Жизнь Сергея Прокофьева неразрывно связана не только с крупнейшими городами России, Европы и Америки, но и с дорогим и близким его сердцу Подмосковьем. Искреннее восхищение подмосковной природой способствовало скорейшему воплощению новых замыслов и творческих планов композитора. Так, в январе 1935 года Сергей Сергеевич, заключив договор с Большим театром о сочинении балета «Ромео и Джульетта», уезжает в дом отдыха «Поленово», где и принимается за работу. В Подмосковье Прокофьев встретил первые месяцы Великой Отечественной войны и дни ее победного окончания. Композитор лечился в санатории «Подлипки», после того как испытал неожиданный приступ болезни, с которой ему пришлось бороться до конца жизни. Последние годы мастера прошли на даче на Николиной горе.
Сергея Прокофьева помнят и чтут в Подмосковье. В 1995 году одному из средних музыкальных учебных заведений Московской области было присвоено его имя, ведь Прокофьев - это «музыка и молодость в расцвете», по определению Константина Бальмонта, и именно подрастающие музыканты нуждаются в непобедимой энергии, излучаемой творчеством композитора. Учебное заведение это хорошо известно: Второе Московское областное музыкальное училище в городе Пушкино, недалеко от места последнего дачного проживания композитора. Присвоение имени Сергея Прокофьева сыграло особую роль в жизни училища. С одной стороны, в этом факте выразилось общественное признание успешной творческой работы преподавателей и студентов. С другой стороны, оказанная коллективу честь предполагала большую работу по изучению и пропаганде прокофьевского наследия. Исключительно приятным следствием перемены в названии училища стала возможность познакомиться с одним из сыновей композитора – Олегом Сергеевичем, тогда уже жившим в Великобритании.
Незабываемой была первая встреча: 15 февраля 1996 года коллектив училища принимал Олега Прокофьева у себя в гостях. Олег Сергеевич с большой заинтересованностью отнесся к знакомству, продлившемуся, кстати, до его последних дней.
Он более двух часов беседовал с преподавателями и студентами. Все были поражены его замечательным даром рассказчика, его способностью размышлять вслух, извлекая из памяти детали прошлого. Конечно, нас интересовал вопрос о влиянии Сергея Сергеевича на сыновей, на их выбор жизненного пути, а также их отношение к профессии музыканта. Интересно, что на фоне искреннего восхищения работой отца у сыновей достаточно рано определилось желание заниматься изобразительным искусством, а не музыкой. В результате Олег стал художником, а его старший брат Святослав – архитектором. Олег Сергеевич учился у замечательного представителя объединения «Мир искусства», педагога с широкими творческими интересами Роберта Фалька, брал уроки у Петра Кончаловского (написавшего известнейший из портретов композитора). Творческие интересы Олега Сергеевича не исчерпывались живописью, графикой, скульптурой. Он был поэтом, написал две книги об Индии. Вот, может быть, эта широта интересов и было тем, что он взял у своего великого отца?
Во время общения с нами Олег Сергеевич вспоминал об увлечении Сергея Сергеевича ботаникой. И даже заметил, что если бы его отец не был композитором, то стал бы садовником, о чем не раз говорил сам Прокофьев. За этим высказыванием композитора, которое представляется всего лишь шуткой, все же многое стоит. Создание сада – метафора создания и «возделывания» своего собственного мира. Это стремление к постижению и преобразованию жизни любым способом – через звуки или в сотворчестве с природой. Олег Сергеевич говорил и об известной любви Прокофьева к шахматам и дружбе с выдающимися шахматистами XX века: Алексеем Алехиным, Михаилом Ботвинником, Хосе Капабланкой. В рассказе сына присутствовали и другие замечательные люди круга отца: Всеволод Мейерхольд, Сергей Эйзенштейн, Александр Таиров, Игорь Стравинский, Дмитрий Шостакович, Франсис Пуленк, Генрих Нейгауз, Святослав Рихтер. Много говорилось об общении Прокофьева с Николаем Мясковским, которого Сергей Сергеевич считал своим лучшим другом на протяжении всей жизни и неизменно советовался с ним как со старшим коллегой по всем творческим и жизненным вопросам. Однако над всеми современниками Прокофьева – Глазуновым и Танеевым, Глиэром и Черепниным – возвышается фигура Римского-Корсакова, с которым Сергей Сергеевич начинал заниматься еще подростком, как хорошо известно из его биографии. Но напоминая об этом факте, Олег Сергеевич упомянул также и о «вредном характере» Анатолия Лядова, критиковавшего Прокофьева и Мясковского за их стремление к новаторским гармоническим приемам.
Пристрастия Прокофьева-читателя тоже были темой встречи с Олегом Сергеевичем. Он говорил о том, что любимым русским писателем отца был Чехов, что из западной литературы Прокофьев выделял, например, роман М.Митчел «Унесенные ветром». И, конечно, разговор о круге чтения Сергея Прокофьева невозможно было представить без упоминания имен Льва Толстого, Достоевского и Шекспира, чьи произведения легли в основу крупных произведений композитора. Книга стала и подарком Олега Прокофьева нашему училищу – это был «Дневник» композитора, впервые изданный по его рукописям во Франции.
Вот уже 16-й год училище с гордостью носит имя Сергея Прокофьева. В нем оформлена экспозиция, посвященная композитору (сейчас она находится на реконструкции и расширении); проводятся студенческие конференции, конкурсы имени Прокофьева, в репертуаре студентов неизменно присутствуют прокофьевские сочинения, периодически проходят концерты и творческие встречи в московском Музее С.С. Прокофьева (Камергерский переулок, д. 6/5, кв. № 6 – последний адрес композитора).
В 1989 году в училище впервые прошел конкурс «Юный композитор» - тогда он был еще зональным и не носил имени композитора. С 2004 года конкурс проводится раз в два года, он имеет статус областного, но география его участников уже настолько расширилась, что ему впору становиться международным. Конкурс входит в Ассоциацию конкурсов России и сотрудничает с видными музыкантами. Постоянным председателем жюри является профессор Московской консерватории композитор Т.А. Чудова. Среди членов жюри – профессора РАМ им. Гнесиных Г.В.Чернов, Ю.Н. Чугунов, И.С. Стогний. Между проведениями конкурса мы организуем фестивали композиции, которые дают возможность юным композиторам общаться, исполнять свои произведения. У нас также создан Клуб молодых композиторов им. С.С.Прокофьева, который сотрудничает с таким же клубом в Российской академии музыки и с кафедрой композиции Московской консерватории.
Одно из важных событий, посвященных 120-летнему юбилею Сергея Прокофьева, в нашем училище уже состоялось в начале нынешнего учебного года. Это была студенческая конференция предметно-цикловой комиссии «Музыкальная литература», на которой студенты-теоретики постарались максимально полно осветить прокофьевское творчество. На конференции звучало много музыки – и в живом исполнении, и в записи. Но основное ее содержание составили подготовленные устные сообщения. Особое внимание привлек доклад о литературном творчестве композитора, где было обращено внимание на свойственную Сергею Прокофьеву тонкую наблюдательность и способность необычно выражать свои впечатления. Хочется привести несколько подтверждающих примеров: «Сегодня все было забыто, на дворе смеялось солнце» («Сказка про гриб-поганку»); «Уйдите! Уйдите! Разве вы не видите, что я пуст, как футляр, из которого вытащили скрипку?!» («Блуждающая башня»); «Это произвело такой эффект, будто по его зеркальной душе провели тупым ножом» («Два маркиза»).
Юбилейные торжества продолжаются. 120-летию со дня рождения Сергея Прокофьева посвящается и I Московский областной открытый детский и юношеский конкурс пианистов, который пройдет в стенах училища 16 - 17 апреля. Появление такого конкурса оправданно, потому что прокофьевская фортепианная музыка с ее необыкновенно ярким образным строем интересна студентам, ее также с большим увлечением играют и дети, о чем мы хорошо знаем, потому что наше училище ведет серьезную методическую работу с учащимися ДШИ и ДМШ области. Председателем оргкомитета этого конкурса является Александр Серафимович Скрябин - заведующий отделом конкурсов и фестивалей Международного союза музыкальных деятелей. Членами жюри станут профессор Московской консерватории А.А. Мдоянц и профессора РАМ им. Гнесиных Г.Б. Гордон и И.В. Никонович. Награждение победителей и гала-концерт закрытия конкурса состоится в московском Музее С.С. Прокофьева 24 апреля.
Активная творческая жизнь нашего училища продолжается, несмотря ни на какие потрясения и трудности. Мы открыты для всего нового. И примером нам служит редкий дар гениального композитора видеть красоту жизни и всегда радоваться ей. В 1991 году об этом замечательно сказал Альфред Шнитке в своем «Слове о Прокофьеве»: «Этот человек видел мир иначе и иначе слышал его. Наверное, природа подарила ему иные основы и иные точки отсчета, чем подавляющему большинству людей. Темные бездны реального никогда не лишались в его представлении всепокоряющего солнца. Это абсолютно уникально. Кого можно с ним сравнить?»…
Поделиться: