С московским педагогом по вокалу Гертрудой Михайловной Трояновой мы встретились в репетиционном классе. Увидев эту женщину невысокого роста, удивилась, где умещается такой мощный голос? Откуда такая сила?
На ее занятии я просидела почти пять часов, не заметив ни времени, ни усталости. Ученики сменяли друг друга каждые полчаса. И каждый из них начинал с одного и того же: «а я-а-а», «е-е-ду», «лю-ю-ли». Звуки стократно повторялись, потом, также по слогам, начинали звучать отдельные слова из произведений, и только после этого исполнялось само произведение. Каждому ученику, независимо от того, как давно он занимается и какие у него успехи, Гертруда Михайловна терпеливо и уважительно объясняла ошибки, показывая, как надо пропевать тот или иной звук.
В чем секрет методики Трояновой? Оказывается, все дело в простоте. Когда мы говорим и произносим звуки неосознанно, нам легко, разве не так? Мы даже не задумываемся, просто говорим и все. А что такое пение? По утверждению Гертруды Михайловны, это разговор на долгих гласных. Так что же в этом может быть сложного?..
Педагог и ученики
Гертруда Михайловна Троянова родилась в Херсоне: отец был военным, и семье приходилось часто переезжать с места на место. Уже в два года Гертуся и ее четырехлетняя сестра Тамара коротали время в пути, распевая на два голоса, чем доставляли удовольствие родителям и попутчикам. Потом война, эвакуация в Оренбург. Там начались первые выступления Герты в госпиталях под собственный аккомпанемент на аккордеоне. В 1943 году семья вернулась в Москву, и Герта Троянова поступила на курсы общего музыкального образования, а затем в училище им. Ипполитова-Иванова, куда ее приняли сразу на третий курс. После училища был институт ГМПИ им. Гнесиных, по окончании института - работа в Одессе, где молодой певице довелось много выступать с симфоническим оркестром. Затем – возвращение в Москву и работа в филармонии и на радио.
Знакомство и успешное сотрудничество с такими музыкантами, как Е.Гнесина, Б.Покровский, Ю.Муромцев, Н.Делициева, Е.Светланов открывали перед Гертрудой Трояновой творческие перспективы. Но оставались вопросы: как добиться свободы пения, красочности и полноты голоса? Что такое правильное звукоизвлечение, опора звука, его долгота, и если звук долгий, то где он помещается? Все эти муки творчества, а также частые простудные заболевания, не дававшие в полную силу использовать природные вокальные возможности, привели певицу в такое отчаяние, что в один прекрасный момент она прервала концерты и серьезно задумалась о своем пребывании на сцене. Вопросы были заданы - ответы не заставили себя ждать. Пятьдесят уроков, взятые у замечательного музыканта Евгения Августовича Кангера, открыли настоящие понимание того, что надо как следует овладеть главным инструментом вокалиста – голосовыми связками. С этого момента Гертруда Троянова начала эксперимент по разработке собственной теории и техники пения, которую опробовала на себе.
В 1961 году, когда многие из партнеров Гертруды Трояновой навсегда распрощались с ней, как с певицей, она после значительной творческой паузы успешно прошла всесоюзную тарификацию и, вызвав шквал аплодисментов в зале и всеобщее признание жюри, получила место во Всероссийском гастрольно-концертном объединении. Через несколько лет насыщенной концертной деятельности Гертруда Михайловна приняла два исключительно интересных предложения: петь в ансамбле солистов «Мадригал» под управлением А.Волконского и стать солисткой камерного оркестра Л.Маркиза. Она выбрала второе и в течение пяти лет пела Перголези, Вивальди, Каччини, Асторгу, Баха, Моцарта, Генделя, Перселла, объехав с концертами всю страну. После расформирования оркестра в 1969 году Гертруда Михайловна прошла конкурс в Московскую областную филармонию, где наряду с концертной работой начала педагогическую (в том числе репетиторскую) деятельность.
Слава о Гертруде Михайловне как о педагоге по вокалу, обладающем уникальной авторской методикой, быстро распространялась среди певцов, и у нее стали появляться ученики со всех концов Советского Союза и из-за рубежа. А после того, как певица из Австрии показала видеосъемку занятий Трояновой в международной летней академии «Моцартеум» в Зальцбурге, Гертруду Михайловну пригласили провести в «Моцартеуме» мастер-класс. В итоге Гертруда Троянова получила звание профессора академии, проработав в ней пять лет. Затем были мастер-классы в Германии и Швейцарии.
Сегодня занимавшиеся с Г.М. Трояновой вокалисты успешно работают на самых знаменитых мировых оперных сценах. Это Елена Заремба, Светлана Качур, Наталья Бурлина. Среди них шесть заслуженных артистов РФ: М.Лапина и Р.Муравицкий (солисты Большого театра), С.Мурзаев, В.Кошубаева, Т.Куинджи (солистка театра «Геликон-опера»), А.Цилинко (солист театра им. Н.Сац); два лауреата премии «Золотая маска»; лауреаты международных и российских конкурсов: Е.Капустин, П.Быков, Л.Молина, Н.Владимирская (театр им. Станиславского и Немировича-Данченко).
От первого лица
«Я всегда недоумевала, почему знания анатомии и физиологии гортани не помогают педагогам, которые обучают будущих вокалистов? Педагог не может правильно сформулировать задачу, забывая о том, что надо обратить внимание ученика на гортань – основной орган, в котором рождаются гласные звуки, и уровень звука на всем диапазоне остается именно там, где рождаются гласные на связках.
Первая функция гортани – подача воздуха в организм, благодаря этому мы дышим и живем. Вторая функция – это воспроизведение слова, состоящего из гласных и согласных. Гласная – звучащая, согласная – не звучащая, зависящая от гласной. Благодаря гласным, рожденным в гортани, мы говорим.
Разговорная гласная короткая, а природа пения – это долгая гласная. Где же поместиться долготе, которая требует пространства? Оказывается, тело, в котором находится воздух, и является тем пространством, где помещается долгая гласная.
Пение – это и так выдох, которым мы не управляем, зачем же ему мешать? Мы владеем вдохом, он «нападает» на связки, атакует их. Связки в свою очередь открывают голосовую щель, то есть подготавливают «инструмент» к работе и пропускают воздух по трахее, бронхам в легкие, а звук – гласная – тем временем идет за вдохом и его озвучивает.
Меня долго занимало, что означает выражение: «чем выше, тем ниже». Вот разгадка: воздух ведет за собой долгую гласную, которая стремится на опору. Таким образом, ход к верхнему регистру открыт. Психологический барьер восприятия и воспроизведения певцом верхних нот исчезает. Регистры однородны, настроены по уровню грудного регистра.
Глотка, функция которой глотать, а не образовывать гласные, расслаблена, свободна; узость и зажатость исключены. И самое главное в этом – путь в гортань будет свободным, она будет открытой, получая вдох, освобождая мышцы и слизистую глотки от травмирования.
Вы добьетесь покоя лица (оно должно оставаться красивым), удобства и удовольствия в пении, оставив гортань в покое, как при разговоре. И мы подтвердили, что пение – это разговор на долгой гласной, которая, рождаясь в гортани, остается в ней же на месте разговорной речи. А тон дает организм (нервная система, мозг, уши).
Гортань – это тысячи лошадиных сил энергии, которые должны быть включены в работу вибрации – звук. Красивый тембр и ваша природа восторжествуют, и вы вспорхнете на вдохе вместе с музыкой!»
Десять заповедей
Методику Г.М. Трояновой ее ученики свели к десяти заповедям.
- Пение – это разговор на долгих гласных.
- Звук рождается в гортани.
- Начало звука – это вдох к гласной.
- Мы говорим короткими гласными, а поем долгими.
- Инструмент находится в теле.
- Грудной регистр – база всего голоса.
- Тон дает организм.
- Согласные озвучиваются гласными.
- Последующие гласные продолжают линию первой. Это и есть звуковедение.
- Наше тело заполнено воздухом, и мы его озвучиваем.
Поделиться: