14 апреля в ГУДИ состоялась встреча с одним из лучших валторнистов России и мира, виртуозом, феноменально владеющим многими духовыми инструментами, неутомимым экспериментатором и просто человеком с необыкновенно широким кругозором Аркадием Шилклопером
Эта встреча – начало масштабного проекта, в рамках которого в Государственном училище (колледже) духового искусства пройдет ряд встреч с выдающимися людьми искусства. «Студенты ГУДИ нечасто посещают концерты и другие культурные мероприятия. Во-первых, им просто не хватает времени, а во-вторых, не все могут себе позволить купить дорогие билеты, – рассказал директор, заслуженный артист России и Украины, профессор В.Г. Лебусов. – Недавно я случайно встретился с Аркадием Шилклопером, с которым мы когда-то вместе учились, и предложил ему приехать и провести встречу с нашими ребятами. Он с радостью согласился, несмотря на свой плотный график. Так родилась идея создать цикл встреч с известными деятелями искусств, причем не только в музыке, которые могли бы стать примером для подражания и обогатить студентов культурно и духовно. Уже есть договоренность с начальником Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил России, генерал-лейтенантом, народным артистом РФ В.М. Халиловым, который, кстати, был моим одноклассником. Хочу также пригласить В.М. Юматова – народного артиста России и ведущего актера театра “У Никитских ворот”, а также режиссера-мультипликатора, народного артиста России Ю.Б. Норштейна. Думаю, что и школьникам, и студентам будет интересно и полезно узнать из первых уст и о драматическом искусстве, и о мультипликации, и о многом другом».
Все эти встречи будут проводиться открыто – прийти сможет любой желающий. Единственная проблема – небольшой концертный зал, но со временем она будет решена. «13 апреля у нас состоялся День открытых дверей – гостей было так много, что все не могли уместиться в зале. Решить вопрос с помещением – наша следующая задача, тем более, что в следующем году училищу исполняется 25 лет, и к этому юбилею мы серьезно готовимся», – пояснил В.Г. Лебусов.
Сегодня ГУДИ является лидером среди средних специальных учебных заведений в области подготовки исполнителей на духовых инструментах, и в первую очередь – благодаря педагогическому составу. В этом году он пополнился выдающимися музыкантами, каждый из которых – прекрасный исполнитель на своем инструменте, имеющий высокие звания и преподающий в лучших музыкальных вузах России: А.Л. Гофман, Н.В. Мозговенко, В.С. Шиш, Д.М. Лукьянов. «К каждому из этих мастеров, предварительно записавшись, можно прийти на консультацию. Даже если ученик планирует поступать в ГУДИ только через несколько лет, очень полезно уже сейчас узнать о своих плюсах и минусах и соответственно скорректировать свою подготовку. В составе ГУДИ есть и музыкальная школа, где учатся школьники 5-9 классов. Наши преподаватели готовят их к поступлению в училище, и, при успешной сдаче вступительных экзаменов, ведут и дальше. Но я бы не хотел, чтобы все учащиеся в школе думали, что после ее окончания они автоматически переходят в число студентов ГУДИ. Желающих учиться здесь много, и, чтобы выдержать конкуренцию, надо работать не покладая рук», – подчеркнул В.Г. Лебусов.
Встреча с удивительным музыкантом А. Шилклопером – безусловно, событие, способное вдохновить и школьников, и студентов на самые смелые творческие подвиги. Исполнитель принес с собой множество духовых инструментов – от раковины (!) до альпийских рогов, продемонстрировав по-своему прекрасное звучание каждого из них. Встреча-концерт стала настоящим путешествием не только в историю духовых инструментов, но и всего человечества, раскрывающим музыкальные традиции разных стран и континентов. Диджериду, сопровождавший обряды австралийских аборигенов в далекой древности, охотничий рог, звучащий в лесах средневековой Баварии, рог, чьи многочисленные модификации составляли знаменитые российские роговые оркестры петровских времен, корно да качча, для которой писал партии в концертах и хоралах И.С. Бах, альпийский рог, с помощью которого до сих пор подают друг другу сигналы пастухи в Альпах – все эти и другие инструменты оживали в руках мастера, подчас исполняющего совсем не привычный для них репертуар. Так, на флюгельгорне А. Шилклопер сыграл пьесу собственного сочинения с интригующим названием «Дуэт для одного», построенную на музыкальном материале русских хороводных песен: к инструментальному звучанию в процессе развития подключается и вокал исполнителя, пропевающего голосовыми связками протяжную мелодию одновременно с игрой виртуозных трелей. Пьеса вызвала фурор, что неудивительно: трудно представить, что кто-нибудь из духовиков способен показать нечто подобное на своем инструменте.
Вторым участником концерта стал Аркадий Кириченко – вокалист, участник ансамбля интуитивной музыки «Три О», с которым Аркадий Шилклопер сотрудничает уже не одно десятилетие, преподаватель МГДМШ им. В.М. Блажевича по классу тубы. Выразительные возможности его голоса и знание множества вокальных культур мира позволяют А. Кириченко передать и «первородное» древнее пение, и фольклор разных стран, и горные пастушьи переклички, и великолепно исполнить блюз. Его «вокальная акробатика», по выражению А. Шилклопера, необыкновенно украсила концерт и оставила незабываемые впечатления в душах юных музыкантов.
Своим музыкальным мировоззрением А. Шилклопер поделился с «Играем с начала»:
– Инструменты, которые я сегодня представляю, имеют одинаковое окончание – хорн (горн), что в переводе с немецкого означает «рог»: флюгельгорн, альпенхорн (альпийский рог), вальдхорн – немецкое название валторны, хиртенхорн – пастуший рог. И, кстати, итальянское название корно да качча переводится как охотничий рог. Любой рог – это натуральный инструмент, и его возможности сопоставимы с натуральной валторной. Иногда я показываю цитаты из валторновых концертов на роге, чтобы это продемонстрировать.
Я получил академическое образование, но еще в период моего становления меня интересовали различные направления музыки – как в академической сфере, так и в народной традиции, причем не только русской. Я изучал фольклор балканского региона, кельтскую музыку, историю индонезийской музыки, джаз – как бы коллекционируя различные звуковые краски. Я, как хороший повар, собираю ингредиенты и потом готовлю из этого свое блюдо. Но к любой традиции я отношусь с уважением, стараясь ее не коверкать, а вдохнуть в нее новое дыхание. Безусловно, джаз – благодатная почва, с легкостью вбирающая в себя фольклор разных народов и любые инструменты – будь то дудук, волынка или альпийский рог. Но в академической музыке тоже есть место для импровизации – она может быть структурной, динамической, тембральной. И, кстати, интерпретация – это тоже часть импровизации.
Я уже много лет пытаюсь раздвинуть «узколобость» академических музыкантов во всем мире. Как правило, у духовиков она еще более ярко выражена. Некоторые приемы, которые сегодня вызывают удивление – например, циркулярное или перманентное дыхание – распространены в фольклорных традициях разных стран: так играли и австралийцы на диджериду, и русские исполнители на жалейках им прекрасно владели. Суть его в том, чтобы играть не только на выдохе, но и на вдохе, за счет чего возникает непрерывная мелодия – это не так трудно, просто сложно понять.
Музыка – это вид искусства, который прежде всего предполагает радость и удовольствие от игры. Это именно игра, а не мучение и не работа. Но играть, конечно, надо профессионально. Человек, который выходит на сцену, должен понимать, что от него ждут какого-то рассказа – музыкального, эмоционального, энергетического. Но для того, чтобы рассказать что-то интересное, надо знать, что ты играешь и для чего. 99% процентов исполнителей на духовых инструментах не знают, в какое время жил композитор, что это была за личность, почему он сочинил то или иное произведение. Валторнисты знают концерт И.В. Штих-Пунто – на мой взгляд, он написан гораздо интереснее, чем все четыре валторновых концерта Моцарта. Но кому-нибудь что-нибудь известно о самом Штих-Пунто?! А ведь, по данным Музыкальной энциклопедии, он написал 24 концерта для валторны!
17 апреля у меня будет концерт в московском Доме музыки под названием «Непритворные россказни». Это – музыкальные рассказы, родившиеся и из моего собственного опыта, и услышанные во время путешествий по странам и континентам, которых, славу Богу, у меня было много. Я общался с настоящими австралийскими аборигенами, я играл в Швейцарии вместе с альпийскими музыкантами – и находил с ними общий язык благодаря музыке. В моей жизни было много свидетельств, и все они зафиксированы, когда я своей игрой прекращал дожди, вызывал радуги, а иногда неожиданно выходило солнце. Я не хочу сказать, что я волшебник, я просто проводник, и это доступно каждому из вас: если хорошо играть на духовом инструменте, вкладывая в это душу, энергия звука становится настолько сильной, что может влиять и на состояние самого человека, и на природу, и на погоду. Так что музыка не только обогащает нас эмоционально, но еще и дает возможность общаться с миром и развивать самого себя. Цените это, потому что это большое счастье!
Поделиться: