобы у ребенка не было перегруза. Не больше 14 часов в неделю аудиторной нагрузки и 26 часов максимальной нагрузки в неделю.
Подробный анализ важнейших документов не был на этом завершен и не ограничивался теми акцентами, которые сделаны внутри публикации: газетный формат неминуемо требует сокращения. Нам остается лишь повторить рекомендацию А.О. Аракеловой регулярно заглядывать на интернет-сайт ведомства и самостоятельно изучать жизненно важные для наших школ искусств законодательные тексты.
Поделиться: